От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.08.2006 14:40:14 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Сокровища Эрмитажа поступили в продажу (*+)

http://www.izvestia.ru/investigation/article3095208/index.html

------------------------------------------------------------------------
--------


Сокровища Эрмитажа поступили в продажу
Расследование "Известий"

Похищенные экспонты из главного музея страны. Фотолента

К следствию по делу о краже экспонатов из Государственного Эрмитажа в
Петербурге подключены двое лучших сыщиков МВД - специалистов по
антиквариату. Об этом заявил министр внутренних дел Рашид Нургалиев.
Сами пропавшие ценности объявлены в международный розыск. Между тем
искусствоведы и ведущие эксперты в области антиквариата предполагают,
что поиски следует начинать внутри страны. Специалисты не исключают, что
в Россию некоторые ценности вернулись, пройдя через аукционные дома
Запада: с "легализованной" историей и возросшей стоимостью. Они могут
находиться в руках добросовестных приобретателей, и в этом случае их
возврат в Эрмитаж весьма проблематичен.

Украденные экспонаты планировали заменить подделками?

Эксперты, пробегая взглядом 221 пункт похищенных из Эрмитажа экспонатов,
отмечают, что характеристика изделий -минимальна, поэтому свои суждения
они высказывают чрезвычайно осторожно. Тем не менее на основных версиях
хищений сходятся все эксперты. Согласно одной из них экспонаты из
коллекции вынесли все-таки за один прием. Это - классический вариант
кражи "под заказ".

Участвовать в сговоре должны как минимум три научных сотрудника музея. В
подобном случае, полагают специалисты, готовилась замена подлинных
экспонатов поддельными, но кража всплыла раньше, чем подделки были
изготовлены. Эксперты рекомендуют поискать те мастерские, где подделки
могли изготавливать.

У пропавших предметов специалисты отмечают одни и те же особенности.
Во-первых, небольшой размер, то есть их можно было выносить просто в
кармане. Во-вторых - это изделия не уникальные, а серийные, хотя и
выпущенные малыми партиями. Об этом, в частности, свидетельствуют
"растянутые" даты изготовления, указанные в списке возле названий. И
в-третьих, все предметы имеют чисто утилитарное, бытовое назначение. Все
вместе это означает: тем, в чьих руках оказались музейные экспонаты, не
придется объяснять их происхождение, достаточно будет представить их,
например, "семейной реликвией". Благодаря тем же особенностям покупатели
могут вообще не заподозрить, что оказались владельцами краденого.

Иными словами, как говорят "антикварщики", из Эрмитажа украдены такие
предметы, которым не требуется "провенанс" - "чистая" торговая история.

- Лучший экспонат на торгах - это тот, который имеет "стопудовый
провенанс", - объясняет известный питерский реставратор, не пожелавший
публиковать свое имя. - Скажем, пасхальное яйцо с клеймом Фаберже, с
записью о продаже в амбарной книге. Если среди владельцев фигурируют
известные имена, оно будет стоить гораздо дороже, чем такое же яйцо, не
имеющее открытой истории.

Применительно к пропавшим из Эрмитажа ценностям все гораздо проще:
инвентарный номер, нанесенный краской, сотрут, и никто уже не докажет,
что икона или ложка - из коллекции музея.

Такие предметы - наиболее "благодарный" объект для кражи. Несмотря на
сравнительно невысокую цену, которая может варьировать от 800-900
долларов до трех-пяти тысяч, воры получат достаточно приличный доход,
продав эти ценности. Если же их удалось вывезти за границу (а это, по
мнению питерских "антикварщиков", произошло с вероятностью 90
процентов), то продажа с аукциона не только повысит стоимость предметов,
но и "легализует" их происхождение.

Вероятнее всего, полагают опытные "антикварщики", пропавшие экспонаты
уже находятся в частных руках, и найти их практически нереально. Крупные
коллекционеры, зарегистрированные и охраняемые соответствующими
органами, не станут связываться с такого рода ценностями: не их масштаб.
Интерес к пропавшим из Эрмитажа портсигару или иконе проявят скорее
нувориши, чтобы тешить самолюбие. Или того проще: чтобы использовать по
прямому назначению.

Иными словами, оптимизма по поводу поиска пропавшей коллекции
специалисты не испытывают: разве что кто-то где-то увидит похожий
предмет и донесет куда следует. Но для этого как минимум должны быть
опубликованы фотографии экспонатов.

Похожие вещи уже видели в продаже

С тем, что похищенные ценности уже успели несколько раз сменить
владельцев, согласны многие эксперты. По словам Олега Стецюры,
президента одного из крупнейших российских аукционных домов "Гелос",
специализирующегося на продаже ювелирных изделий и русских икон, сейчас
раритеты могут находиться у вполне законопослушных коллекционеров. Они -
добросовестные приобретатели, и в этом случае вернуть ценности будет
очень сложно.

- Если раритеты пересекли границу и прошли через международный аукцион,
то вернуть их в Россию будет крайне сложно, - поделился с "Известиями"
Олег Стецюра. - У экспоната уже будет добросовестный владелец, и забрать
у него предмет обратно в музей можно будет только с его добровольного
согласия.

Не так давно таким способом в Россию вернулась икона XVI века,
похищенная из Устюженского краеведческого музея в Вологодской области.
Она оценивается в $300 тысяч.

