От Катрин Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.08.2006 16:27:57 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Я что-то не совсем поняла


>Матрица пограничного столба

>Неожиданный просвет в бесконечном потоке кинотухлятины неожиданно
>обнаружился в виде двух симпатичных мультиков. О <Князе Владимире> и
><Добрыне Никитиче и Змее Горыныче> написано немало, но идейная
>составляющая обоих фильмов осталась за кадром, а она явно заслуживает
>внимания.
>Приятные сюрпризы начались едва ли не с первых кадров <Князя Владимира>.
>Русская дружина захватывает какой-то северный приморский и явно
>европейский город. Поход откровенно захватнический и даже грабительский.
>Штурмующих возглавляют рыжий варяжский наемник (впоследствии оказывается
>гадом) и однозначно положительный воевода Добрыня (историческое лицо и
>отчасти прообраз богатыря Никитича). В финале эпизода оба сидят над
>горой золота и варяг предлагает его немедленно поделить... Тут я грешным
>делом подумал, что Добрынюшка в ответ начнет гундеть о несовместимости
>агрессивных войн со священным писанием, моральным кодексом строителя
>коммунизма и уставом ООН, но через секунду торжественно сел в лужу!
>Вместо этого воевода солидно пробасил о необходимости выделить часть
>добычи на починку оружия и лишь потом перейти к дележке.
>Авторы княжескую дружину не осуждают. Зато последующее печенежское
>разорение русских сел они показали исключительно в черных красках.
>Почему? Потому что когда мы их - это хорошо, а когда они нас - это
>плохо!
>Та же картинка наблюдается и в <Добрыне>. Невозмутимый богатырь по
>заданию князя громит и обдирает до подштанников степного хана. Ханские
>намеки насчет несоответствия происходящего традициям остаются без
>малейшего внимания и осуждения. Добрыня - наш, а хан - ихний, да и все
>дела!
>Присутствует в мультике и цивилизованная Европа. Приятель богатыря -
>милейший толстенький Горыныч красочно описывает княжеской дочке, как
>унес раненого друга от толпы озверевших рыцарей. Правда, потом
>оказалось, что трехглавый симпатяга и свою-то упитанную тушку еле-еле на
>куцых крылышках поднимает, но дело уже сделано. Зловещие истуканы в
>рогатых шлемах, словно перескочившие из эйзенштейновского <Александра
>Невского>, в кадре появились и в сознание впечатались. Как и украшающий
>богатырскую заставу пограничный столб, где всего два указателя: к
>заставе - <Русь> и от нее - <Враги>.
>Загрузка сознания образами <своих> и <чужих> в обоих мультах поставлена
>безукоризненно. При этом <чужие>, зафиксированы и на восточных, и на
>западных пределах страны, но совершенно по-разному. <Западные> враги ни
>во <Владимире>, ни в <Добрыне> не конкретизированы, и это правильно.
>Средневековая мешанина феодальных владений не похожа на Евросоюз
>Наполеона, тот имеет мало общего с объединенной Европой Гитлера, а
>нынешнее евроамериканское пространство мало напоминает своих
>предшественников. Личины меняются - враждебная суть одна, и лишние
>подробности, особенно для детей, тут только вредят.
>С <восточными> супостатами сложнее. Их территория и население уже
>который век входят в состав России, а значит подход должен быть совсем
>иной. Так и происходит: в <Князе Владимире> <восточные> злыдни - давно
>сгинувшие печенеги, а в <Добрыне> побиваются крымские татары. Выбор
>опять архиточный - с народом, грабившим Россию в эпохи Ивана Грозного и
>Екатерины Великой, почти стопроцентно дезертировавшим из армии к немцам
>при Сталине и однозначно враждебным сейчас церемониться бессмысленно.
>В ряду соседей Руси особняком стоит Византия, выведенная во <Владимире>
>исключительно благостной. Конечно, константинопольская империя такой не
>была, но в XXI веке это неважно. Наследников у Второго Рима, кроме как в
>Третьем, все равно нет! А значит формировать с помощью ее образов
>систему <свой-чужой> в сознании зрителей бессмысленно.

>Кровь, почва и вера

>Изящно решив национальный вопрос, создатели <Владимира> могли реально
>погореть на религиозном. Перед просмотром я успел прочесть тупую
>аннотацию, обещавшую борьбу хороших православных с мерзкими язычниками,
>знал о благословлении мультика патриархией, устал от навязчивой рекламы
>и потому был настроен довольно мрачно. Тем приятнее оказалось увиденное.
>Из трех волхвов гадом выведен всего один, да и того карают языческие
>боги, призванные добрым дедушкой-кудесником. Старик оказался просто
>образцом гражданина и патриота. Борец за единство Руси, отец двух удалых
>богатырей, играючи громящих печенежскую ватагу, да еще и преуспевающий
>пасечник, снабжающий народ экологически чистым медом!
>Более того, из беседы дедули с уверовавшим в Христа мальчиком следует,
>что русского Бога можно называть по-всякому, и он не обидится. Злой же
>волхв Кривжа плох совсем не потому, что чтит Перуна. Высшие силы казнят
>его за стравливание Владимира с братом и привод на русскую землю
>печенегов. А так обе традиционные религии хороши, если их исповедуют
>правильные русские люди, любящие свою страну. Тем более сама страна
>показана так ярко и сочно, что не полюбить ее просто невозможно. Хочется
>верить, что вторая часть <Князя Владимира> и продолжающий <Добрыню>
><Илья Муромец> получатся не хуже, а родное киноначальство не запакостит
>их общечеловеческими поправками.
>Между тем оное начальство в лице главы Федерального агентства по
>культуре и кинематографии Михаила Ефимовича Швыдкого бдит. Недавно
>приемная комиссия ФАКК сурово отказала в государственном финансировании
>проекту российско-белорусского фильма о том же князе Владимире. Не
>потому что он слабый - качество даже не обсуждалось. ФАККеры просто
>отказались рассматривать сценарий, сославшись на нехватку времени. На
>фига им фильм, создатели которого не хотят обливать свою страну дерьмом?


... позицию самого Нерсесова в отношении этих мультфильмов. Он что считает эти комиксы с древнерусскими декорациями фильмами, "не обливающими грязью свою страну"?