|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
05.08.2006 20:14:05
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Художник С. Присекин: "Появление современной российской реалистической живописи на Западе вызвало восторг большинства" (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg322006/Polosy/1_2.htm
Художник Сергей Присекин: <Я верю в своё поколение>
В российской живописи обозримого прошлого было немного дебютов столь же
ярких и памятных, как у Сергея Присекина. В начале 1980-х огромное (4 на
7 метров) батальное полотно <Кто с мечом к нам придёт, от меча и
погибнет!> имело шумный успех. 24-летний мастер воссоздал на холсте
кульминацию битвы Александра Невского с немецкими рыцарями. Накануне
больших потрясений эта картина вдохновляла свежестью образов и красок,
мощной энергетикой, верой в Россию...
И вот минуло почти четверть века. Дебютная работа художника находится
ныне в Большом Кремлёвском дворце, в аванзале у входа в Георгиевский
зал.
С.Н. Присекин - народный художник России, член-корреспондент Российской
академии художеств. Недавно вышел в свет фундаментальный альбом <Сергей
Присекин. Картины российской истории>.
- Сергей Николаевич, листая ваш альбом, невольно думаешь, насколько
отличны друг от друга эти сжатые временные отрезки - 1980-е, 1990-е,
первые годы настоящего века - за каждым из них целая эпоха... И в вашем
творчестве эти периоды, особенно первые два, весьма различаются по
жанрам. 1980-е - масштабные картины, посвящённые Александру Невскому,
двум Отечественным войнам, революции 1917 года. 1990-е - работа над
портретами, участие в росписи храма Христа Спасителя...
- Все события очень сплетены, взаимосвязаны. Мне не кажется убедительным
бытовавшее не так давно деление художников или писателей на
<шестидесятников>, <семидесятников> и так далее... Наша жизнь до предела
наполнена событиями, и всё это нормальный человек вынужден пропускать
через свою душу, реагировать, стараться осмыслить. И в восьмидесятых
каждый год различен, противоречив. Воевали в Афганистане, строили с
энтузиазмом БАМ, летали в космос, покупали пшеницу за границей... Всё
было.
Вспоминается поездка в Никарагуа в 86-м. Я ехал посмотреть, что же это
такое - гражданская война. И увидел красивейшую страну с выходом на два
океана, обнищавший народ, пьющий самогон из кукурузы, трупы людей,
подорвавшихся на минах, беспощадную борьбу за власть, террор... Я понял,
насколько хрупок, чреват угрозами окружающий нас мир.
- Но тогда, в начале 1980-х, всё у нас в стране казалось незыблемо
застывшим. Более двадцати лет относительной стабильности - редкое в
российской истории состояние. Не углубляясь в оценку той поры,
ностальгически вспоминаешь обострённый широкий интерес в обществе к
литературе, искусству. Какие были очереди на выставки, какие тиражи книг
и журналов, какой резонанс получали интересные новинки!
- Конечно. Существовала и система государственной поддержки искусства.
Сохранялась академическая школа художественного образования. Мы,
обучаясь в средней художественной школе, практически каждый день бывали
в Третьяковской галерее, планка нам ставилась самая высокая - русская
классика.
И в условиях жёсткого идеологического диктата создавали в советские годы
свои великие произведения М.В. Нестеров, П.Д. Корин, Б.М. Кустодиев.
Александр Герасимов мастерски писал не только портреты вождей, но и розы
в Гурзуфе... А великий Александр Дейнека! И другие выдающиеся художники
и скульпторы уже послевоенного периода - Аркадий Пластов, Евсей
Моисеенко, Гелий Коржев, Евгений Вучетич, Николай Томский, Лев
Кербель... Нравится кому-то или не нравится, но это действительно эпоха
в истории отечественного искусства. С надеждой воспринимаем мы
прозвучавшие в последнее время важные слова о новых национальных
проектах, приоритетах. Но, увы, пока не сказано с высоких трибун о роли
и значении российского искусства, о необходимости его поддержки со
стороны государства.
- В альбоме привлекают внимание старые фотографии: вы и ваши друзья в
студенческую пору. Совсем другая одежда, другие лица. Вспоминается то
благоговейное отношение к искусству, благородное стремление поразить мир
своими шедеврами... Сбылись ли те мечты, состоялось ли, на ваш взгляд,
то поколение, которому сейчас 45-50 лет?
- У каждого поколения свои достижения, свои победы, свои поражения.
Конечно, мне трудно говорить за всех. Лично я с радостью вижу, что
большинство моих ровесников, тех, кто смолоду стремился заявить о себе,
с кем я встречался на форумах, сборах, выставках тех лет, сейчас играют
видную роль в политике, искусстве, средствах массовой информации, других
сферах деятельности. В чём, как мне видится, сила нашего поколения? Мы
получили основательное образование, солидную подготовку для старта. А в
последние годы появились просто сказочные возможности получения
информации, открылись такие двери... Но сегодня не секрет - тот, кто
обладает достоверной первичной объёмной информацией, тот и имеет
возможность принять верное решение. Наше поколение на оставшемся ещё
энергетическом запале юности, не растратив интерес к жизни и динамику в
поступках, способно грамотно использовать свои знания, может активно
проявить свои таланты на общее благо. Я верю в своё поколение, в его
взлёт.
- Вам, студентам 1970-х, предстояло через двадцать лет работать и над
росписью воссозданного храма Христа Спасителя...