- Несколько икон украли в 1991 году, - рассказал "Известиям" начальник
управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Виктор
Петраков. - Иконы очень древние. Одну из них, "Сошествие во ад",
унаследовал коллекционер из Германии. По его просьбе мы проверили и
выяснили, что икона украдена из Вологодского музея, и предложили ему ее
вернуть. Он так и сделал.

Между тем для защиты отечественных коллекционеров от покупки
"криминальной" реликвии в России действует база по утраченным предметам.
Если покупатель сомневается в "чистоте" раритета, он может сделать
соответствующий запрос и проверить, числится его предмет в криминальной
базе или нет. Но "черные" коллекционеры с запросами в эту базу не
обращаются.

Как выяснили "Известия", в ближайшее время сотрудники Росохранкультуры
собираются передать список похищенных из Эрмитажа экспонатов Российской
конфедерации антикваров, чтобы попытаться "выудить" украденные раритеты
из частных коллекций.

- К нам уже поступают звонки от коллекционеров, которые видели похожие
вещи в продаже, - вселил надежду Виктор Петраков.

"Возможности обезопасить музеи от таких инцидентов в будущем я не вижу"

Печальное известие из Петербурга напугало многие крупнейшие музеи
России. Заместитель директора Государственного Исторического музея по
научной работе Вадим Егоров обеспокоен тем, что даже тройная защита
далеко не всегда может защитить музей от похитителей.

- Во многих музеях практикуется как система личной ответственности
хранителя, так и коллективная ответственность всего отдела, - сказал
"Известиям" Вадим Егоров. - Музей, как правило, не практикует контроль
проноса музейных предметов своими сотрудниками, объясняя это полным к
ним доверием. Но если смотритель получает 3000 рублей в месяц, о какой
добросовестной работе может идти речь? Если говорить об Эрмитаже, то
невозможно провести тотальную проверку всего фонда такого крупного
музея. На проведение полной ревизии может уйти более 10 лет. Это если
уделять каждому предмету по одной минуте. Так что возможности
гарантированно обезопасить музеи от таких инцидентов в будущем я не
вижу.

Марина Гарина, Мария Рогачева, Вероника Баграмян

За последние несколько лет на аукционах продавали русскую эмаль

В декабре 2006 года был проведен большой антикварный аукцион шведского
дома Lilla Bukowskis. В числе 1351 лота были представлены русские иконы
XVIII - XIX вв, а также триптих из серебра, датируемый 1908 годом. В
феврале 2006 года аукционный дом Doyle New York провел торги предметами
прикладного искусства рубежа XIX-XX вв. В числе представленных лотов
была также коллекция русского декоративно-прикладного искусства и
изделий из серебра. В декабре 2003 года аукционный дом Christie's провел
торги Important silver, Russian. Изделия были исключительно русскими,
доминировали изделия из серебра и эмали. В марте 2006 года аукционный
дом Bergmann выставил коллекцию, состоящую из 1036 лотов, среди них были
изделия русских серебряных дел мастеров XIX века.

Самые громкие кражи произведений искусства из музеев мира

- 1911 год. Из Лувра пропала "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Подозрение в
краже пало на поэта Гийома Аполлинера, допрашивали и его друга Пабло
Пикассо. Выяснилось, что украл этот шедевр один из сотрудников музея.
Через несколько лет картина была возвращена в Лувр.

- 1990 год. Самая масштабная кража произведений искусства в истории
США - воры завладели 12 картинами, выставлявшимися в одном из музеев
Бостона. Среди картин были работы Вермеера и Рембрандта. Общая стоимость
похищенного - 300 миллионов долларов.

- 2000 год. Из Национального музея Стокгольма вооруженные грабители
похитили картины Рембрандта и Ренуара. Спустя несколько лет полиции
удалось вернуть пропажу музею.

- 2003 год. 9 апреля во время операции по свержению режима Саддама
Хусейна был практически полностью разграблен Иракский национальный музей
в Багдаде.

Петр Иноземцев

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: "Злоумышленник всегда найдет
лазейку"

Как заявил "Известиям" директор Государственного Эрмитажа Михаил
Пиотровский, бессистемность хищения не дает возможности вычислить
потенциального заказчика.

- Эти вещи могут "всплыть" в первую очередь у российских антикваров, а
затем - где угодно, - сказал Пиотровский "Известиям". - Мы дали
информацию о похищенных предметах в Интерпол и в международный бюллетень
"Арт Лост Реджистер".

По словам Пиотровского, не следует преувеличивать потери.

- Это не 3 млрд рублей, как пишут СМИ, а 130-150 млн, не больше, -
сказал он. - Это не Рембрандт и не иконы ХV века. Не было там и подарков
Николаю II. Среди похищенного - ложки, вилки, украшения. Многое,
безусловно, представляет художественную и историческую ценность. Все,
кто по роду обязанностей должен был не допустить хищения, получили
взыскания. Система охраны, в частности контроль доступа в хранилище,
будет ужесточаться. Считаю эффективной систему при которой войти в
хранилище и выйти сотрудник может только по личной карточке, в которой
бы проставлялось время его входа и выхода. Хотя злоумышленник, знакомый
с системой музейной работы, всегда найдет лазейку.

Владимир Перекрест



11:10 03.08.06Обсудить на форуме