|
От
|
Сергей Вадов
|
|
К
|
Денис Лобко
|
|
Дата
|
14.08.2006 11:59:45
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Как изменяется история в сознании людей.
>>Я бы, может, хотел бы в московскую "фирму" - и меня бы даже брали - а прописка где? не каждый согласен дворником (или бомжом - их и в СССР было как поросят).
>
> Так что не надо ля-ля. До этого маскимум, что я видел - это богомольные бабушки, которые на паперти перед церковью милостыню просили. Мало того, все без исключения мои знакомые точно так же, бомжей в товарных количествах увидели после развала.
Даже советская аббревиатура "бомж" (в 1980 году уже заведомо существовавшая и употреблявшаяся в протоколах - а, вероятно, и раньше) стала считаться атрибутом новой власти. Раньше, правда, был еще неофициальный термин "бич" (с тем же значением), но его в протоколах не писали (а еще раньше был термин термин "лишенец", но его я только от родителей слышал).
Указанное Вами явление (увеличение количества визуально наблюдаемых бомжей в крупных городах) есть сумма нескольких слагаемых, из которых вижу 4 крупных:
1. Отмена ст. 209 УК РСФСР "Занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни".
2. Прекращение практики высылки той части "антисоциального элемента", которую затруднительно было осудить по ст. 209, за пределы крупных городов [например, часть вернувшихся из мест лишения свободы упреждающе высылали из Москвы].
3. Выдача в 1976-1981 годах паспортов крестьянам и "прочим категориям граждан СССР, которым ранее паспорта не выдавались" с постепенным ослаблением фактических неприятностей от МВД для переехавшего в Москву без прописки.
4. Увеличение числа реально не имеющих жилья людей (столкнувшиеся с мошенничеством при обмене квартиры, беженцы из разбомбленного Грозного).
Оценить вклад каждого из слагаемых весьма сложно, т.к. милицейская статистика не доступна. Как оценить, какая часть бомжей в Москве являются коренными москвичами, потерявшими жилье от мошенничества, а какая часть - приезжими из деревень ? Не знаю - разве что опрос на Курском вокзале провести; вероятно, этого никто не делал. Тут есть хорошая аналогия с гомосексуалистами - количество наблюдаемых геев на улице увеличилось за 20 лет в еще большей пропорции, чем с бомжами (в СССР я буквально пару раз видел парочку юношей, держащихся за руки - а сейчас на станции метро "Китай-Город" таких полно в любое время суток), а реальное количество гомосексуалистов, видимо, осталось тем же или даже немного уменьшилось (если опираться на гипотезу, что доля лиц, склонных к гомосексуализму, в общем населении, всегда примерно одинакова).
Воспоминания бомж'ей советских времен встретить трудно (они, как и бомжи сегодняшние, могут оставить рассказ о своей жизни, только если из трясины удастся выбраться, а это удается, увы, немногим). Вот один из немногих известных рассказов о жизни бомжа в СССР - возможно, Вам будет интересно http://www.russdom.ru/2005/200508i/20050816.html .
Сергей Вадов