|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
10.08.2006 22:50:39
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Юлия Кантор. Дело Пиотровского (ох, и бессовестная же баба! И какие намеки...) (*+)
http://www.rg.ru/2006/08/10/piotrovskij.html
Из Эрмитажа пропала коллекция ювелирных изделий
Дело Пиотровского
На чаше весов - понятия "честь" и "бесчестие"
Юлия Кантор, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа
Дата публикации 10 августа 2006 г.
Когда Михаилу Пиотровскому вручали одну из самых престижных наград в
мире - орден Почетного легиона, кто-то спросил: "Как вы будете его
носить?" Директор Эрмитажа, не задумываясь, и, кажется, вовсе не шутя,
ответил: "С честью".
Все, что сегодня происходит в Эрмитаже, теснейшим образом связано с
антитезой "честь - бесчестие". Запятнано имя главного музея России,
символа ее государственности. Люди в милицейской и прокурорской форме
ведут скрупулезную, неброскую работу, а к зданиям местных ГУВД и ФСБ
неизвестные "незаметно подбрасывают" вещи, исчезнувшие из музейной
коллекции. Неслыханная по наглости и, что еще противнее, по
примитивности кража взорвала музейное сообщество. И закономерно не
только его: "эрмитажный криминал" в федеральных выпусках новостей вот
уже который день заслоняет даже ливано-израильский конфликт.
По традиции, в уголовщину очень хочется впихнуть политический подтекст:
дескать, если такие кражи совершаются, значит, это кому-нибудь нужно.
Сразу заработал социальный тотализатор: снимут Пиотровского или нет?
Вариация: подаст Пиотровский в отставку или нет? Ответ на "вариацию",
как представляется, очевиден. Уйти с поста директора Эрмитажа после
случившегося - значит умыть руки, сделать "жест", пытаясь сохранить
лицо. И навсегда потерять право отвечать на жизненные запросы с честью.
Значит, вопрос о добровольной отставке для Пиотровского - риторический.
На вопрос о недобровольной - отвечать не нам. И защищать Пиотровского,
как и обвинять его, тоже не нам. Остается лишь размышлять.
Можно перечислять российские и зарубежные регалии Михаила Пиотровского,
можно опубликовать список его научных трудов по востоковедению (для
этого потребовалась бы отдельная статья). Можно вспомнить, что именно он
отстоял право российских музеев зарабатывать и использовать внебюджетные
средства, и то, что именно он "мобилизовал" коллег на защиту памятников
архитектуры от огульной приватизации, предложив внятную, спасительную
схему. Можно вспомнить, что именно он, приняв музей в начале 90-х, когда
всерьез, как после переворота 1917 года, заговорили об экономической
целесообразности продажи музейных ценностей, этой катастрофе
противостоял. Можно вспомнить великолепные эрмитажные выставочные
программы, идущие в буквальном смысле от тайги до британских морей, и
что Пиотровский в равной мере комфортен и в Букингемском дворце, и в
юрте. Можно упомянуть и о безупречной репутации музея в отечественных и
международных бизнес-кругах, считающих за благо сотрудничать с
Эрмитажем. Но это пафосное перечисление будет носить заведомо
похоронно-оправдательный характер. Речь не о том.
Разговор нынче совсем об ином. Пиотровский выделяется из общей массы,
слишком часто мелькает в кадре. Пиотровский свободно говорит на дюжине
иностранных языков. Все это поводы для ревности, а если без эвфемизмов -
для зависти тех, кто страдает скрытым комплексом неполноценности. У
Пиотровского происхождение с изъяном - "из бывших", он держит
дистанцию - это причина для недоверия. Наконец, он вхож в кремлевские
кабинеты и якобы дружит с властью - это предлог для упреков в
рептильности. Пиотровский действительно не фрондер - до тех пор, пока
речь не заходит о вещах действительно принципиальных. Кстати, об
отставке директора Эрмитажа в последний раз глухо заговорили совсем
недавно - когда летом Дворцовую площадь пытались превратить в
кинобалаган...
В нашей стране, как ни в какой другой, знают, как легко и удобно
использовать громкий криминальный сюжет для масштабных политических
целей. Кража в Эрмитаже действительно повод для принятия жестких, и не
только сугубо музейных мер по изменению системы взаимоотношений
государства и культуры. Не хочется допускать мысль, что эти меры будут
грубо полицейскими. Горько, если среди музейщиков находятся воры. Еще
горше, когда в нашей корпоративной среде на воровстве стремятся сделать
карьеру. Желающих занять должность директора Эрмитажа немного: слишком
велика ответственность. Куда больше жаждущих "засветиться", быть
замеченными в "справедливом гневе", а среди открытых и не очень музейных
реплик сегодня есть и такие. Что ж, работает старая советская формула:
вовремя предать, значит, предвидеть... 60 лет назад было принято мрачно
известное ждановское постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград".
Тогда травили неугодных и неудобных Зощенко и Ахматову. Причем травили
собственными, писательскими силами. То было только начало, и травившие
вскоре стали жертвами, а государство, проверив интеллигенцию на
вшивость, экспериментом удовлетворилось, чтобы продолжить "Ленинградским
делом" etc. История имеет обыкновение повторяться - трагедия уже была.
Стоит ли ждать фарса?
Чего хотят радетели за чистоту мундира: среднестатистического
менеджера-управленца во главе огромной корпорации, соединяющей в себе
мировые сокровища и суперсовременные технологии? Или, быть может,
кому-то покажется более приятным искусствовед в штатском? На должность
директора Государственного Эрмитажа наверняка можно найти неплохую,
удобную кандидатуру. Но место Пиотровского не только в самом музее, но и
в российском культурном пространстве. Впрочем, этого места его не лишит
никакой высочайший приказ.