|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
05.08.2006 20:52:51
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
<Офицерский> водевиль (по поводу нового фильма) (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg322006/Polosy/10_4.htm
<Офицерский> водевиль
Когда в начале 70-х годов прошлого века к нам в военное училище привезли
фильм <Офицеры>, командование приняло решение немедленно прервать
учебный процесс и организовать просмотр этой героико-патриотической
ленты всем личным составом вуза. И, считаю, оправданно: сакраментальный
смысл прозвучавшей в картине фразы <Есть такая профессия - Родину
защищать> мощно повлиял на судьбы не одного поколения советских
мальчишек, по зову сердца ставших кадровыми военными.
Недавно Первый канал предложил зрителям одноимённый сериал, снятый
режиссёром Мурадом Алиевым по сценарию Елены Караваешниковой.
Сомневаюсь, что это произведение по широте исторического охвата событий,
по идейной и патриотической направленности, по степени достоверности
можно поставить в один ряд с его предтечей более чем тридцатилетней
давности.
События в сериале развиваются вокруг судеб двух молодых офицеров некой
российской спецслужбы, имеющих оперативные псевдонимы Шуракен и Ставр
(актёры Сергей Горобченко и Алексей Макаров), этаких суперменов
голливудского толка. Где бы они ни появились - в Афганистане, в каком-то
африканском государстве или в перестроечной России, - всюду на
протяжении восьми серий вокруг них, едва ли не единственных в фильме
морально устойчивых патриотов, зритель видит только офицера-самца
(<афганец>), офицера-алкоголика (военный комендант), офицеров-предателей
(аппарат военных советников, сотрудники ГРУ), офицеров-садистов (военные
следователи и дознаватели).
К примеру, во второй серии перед главными героями поставлена задача в
целях проверки степени скрытности обнаружить и имитировать захват
сверхсекретного оружия Ракетных войск стратегического назначения -
Боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Так они появляются
на железнодорожной станции Серпухов. Здесь перед зрителями предстаёт
эклектический образ офицера - некоего подполковника Петренко (в
исполнении Михаила Ефремова), военного коменданта неведомой
принадлежности (но одетого в общевойсковую форму), горького пьяницы и
недалёкого карьериста, сосланного за эти слабости сюда из Москвы.
Правомерен вопрос: почему комендант неведомой принадлежности? В
Вооружённых силах СССР существовало две различные должности - военный
комендант гарнизона и военный комендант железнодорожного участка и
станции. Первый отвечал за несение службы гарнизонными караулами,
патрулями и контрольными постами ВАИ, а также за соблюдение законности и
правил содержания арестованных на гарнизонной гауптвахте. В ведении
второго был контроль за организацией воинских перевозок на
железнодорожном транспорте, в том числе и за движением БЖРК.
Соответственно отличались они и формой одежды. Комендант гарнизона был,
как правило, общевойсковым офицером. А комендант участка и станции носил
знаки различия железнодорожных войск. И комендатура гарнизона никогда не
базировалась на железнодорожной станции как объекте повышенной
потенциальной опасности огневого и диверсионного воздействия противника.
Но общевойсковой подполковник Петренко почему-то встречает воинские
эшелоны, а в его рабочем кабинете на вокзале, занимая полстены, нелепо
красуется вывеска <Остановка первого вагона>. Зачем она ему?! Она должна
висеть на платформе!
Очевидно, в процессе работы создатели фильма решили сэкономить на
военных консультантах. И вот комендант <широкого профиля> попутно уже
руководит линейным отделом милиции, а инспектируя пакгауз с гражданскими
коммерческими грузами, выказывает крайнюю озабоченность состоянием
нравственного воспитания станционных грузчиков.
Разведчик Ставр легко входит в контакт с официанткой привокзального
буфета, дамой лёгкого поведения. И тут, в сцене жарких лобзаний на
вокзальной скамейке, из её уст искушённый зритель с изумлением узнаёт,
что <универсальный комендант> Петренко (видимо, по совместительству) ко
всему ещё и <особист>, то есть офицер, проходящий службу по ведомству
КГБ. А ещё он, оказывается, уполномочен принимать и кадровые решения.
Так, Петренко лихо сулит Ставру не существующую ни в Вооружённых силах
СССР, ни в структуре железнодорожного транспорта должность <помощника
сменного диспетчера>:
Так кто же вы в действительности, подполковник Петренко?
Понимают ли создатели фильма, как оценит внимательный, умный зритель
генералов и офицеров высшего звена, умудрившихся, по замыслу авторов,
район дислокации сверхсекретного объекта - БЖРК - сделать местом
перевоспитания нерадивых офицеров и направить туда на руководящую
должность хронического алкоголика?
Но вернёмся к нашим главным героям. Несомненно, сверхсекретный
стратегический объект ими обнаружен. Ставр крепит на дверь штабного
вагона муляж взрывного устройства и вдруг с ликующей ненавистью
истерично награждает находящихся в поезде собратьев по воинскому строю
гнусной характеристикой - <уроды>. Создателям фильма, в голливудском
азарте откинувшим всякое здравомыслие, уже не важно, что уродам (в
авторском контексте) вряд ли государство доверило бы контроль над 12
межконтинентальными баллистическими ракетами, 10 ядерных блоков каждой
из которых способны через 18 минут после пуска стереть с лица земли
любой мегаполис мира.
А тем временем Шуракен, вломившись в кабину локомотива, зверски бьёт в
солнечное сплетение безоружного старика машиниста и затем с весёлой
ухмылкой начинает душить его. Окститесь, господа кинолжецы: мы, зрители,
не забыли, что события происходят в мирное время, в 1988 году, что
разведчики - наши. И старик машинист тоже наш, советский. А скончавшийся
от разрыва больной печени и асфиксии, он уже отнюдь не свидетельство
доблести русских офицеров. И в этом эпизоде сквозит дремучая
некомпетентность авторов: в голове настоящего БЖРК ставилось три
локомотива М62. В каждом из локомотивов несла дежурство отдельная
локомотивная бригада.
Не помогли авторам фильма ни привлечение к эпизодической роли Василия
Ланового, ни звучащий рефреном мотив заключительной песни из
легендарного фильма <Офицеры>.
Остаётся только догадываться, какие цели преследовали создатели нового
сериала: популяризировать нелёгкий ратный труд или, напротив, унизить,
развенчать профессию офицера. Если последнюю, то можно с грустью
констатировать - это им удалось.
Михаил СЕРГЕЕВ, подполковник в отставке