|
От
|
Шура Референт
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
08.08.2006 00:32:42
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Другая подборка ссылок. "Метафизическая".
О "революционной ситуации" в мире, стремительно набирающей обороты.
>Можно спорить насчет того, когда именно советский режим действительно консолидировался; консолидировался он или выдохся; когда кончилась русская революция.
>Постоянные отсылки к нацизму с висящими на нем судебным процессом и приговором, в сущности, имеют целью проделать ту же операцию с коммунизмом. Нам предлагают считать его "преступным". Но эпоха, обозначаемая в тезисе обвинения как "коммунистическое правление", на самом деле была чем-то иным. Во-первых, это была эпоха революций. Во-вторых, это была эпоха религиозных войн. В-третьих, это была эпоха "первоначального накопления".
>Как настаивала Ханна Арендт, революция - это не просто корректировка застойных и неэффективных структур, а выдвижение новой парадигмы человеческих отношений. Революция "закладывает новые основы". Эпосы всех народов, включая Ветхий завет, неизменно ставят в начале всех начал насильственный акт. В христианской традиции "Каин убил Авеля". Макс Вебер осмыслил это в понятии "харизма".
>В русской революции в роли Каина оказались коммунисты. Французская революция обошлась якобинством. Американской революции было достаточно республиканизма. И хотя во всех революциях после русской важную роль играли коммунисты, кровавый характер революций объясняется не тем, что в них участвуют коммунисты, а тем, что они - революции. И тут оказывается важным понятие "революционной ситуации". Ханна Арендт настаивает, что революции начинаются там, где система господства утратила авторитет и эффективность. Какими бы извращенцами ни были революционеры, революцию "запускают" не они.
>Но коль скоро происходит крушение "старого режима", настает царство хаоса. В разгар безвластия и беззакония появляются конкурирующие центры, от которых исходят импульсы закона и порядка. Это многовластие приводит к более или менее горячей гражданской войне. И, наконец, победители устанавливают "новый порядок" или восстанавливают "старый порядок", или старый порядок под видом нового, всегда прибегая к чрезвычайному положению и мерам устрашения. Таков, между прочим, сценарий не только настоящих революций, но и просто глубоких кризисов любого общества ("смуты").
>Таким образом, как будто бы "злая воля" и "преступная идеология" играли в революции более существенную роль, чем думали раньше. И все-таки. Сами документы, конечно, не упразднишь, но их "смысл" не однозначен.
>Если провоцирование гражданской войны было нужно большевикам для оправдания собственных жестоких репрессий, то почему нельзя предположить, что ссылки на "классовую борьбу" и вообще на Марксовы идеи о коммунизме нужны были им для того же самого? Подлинное мировоззрение большевиков, как показал Михаил Агурский, было крайне хаотичным и эклектичным, да к тому же еще и все время менялось. Но главное даже не это. Одному американскому логику принадлежит шутка: "Вы спрашиваете меня, оправдывает ли цель средства? Я спрашиваю вас: а чем еще вы можете их оправдать?"
>Разумеется, "идеи" играли в революции немалую роль. Иными словами, перед нами типичная "религиозная война". А участники религиозных войн, как сказал бы Макс Вебер, движимы "этикой убеждений", а не "этикой ответственности". Им кажется, что они выступают на стороне "истины-добра", а те, кто им сопротивляется, подлежат обращению в истинную веру, подавлению и даже уничтожению. "Этика убеждений" всегда чревата насилием. А "абсолют, привнесенный в сферу политики, роет могилу всем" (Ханна Арендт).
>Если мы сегодня объявим коммунистические режимы преступными, то это в принципе открывает ворота для пересмотра всей истории человечества. Всегда существовали этические максималисты, не видевшие в истории ничего, кроме цепи преступлений. А коммунисты (вот ирония судьбы!) утверждали даже, что "собственность - это воровство". Будем последовательны, согласимся, что в прошлом были возможны всякие ужасы и тогдашняя мораль с ними мирилась, но теперь - баста. В частности, после эксцессов коммунизма и нацизма, вполне допустимых по лицемерной морали прошлого, пора, дескать, задуматься и пересмотреть всю историю, воздав каждому по заслугам.
