|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
30.08.2006 20:05:35
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Понятие "пропаганды" в Литве и не только ("Delfi", Литва) (*+)
Версия для печати. Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru
http://www.inosmi.ru/translation/229618.html
Понятие "пропаганды" в Литве и не только ("Delfi", Литва)
Нида Василяускайте / Nida Vasiliauskaite, 30 августа 2006
Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей
ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Андрей
Синельников, за что мы ему крайне признательны
____________________________________________________________
Пропаганда, как все прекрасно знают, - это организованная,
институциализированная стратегия формирования мнения; осознанно
селективный, тенденциозный, односторонний способ подачи информации;
иначе говоря - это направленная дезинформация, распространяемая в
чьих-то политических (в широком смысле) целях.
Один из классических пропагандистских трюков - показывать пальцем на
тех, кто старается этой пропаганде воспротивиться и громко кричать, что
пропаганду распространяют именно они: "Смотрите, там враги! Это они (не
мы) стремятся вас одурачить. Это они (не мы) навязывают вам свои
ядовитые взгляды!". Ведь лучший способ убедить - сказать, что тебя уже
обманули (другие).
Или ты с нами, или против нас: никаких сомнений, никаких сложных
размышлений, никаких полутонов. Мир без церемоний раскалывается на
"своих" и "чужих", культуры "жизни" и культуры "смерти", зоны "добра" и
зоны "зла", и, поскольку, пропаганда - без сомнения плохая вещь (открыто
позитивно ее оценивают только нацисты и советские энциклопедии), то
совершенно очевидно, что ее место - на земле врага. "Это он, враг, -
источник зла, и есть настоящий пропагандист, а мы просто жаждем сказать
ему правду. Это у него, врага, нечистые интересы, а мы просто любим
человечество и горим желанием ему помочь - ничего больше".
С оппонентом не дискутируют. Его аргументы не выслушиваются и не
анализируются - повторяются только вырванные из контекста или искаженные
обрывки аргументов. Ему не позволяется самому "определять себя". Он
вводится в контекст только негативно, как темный фон, на котором должен
проступить светлый автопортрет говорящего положительного героя.
Цитируемые слова оппонента тщательно обрамляются, заранее представляя
его КАК ПРОПАГАНДИСТА. Чтобы публика знала, к кем имеет дело.
Новейший образец такой стратегии - риторика крайне правых,
неоконсерваторов (или, короче, неоконов) США, которая нашла в Литве
исключительно благоприятный рынок. Наряду с разговорами о советской или
нынешней пропаганде Кремля, это понятие чаще всего можно услышать именно
в близких неоконовскому мышлению контекстах, когда обвиняются в
распространении пропаганды все те, для кого неприемлемо неоконовское
мышление и кто об этом говорит публично: я имею в виду появление такие
ошеломляющих сочетаний слов, как "пропаганда толерантности", "пропаганда
неограниченной свободы", "пропаганда релятивизма", "пропаганда
гомосексуализма" и т.д.
Совершенно необязательно оппонировать неоконам политически, достаточно
скептически ухмыльнуться, возразить, усомниться, критически
поанализировать, публично заявить частное мнение, не одобрить
антилиберальную (в американском смысле) позицию по какому-либо
конкретному вопросу, просто с отвращением отвернуться от неоконовских
ценностей или открыто представить свою не вмещающуюся в эти ценности
персону - и вас объявят пропагандистом. Лицом, которое (кем-то нанятое
или одураченное) "фальсифицирует реальность" и "агрессивно
распространяет", как некую смертельную заразу, чудовищные идеи (о
чудовищности, естественно, не может быть никаких дискуссий; неоконы вам
уже разъяснили раз и навсегда, что чудовищно, что нет и почему -
остается верить, иначе "пропагандистом" объявят и вас). А то услышат
вдруг порядочные граждане...
Таким образом превращенный в "пропагандиста толерантности" оппонент
дисквалифицирован - он теряет статус партнера в дискуссии, статус
уважаемого участника общественного пространства. С ним не стоит больше
вести разговор - достаточно его заклеймить морально, прилепив
отпугивающую этикетку - "поверхностного шалопая", гедониста (а это
ужасно!), "обожравшегося потребителя", "немыслящего представителя
поколения MTV", "псевдоинтеллектуала" или просто не вылезающего из
Макдональдса типчика, "низкопоклонниками прогнившего Запада".
Да, естественно, последнюю этикетку - уже из советской риторики,
подобрала нарочно, потому что называние оппонентов "прогнившими
низкопоклонниками" - очень близко сердцу и неокона, и консервативного
патриота-литовца. И ничего странного, что определенные черты
неоконовской риторики отлично приживаются и в таких странах, как
Белоруссия, потому что объекты фобий - почти те же.
Иначе говоря, "пропагандой" неоконы считают любую им не нравящуюся мысль
или действие: быть (кем-либо) или утверждать (что-либо) - значит
распространять соответствующую пропаганду. Поэтому, с их точки зрения,
единственный надежный способ от такой "пропаганды" защититься -
запретить неудобным субъектам быть или, по крайней мере, запретить им
себя утверждать (запретить признаваться в собственном существовании).
Но это мечты о будущем. Если хотите его дождаться - нужно как можно
громче бить во все колокола, крича о "пропаганде толерантности и
либеральной демократии", а свой возглас представить как "открывающую
глаза" альтернативу любой пропаганде, как "голос правды и разума". И в
самом деле, часто ли вы в Литве слышите, как кто-нибудь упоминает,
обсуждает, анализирует, демаскирует, к примеру, неоконовскую пропаганду
"семейных ценностей"? Нет, в нашем краю "семейные ценности" - просто
ценности, неоспоримые, абсолютные и универсальные; пропагандой называют
лишь то, что под этим понятием прячется, критика и/или отрицание, а не
утверждение.
Поэтому никогда не разговаривайте с людьми с другой стороны баррикад - а
то потеряете свою интеллектуальную невинность и неоконам придется
изрядно попотеть, пока они вас вернут (если вернут) назад на настоящий
путь правды.
Россия и Литва в информационной войне: 1:0 ("Delfi", Литва)
Будущее - информационная колония России ("Atgimimas", Литва)
____________________________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Андрей Синельников
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество
переводов наших уважаемых читателей
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 30 августа 2006, 12:44
Оригинал публикации: N.Vasiliauskaite: "Propagandos" samprata Lietuvoje
ir ne tik
------------------------------------------------------------------------
--------
© ИноСМИ.Ru 2000-2006. Все права защищены и охраняются законом. При
полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru
обязательна (в интернете - гиперссылка). Адрес электронной почты
редакции: info@inosmi.ru. Информация о рекламе на сайте adv@rian.ru