>Спад мог компенсироваться одновременным ростом в других секторах. Факт тот, что в командно-административной системе субсидии нерентабельным производствам можно было держать долго.
Можно. Тем она и сильна (без шуток). Но "долго" - это не значит "бесконечно". Рано или позно наступает предел нагрузки на экономическую систему. Есть мнение, что к концу 80-х он как и подошел. Именно предыдущие годы были периодом перераспределения средств командно-административным способом.
Тут еще одна проблема: командно-административная система к тому времени накрылась медным тазом.
>>В терминах теории межотраслевого баланса это звучит примерно так: При заданном векторе объемов производства по отраслям и существующих технологических коэффициентах расходов может существовать или не существовать такой вектор цен, при котором каждая отрасль является безубыточной. Так вот, беда в том, что для экономики СССР (России) такого вектора цен не существовало. Он был в конце концов найден, но уже для экономики, объем которой резко сократился. А в начале 90-х у многих (и у меня в том числе) была иллюзия, что выйти на новый равновесный уровень будет не так уж трудно.
>
>Иллюзия была неверна, а полное отвержение её тоже неверно. Требуемый вектор цен, при котором почти все предприятия были рентабельны, существовал и был недалёк от действовавшего.
Это Ваша субъективная оценка. Моя не менее субъективная оценка несколько отличается от Вашей.
Тут интересно было бы поднять материалы реформы оптовых цен в промышленности (помнится, она прошла за несколько месяцев до "павловской" реформы розничных). Проскальзывала информация, что при подготовке реформы расчеты шли по модели межотраслевого баланса.
>Просто для того чтобы перейти к нему, было недостаточно даже введения пошлин (хотя их уровень был неадекватен) - необходимо было также гарантировать сохранение спроса. Не "совокупного", а конкретного по отраслям.
Согласен. Если конкретизировать - необходимо было сохранить субсидирование отдельных отраслей (не вполне понятно, каких).
>Реформаторы намеренно уничтожили спрос.
Ага. Выходил Гайдар утром на работу и думал: "Какую бы отрасль мне сегодня уничтожить?". Мир не так прост, как нам кажется, он гораздо проще. Поведение было не злонамеренным - просто была политика невмешательства в микроэкономические процессы от решительного неумения и практической невозможности это сделать. Ну нету государства, понимаете? Своей валюты нет, границ нет, таможни нет, Госплана нет, Госкомцен нет, а если бы и были - нет у них методик работы в условиях хаоса. А хаос - есть. Как хочешь, так и вертись. (Я описываю ситуацию на ноябрь 1991 г.)
>Далее, в чистом виде исходная иллюзия была неверна даже по теории оптимального планирования. В случае разрывной производственной функции получается ситуация, при которой себестоимость производства скачкообразно снижается только при таком объёме производства, при котором цена спроса ниже себестоимости.
Здесь не понял. Почему производственная функция разрывная?
>В этом случае необходимо субсидировать производство, и это было широко известно, и это делалось. Таких предприятий было относительно немного, но их выбивание из экономики разрушало технологические цепочки и усугубило ситуацию.
"Много" или "немного" - очень неопределенные оценки. Но то, что положительные обратные связи заработали во всю силу - верно.
>И таких примеров много. Было очень много мелких пакостей реформаторов, каждая из которых намеренно добивала какую-то группу предприятий.
Например? С доказательством преднамеренности?
>Мораль: нарисованный нами сценарий позволил бы оздоровить ситуацию, перейдя без спада к "нормальному" вектору цен с теми свойствами, как в теории оптимального планирования. Но реализовано было нечто принципиально другое. Это можно увидеть, прочитав программу "500 дней".
Вы так много на нее ссылаетесь, что даже захотелось перечитать. Нет ли текста?