>Еще в 1905 г. Макс Вебер (никто иной), довольно подробно анализируя аграрную проблему в России, говорил, что это "финансовая проблема небывалых масштабов" и что, по-видимому, она "не имеет легального решения". Вполне понятно, что те, кто взялся ее решать "нелегальными" методами, несут историческую и моральную ответственность за все эксцессы; их нам и предлагают теперь считать "преступниками". Коммунистический социальный проект оказался удобным прикрытием для радикализма реформаторов. Другие претенденты на руководство обществом задним числом уверяли, что им пришлось выйти из игры, потому что совесть не позволяла им прибегать к "нелегальным" методам. Но можно думать, что у них не было эффективной идеологии, которая позволила бы им убедить себя и других в том, что эти методы вполне "легальны", а игра стоит свеч. Иными словами, не нашлось целей, которыми можно было бы оправдать средства.
>В суд на коммунизм подавать бессмысленно. [...] Неужели кто-то всерьез может думать, что бороться с коммунистической утопией можно, поставив коммунистическую секту "вне закона"? Какую секту вообще удавалось подавить с помощью враждебной пропаганды и судебных решений? Секты чувствуют себя в этой атмосфере как рыба в воде. Даже сталинский режим при всей его бандитской бесцеремонности с этим не справился. Кроме того, известно, что болезнь лучше не лечить, а предотвращать. Никакой коммунизм не овладеет умами, если в обществе нет революционной ситуации. Но зато если она возникнет, то ничто не спасет нас от коммунизма, или нацизма, или религиозного фундаментализма, или от чего-то там еще, что непременно всплывет на поверхность для нужд конституирования нового мира и (или) наведения порядка.
Это "что-то там ещё", оставшееся в списке желающих "непременного конституирования нового мира и (или) навеления порядка", на сегодняшний день осталось только одно: демократия по англо-американски. Её непременный атрибут - свободный рынок, иллюзия незначительности государственной организации и идеологии. Неужели мы дожились до публичных опасений возникновения "революционной ситуации", к которой вплотную приблизилось "демократическое общество"? :) Особенно это актуально в свете страхов вокруг кризиса мировой финансовой системы... Что же, если вспомнить марксовские "предпосылки" пролетарской революции - "необходимый" высокий экономический уровень и переход капитализма в лагерь "тормоза" дальнейшего экономического роста, то сейчас гораздо более "подходящий" момент для революции "по Марксу", чем он был в начале XX века. Естественно, это касается Европы, а теперь уже и Америки, как "истинных" носителей "настоящей цивилизации", а вовсе не "отсталой" России, возомнившей себе бог весть что столетие назад... :)
Подробнее об этом в интервью, взятом Максимом Калашниковым у советника Ларуша по науке и эксперта журнала EIR (Executive Intelligence Review) Джонатана Тенненбаума, размещённого на Кризисе ( http://www.rus-crisis.ru/index.php?name=News&file=article&sid=1788). В частности, Дж. Тенненбаум сказал:
«Д.Т. Сейчас идет разграбление машиностроения США под видом реорганизации компаний. Индустрия уходит в Китай или в Мексику, где уже возник промышленный пояс. Неудивительно: зарплата тамошних работников составляет всего 10 процентов от американской. Получается, что Соединенные Штаты предлагают миру бумагу (доллары), а взамен получают от него всевозможные товары. Но что будет, когда остальные страны откажутся принимать зеленую бумагу? Недавно верхушка социал-демократической партии Германии пригласила на свою встречу бывшего министра финансов США Роберта Рубина, почитающегося отцом "экономического чуда" при Клинтоне. Ведь в Германии сегодня - напряженная экономическая ситуация. И Рубин заявил: "США ждут большие неприятности в финансовой системе". И ведь Рубин говорил не просто как частное лицо, а как глава крупного "Сити-банка"».
И ещё: «Мы очень надеемся отправить в отставку вице-президента Чейни и прежнее окружение Буша. Тогда получится как бы вставить в него новую кассету. Огромные надежды возлагаются на работу с Сенатом, верхней палатой Конгресса. Он имеет особые полномочия и может работать наполовину в режиме исполнительной власти, как некое "параллельное правительство"».
И вот ещё: «В любом случае, решительные события должны произойти в ближайшем будущем...»
Переписывание истории. Очередной виток подлаживания истории под изменяющиеся представления.
>Сегодня все превращено в товар. Даже еврейским холокостом давно торгуют. Это ходкий товар. И вовсе не потому, что люди (включая большинство самих евреев) до сих пор сочувственно переживают трагедию 6 миллионов безвинно погибших евреев и всего еврейского народа. А потому, что это грандиозная "horror story", то есть "жуткая история". Подобные вещи рано или поздно уходят в мифологию и приобретают вид "Каин убил Авеля" - Ромул убил Рема, Фриц убил Абрама, Иван убил Петра. Кто кроме самых экзальтированных христиан сегодня сопереживает Авелю? Кто жалеет Рема? Кто будет завтра жалеть Абрама и Петра? То, что сегодня речь заходит о "криминальности" коммунизма, свидетельствует не об оживлении нашего этического отношения к происшедшему, а о прямо противоположном. Революционная эпоха у нас на глазах затвердевает в виде мифа. А миф - чем страшнее, тем ближе к сердцу.