- Поистине мы предполагаем, а Бог располагает. Строительство такого
храма - это событие великого значения, это знак. Мы должны были
доказать, что может Россия даже в трудную пору воссоздать величественный
прекрасный храм. Всем нам нужно сегодня заложить потенциал новой России
на несколько столетий вперёд, хотя получается в нашей жизни, как видим,
не всё...
- Вы преподаёте в Суриковском институте. Каковы ваши впечатления от
общения со студентами, с молодёжью? Сохранился ли у них искренний порыв
к овладению мастерством?
- Хотелось бы верить. Мы, преподаватели, хотим передать новому поколению
всё, что получили сами в своё время. Ныне у студентов больше
возможностей путешествовать, видеть классические произведения в музеях и
галереях мира. Ведь я и мои сверстники только мечтали в институте о
поездках в Италию, Испанию, Францию... Произведения великих европейских
мастеров мы в основном изучали по репродукциям - когда приличного, а
когда и ужасного качества. Первичное впечатление от такого восприятия
было травмировано. Стремятся ли молодые к первоисточникам? Нет, к
сожалению! Может быть, им внушили, что любую информацию можно легко
скачать из Интернета. Но я считаю, что никакой ультрасовременный
интернетовский вариант не заменит созерцания великого произведения, не
позволит ощутить ту энергию, которую оно излучает.
Я продолжаю напоминать своим студентам азбучные, но проверенные веками
истины: даже имея способности, талант, невозможно создать художественное
произведение, образ, если ты в своё время не постиг профессиональные
секреты, не научился грамотному рисунку, умению режиссировать взгляд
зрителя. Всему своё время, потом уже ничего не наверстаешь.
- Вы автор обширнейшей портретной галереи. Пётр I и Екатерина II, маршал
Жуков и лётчик Покрышкин, конструктор Калашников и композитор
Овчинников, хоккеисты легендарной сборной СССР и участники боевых
действий в Чечне... Много известных государственных деятелей,
политиков - король Бельгии Бодуэн I, английская королева Елизавета II,
президенты России - нынешний и предыдущий. Прямо скажем, богатая и
разнообразная коллекция.
- В работе над портретом художник обогащает себя как личность, это не
только общение, но и в определённой степени соавторство. Есть люди,
которые легко идут на контакт, а есть совершенно закрытые, как бы
закованные в непробиваемые доспехи <имиджа>. С ними работать ещё
интереснее. Вдруг оказывается, что такой человек очень раним, тонко
чувствует, но старается, чтобы никто не увидел его эмоции. Бывают порой
такие откровения... Часто мне задают вопросы, как я получаю заказы,
каковы мои гонорары. Так вот, ни одного портрета, если иметь в виду
современную политическую элиту, я не сделал на заказ и ни за один из них
денег не получал. Я поступаю так намеренно. И горжусь тем, что дарю эти
портреты с благодарностью за общение, за искренность и открытость.
- Среди героев ваших полотен немало иностранцев, вы бываете в Западной
Европе. Какое, на ваш взгляд, сложилось там отношение к реалистический
живописи, к современным российским художникам? Не утрачен ли интерес,
который был заметен в начале 1990-х?
- Люди западного общества пресыщены рекламой, или, как сейчас говорят,
пиаром истинных или мнимых художественных величин. Но глаза же им
искусственные никто не в силах вставить! Реалистическое искусство в
великих своих произведениях отображает божественное начало в человеке.
Оно продолжает вызывать у зрителя духовный и эстетический восторг. В
каждом крупном европейском городе есть достойнейшая картинная галерея, и
вы бы видели, какие толпы народа туда устремляются! В Италии, Греции я
вижу настоящее паломничество к сокровищницам классического искусства.
Появление современной российской реалистической живописи на Западе
вызвало там и опаску, и страх, и тайную зависть, и ненависть даже
иногда, но и восторг большинства. Интерес этот не заглох, есть
поклонники, которые продолжают покупать у нас картины, заказывать
портреты.
- Каков ваш круг чтения, насколько он связан с вашим творчеством? Какие
темы интересны вам сегодня?
- Наше поколение, как известно, воспитано на литературной классике. Я
люблю книги Льва Толстого, Ивана Алексеевича Бунина. После поездки в
Никарагуа не раз возвращался к романам Маркеса <Сто лет одиночества>,
<Осень патриарха>. В годы перестройки нельзя было пройти мимо книг А.И.
Солженицына.
В последнее время ощущаю в себе потребность высказаться как художнику на
какой-либо библейский сюжет. Побывал на Святой земле, видел схождение
Благодатного огня, стоял на Иерусалимской горе... И в моей жизни далеко
не всё гладко, безоблачно. Два с половиной года назад тяжело заболел,
перенёс инсульт. Врачи до сих пор удивляются, говорят, что выживают в
таких случаях не более десяти процентов больных. Я отчётливо помню
состояние клинической смерти, в котором находился, а потом огромную
радость возвращения к жизни. Видимо, мне была дана возможность ещё
что-то сделать... Собрал ряд томов духовной и научной литературы,
видеокассеты и диски фильмов. Надеюсь также в реальности пройти дорогами
библейских пророков, чтобы на эмоциональном уровне осознать то, что уже
накоплено информативно. Не боясь пафоса, скажу: для того чтобы с
обновлённой силой узреть свет, ощутить тепло той мерцающей звезды
надежды, которая есть в душе каждого человека, нужно самому подняться на
гору Моисея, взглянуть в сторону Земли обетованной...
Беседу вёл Алексей ТИМОФЕЕВ