От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 02.07.2006 22:55:30 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Преподавание истории и последствия такого или схожего преподавания (*+)

Хм. Преподавание истории
http://community.livejournal.com/ru_history/528252.html

И последствие такого или схожего преподавания
http://community.livejournal.com/ru_history/528715.html


===============

http://community.livejournal.com/ru_history/528252.html




История в 57 школе
После этого треда (и антиидеологического пафоса demonfort) я чего-то
попробовал поинтересоваться чему и как учат в 57 школе. Набрел на такое
вот:

Б. М. Меерсон (eloiz_b), Д. В. Прокудин. ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ XX ВЕКА
http://www.sch57.msk.ru/collect/meers.htm

Понятно, что это не весь курс истории, но он выложен как пример, и
вероятно достаточно репрезентативен. Оглавление:

* Лекция 1. Введение в ХХ век. Что такое модернизация ?
* Лекция 2. Позднеиндустриальная модернизация, массовое общество
* Лекция 3. Первая мировая война и рождение массового общества
* Лекция 4. Европа 1918 - 1923 годов
* Лекция 5. Фашизм в Италии
* Лекция 6. Веймарская республика в Германии: опасности массовизации
* Лекция 7. Дивный Новый Мир и его катастрофа (1923 -1933)
* Лекция 8. Тоталитаризм в полный рост - германский национал-социализм
* Лекция 9. Тоталитаризм: явление и сущность


То есть - "история западной цивилизации 20 века" - это фашизм. Более
ничего. Далее - выборочно посмотрел (3) и (9): Избранное: Если стоите -
сядьте.
(3)

------------Уже в самом начале войны есть нечто необычное. Так войны, во
всяком случае - европейские - не начинаются. В самом деле, частное лицо,
фанатик-террорист из никому решительно неизвестной организации "Млада
Босна" несколькими выстрелами начал мировую войну. Можно, конечно,
считать это провокацией, но не чрезмерно ли жертвовать наследником
престола и фактическим главой европейской империи ради такой провокации,
войну можно начать проще. Более того, Гаврила Принцип в принципе не имел
никакого отношения к правительству Сербии, кроме того, что был
сербско-подданным. Непонятно, почему война объявляется государству, если
убийца Франца-Фердинанда никакого отношения к властям этого государства
не имеет. Единственная аналогия подобного начала войны в XIX веке -
расстрел герцога Энгиенского, совершенный по приказу Наполеона I. Но это
именно государственный акт, приказ был отдан главой государства,
прекрасно понимавшего, что его действия вызовут войну и к этой войне
готовившегося.----------

Вы еще не упали со стула?

-----------------Использование пулеметов, способных остановить любое
пехотное и кавалерийское наступление (что само по себе меняло характер
войны), привело к тому, что наступление немцев на Париж было остановлено
("чудо на Марне")--------------------
etc.
(9)
------------------тоталитарный в строгом смысле слова советский
коммунизм -с начала тридцатых годов до середины пятидесятых, а в
широком - с 1917 по те же пятидесятые) должен осознаваться очень четко,
поскольку именно на его фоне деятельность большевиков - ленинцев или
германских "наци" и производит столь ошеломляющее впечатление: подавляет
количество злодеяний, совершенных за единицу времени.-------------------
...
----------------сметающий все на своем пути поток массы на гребне волны
приводит к власти "партию нового типа" во главе с харизматическим
вождем, которые, получив власть от массы, стремятся эту власть удержать,
на массу опираясь, а для этого сознательно консервируют массовую
ментальность, не давая массе растекаться на вторичные социальные группы
(не допуская демассовизации), но вводя этот бурный поток в бетонные
берега тоталитарного государства. Физический и интеллектуальный террор,
партократия, идеократия, диктатура и отсутствие нормальной законности, -
все эти синдромные признаки тоталитаризма есть лишь следствия или
проявления основной - массовой - характеристики режима.------------

...
---------------ничем иным кроме массового энтузиазма, нельзя объяснить
"великие стройки" индустриализации в СССР или готовность легко умереть
за фюрера германского солдата Второй мировой войны. Только человек,
искренне считающий существующий режим своим, а власть вождя - своей
властью, чувствующий постоянно кровное родство с этой властью, не
видящий себя без или вне государства, способен на такие
действия.-----------------
...
-------------Говоря о политических признаках тоталитарного общества, мы
коснулись так же признаков социальных и культурных, ибо они не могут
быть отделены от первых. К политическому ряду следовало бы отнести и
факторы ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ибо все мероприятия тоталитарных лидеров в
экономике (будь то индустриализация в СССР, "упорядочение национального
труда" в Германии, "Большой скачок" в Китае) не несли никакой
экономической нагрузки; целью тоталитарных государств является не
построение работающего народного хозяйства, а усиление самого себя,
путем создания новых "приводных ремней", на сей раз -
экономических.------------------
...
---------------Следует отметить, что взяв на себя роль монополиста,
государство должно позаботиться об экономическом положении потерявшего
самостоятельность населения. Отсюда происходят широчайшие социальные
программы тоталитарных режимов - бесплатная медицина и образование,
ликвидация безработицы, государственные пенсии и пособия и т.д..
Впрочем, не следует рассматривать эту деятельность государства, как
благотворительную. Поддерживая жизнеспособность общества в условиях
несамостоятельности его членов, власть получает лишние "приводные ремни"
для политизации населения.-----------------

...
И завершающий аккорд:
-----------------------Тоталитарная угроза, как показывает опыт таких
монстров последней трети ХХ века как полпотовская Камбоджа или Иран
Хомейни не ушла из жизни. Мы живем в стране, где она, увы, весьма
реальна. Однако, как говорили мыслители Средневековья и как мы
постарались показать выше: "Дьявол- обезьяна Бога". В этом есть,
пожалуй, не только надежда но и уверенность.---------------------------


И эти люди ругают советскую историю за идеологизированность? Это даже не
идеологизированность, это ПРОПАГАНДА пополам с суворовщиной.

Upd: Меерсон рассказывает о этом курсе (все логично - на сайте
"Мемориала")
Upd2: Борис Меерсон, "Ведомости", 17 февраля 2004 УРОКИ ИСТОРИИ: Наука,
а не идеология
===============