>Появление современных методов познания, то есть науки, видимо, не упразднило мифологического инстинкта общества. Это правда, что наука вот уже лет 300 теснила обыденное мифологическое сознание - сперва в сфере представлений о природе, потом в сфере представлений об обществе и, наконец, даже в сфере представлений о человеческом сознании. Прогресс науки ускоряется, ее достижения становятся все более ошеломляющими, но влияние науки на культуру и индивидуальное сознание явно пошло на спад. Больше того. Происходит обратное наступление обыденного сознания в те сферы, где наука наиболее уязвима. И, конечно, это в первую очередь "история". История - это прежде всего коллективный мемуар. Она всегда будет полем одновременных игр (это не только борьба) науки, идеологии, мифологизации, сопереживания и мысленного воспроизведения в летописных повествованиях и романах, все более трудно отличимых друг от друга. Сейчас очень велик спрос на исторически-повествовательную литературу. Историкам надоело перебиваться с хлеба на квас и зависеть от жалких грантов и субсидированных доцентских ставок. Они хотят писать бестселлеры. Если бы они писали отдельно научные работы и отдельно исторические романы, то не было бы особых оснований беспокоиться. Но по многим причинам масса историков пишет своего рода беллетризованные трактаты под вполне благовидным предлогом - вернуть в историю человека; дескать, марксисты, социологи, экономисты и прочие умники, то есть подрывной элемент, лишили историю подлинного жизненного тепла. Работы этого рода вполне функциональны. Но в интеллектуальном отношении это шаг назад. Это возврат к представлениям об истории человечества как цепи "хороших" и "плохих" поступков. К представлению агентов истории как "казаков" и "разбойников" или "полицейских" и "воров". Так что можно думать, что "сенсационализм" Куртуа ориентирован чисто коммерчески. Он хочет обслужить массовый рынок.
>Надо сказать, что изготовление товара для верхней части массового рынка дело довольно тонкое. Ведь здесь требуется продукт, удовлетворяющий низменные потребности и умственно очень облегченный, но в то же время позволяющий потребителю думать, что он удовлетворяет свои возвышенные потребности и приобщается к чему-то умственно элитарному. Ориентация на историко-эпические бестселлеры таит в себе огромные опасности для исторической рефлексии общества. Выйдя из монастырей и университетов на книжную ярмарку, историки вынуждены менять содержание исторического повествования и интерпретацию исторической картины (чтобы не сказать - действительности) в угоду примитивному, но претенциозному вкусу потребителя.
>Историческая литература этого рода возникает за пределами научной общины, но быстро коррумпирует ее. [...] Наука пытается сопротивляться. Боюсь, однако, что ее сопротивление уже почти сломлено.
Отсмотрел-таки на этой неделе "Код Да-Винчи". Ярчайший пример вышесказанного. Но в ещё большей степени меня зацепило прочтение "Сверхэволюции..." Ю. Д. Петухова. Если "Код..." нас напрямую не касается, то "история суперэтноса русов", затрагивающая индоевропейскую историю и опирающаяся, в частности, на работы Б. А. Рыбакова и Ж. Дюмезиля, заставляет совсем иначе отнестись к проблеме торгашеско-потребительского пересмотра истории. Кстати, в эту же категорию попадает и деятельность господина Фоменко. Несколько неожиданно, но логично.
Тем не менее, роль истории в формировании позиции как отдельного человека, так и политической или идеологической организации, а также организации государственной, совершенно незаменима. Вот об этом - цитата из доклада Сергея Кургиняна "Мир и мы", выложенном на Кризисе ( http://www.rus-crisis.ru/index.php?name=News&file=article&sid=1743) и здесь, на форуме ( https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/187532.htm), где он, в частности, говорит: «Подчеркну: главные различия связаны не с тем, как идти по путям истории! Эти различия носят менее фундаментальный характер. Наиболее фундаментальные антагонизмы связаны с тем, нужно ли вообще идти по путям истории. С тем, каковы смысл и ценность истории. Именно вокруг этого идет настоящая борьба. Одна метафизика утверждает Историю и Прогресс как благо. Другая метафизика утверждает Историю и Прогресс как зло. А есть еще и такая точка зрения (ее до недавнего времени отстаивал Фукуяма), что История - не благо и не зло. Что ее попросту уже нет, что она завершена, закончена. И эта метафизическая позиция, как и две другие - находится вне религии, то есть утверждается и обсуждается в пределах секулярной рациональности».
