От Galina Ответить на сообщение
К Artur
Дата 03.06.2006 09:13:17 Найти в дереве
Рубрики История; Версия для печати

О присвоении музыки

>Вообще то трудно присвоить у кочевого мусульманского народа духовную христианскую музыку.

Ну почему трудно?

21 августа 1916 года. Этим днем датируется первая (из числа известных и очевидных фактов) попытка армянских фальсификаторов осуществить плагиат жемчужины азербайджанской культуры - оперетты Узеира Гаджибекова “Аршын ал алан”. В еженедельнике “Русская музыкальная культура” от 21 августа 1916 года читаем: “Выпускник Парижской консерватории артист Арменьян создал группу, с которой тринадцать лет работает в театре. Господин Арменьян также является и национальным музыковедом. В последнее время он в своих спектаклях использует музыку. Мы видели его прекраснейшую оперетту “Аршын мал алан”... Слава господину Арменьяну, который создал не только национальный театр, но и восстановил армянскую музыку!” Согласно исследованию Айнур Гаджиевой, еще в 1915 году было впервые заявлено, что “Аршын мал алан” - армянская оперетта. “В 1914 году труппа азербайджанского актера Гусейнгулу Сарабского гастролировала в Тифлисе. Оперетта поразила воображение некого Седрака Магаляна”. Магалян, который до этого играл на таре в армянском ансамбле, предложил Г.Сарабскому перевести слова оперетты на армянский язык, на что получил резонный ответ: такого рода вопросы необходимо согласовать с автором произведения, маэстро Узеиром Гаджибековым. В дальнейшем Магаляну удается встретиться с азербайджанским композитором и убедить его в необходимости перевода “Аршин мал алан” на армянский язык. В 1915 году состоялась премьера оперетты Уз.Гаджибекова на армянском языке в театре Эриксяна. Успех этой премьеры во многом способствовал тому, что помимо Магаляна к творчеству Уз. Гаджибекова “обратились” и другие армянские предприниматели от культуры: Г. Прумьян, С. Торосьян, И. Восканьян, А. Арменьян. Согласно исследованию А. Гаджиевой, с 1916 года армянские труппы стали “забывать” упоминать имя Уз. Гаджибекова на афишах: впервые это произошло во время гастролей армянской труппы во Владикавказе. “Вообще труппами, в репертуарах которых была оперетта “Аршын мал алан”, управлял некий центр. К примеру, труппа Арменьяна не имела права показываться с этим спектаклем в Баку, а труппа Вос-каньяна - в России”. Упоминание А. Гаджиевой о некоем едином центре по управлению армянскими труппами не является случайным. По имеющимся данным, в армянской террористической организации “Дашнакцутюн”, помимо военизированных подразделений типа Террористический комитет, Организация устрашения, Комитет самообороны и т.д. - действовало так называемое Культурно-просветительское общество, занимающееся пропагандой армянской культуры в контексте плагиата достижений культуры других народов. (Таким же вот образом, например, теорема Пифагора оказалась “достижением” армянской науки).