И то, что "сопротивление исторического научного сообщества почти сломлено" - тревожный, но и вместе с тем - безошибочный симптом стремительно набирающей обороты "революционной ситуации".
"Тьма низких истин"
>Наука всегда гордилась тем, что она "расколдовала" мир. Но когда Вебер произнес ставшую теперь почти крылатой фразу "мы живем в расколдованном мире", в его словах было гораздо меньше телячьего восторга, чем в Жюле Верне. Скорее, Вебер даже испытывал опасения, что "расколдованный мир" сулит человеку массу неприятностей. Так и произошло. "Тьма низких истин" оказалась нам не по плечу. Оказалось, что "нас возвышающий обман" предпочтительнее. Оказалось, что жить в расколдованном мире трудно, неприятно, неспокойно.
>Но если это так, то почему возникает такая сильная общественная потребность заговорить именно коммунизм? Обезопасить с помощью заговоров (приговоров) обычно стараются то, чего очень сильно боятся. Есть ли у нас основания бояться возрождения коммунизма? Повторим еще раз, что коммунисты не в состоянии развязать революцию, если нет революционной ситуации. Оставаясь при этом убеждении, мы должны предположить, что за страхом перед коммунистическим заговором на самом деле скрывается страх перед революцией. Люди рациональные и научные не решаются делать такие прогнозы, но в большинстве своем все-таки не склонны предвидеть в обозримом будущем революцию. Но обыватель чует приближение революции нутром, как животные чуют приближение урагана или землетрясения. Шутки шутками, а может быть, те, кто старается заклясть призрак коммунизма, правы?
Я не очень-то способен представить себе альтернатив "наиболее естественному ходу революции" в наш ядерный век, кроме двух возможных. Одна - совсем от нас не зависит и является результатом очередного "вмешательства свыше". В результате подобного вмешательства обычно происходит скачкообразное эволюционное преобразование природы. На данном этапе эволюционному преобразованию подвержено "сознание" человека. В последний раз (из известных нам) возник подвид хомо сапиенс, известный как кроманьонец. До этого - образовался сам вид хомо сапиенс. Причём считается, что ВСЕ люди произошли от одной единственной пары родителей. О чём это говорит? Это говорит о том, что ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ, не прошедшие очередной эволюционный этап развития, либо вымирают, либо деградируют с тем, чтобы не составить непосильную конкуренцию вновь образовавшемуся виду. Та же участь ожидает и всех нас, а также и наших потомков, если мы ничего не предпримем. Собственно, попытка предпринять что-то своё, выдвинуть какое-то собственное работоспособное решение - и есть вторая альтернатива. Других вариантов нет. Вариант развития собственно революции с применением ядерного оружия я считаю неуместным рассматривать вообще.
Наличие в истории эпохи "великих учителей человечества" позволяет предполагать, что принципиальная возможность выдвигать самостоятельные решения у человечества существует, независимо от того, действовали наши предки самостоятельно или не обошлось и в тот раз без "санкции свыше". В любом случае, без встречного и неутомимого движения человечества навстречу такому решению ничего бы не заработало, как надо. Яркий пример - две волны завоевательных походов азиатских кочевников, прокатившихся по равнинам Евразии с интервалом в тысячу лет (кстати - осталось совсем не так много времени до "третьей" волны - если они и вправду возникают раз в тысячу лет). Считается, что эти волны образуются "из ниоткуда" и со временем, постепенно растворяются. Фактически же, подобная формулировка - ни что иное, как признание действия некоей неосознаваемой и не поддающейся научному обоснованию силе, возникающей в определённом месте и в определённое время. Но, попадая на неподготовленную почву, эта сила быстро растворяется, не оставляя после себя ничего, кроме воспоминаний ("коллективных мемуаров") о произошедших событиях. Это - образец полной противоположности активной созидательной силы, направленной на личную, и как созможное следствие - коллективную "эволюцию сознания", пусть даже нами самими эта "эволюция" и воспринимается как цепочка "микрореволюций". Самостоятельно двигаясь в этом направлении, мы окажемся в состоянии предотвратить неизбежную тотальную "революцию сознания", навязанную свыше - со всеми вытекающими последствиями.
Возможно, существуют и другие варианты. Было бы любопытно познакомиться с ними.