От Pout Ответить на сообщение
К Леонид Ответить по почте
Дата 04.07.2001 23:21:28 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

беглый комментарий к тексту


Леонид сообщил в новостях следующее:3803@kmf...
> Это интересно.
> Так или иначе, но вобщем-то мы практически полностью оторваны от
религиозных традиций. Не считаю тех, кто был воспитан в религиозных
семьях. И поэтому теерь каждый может выбрать ту традицию, которая ему
представляется наиболее близкой и соотвествующей его видению мира.
> Просто верующий - нонсенс с точки зрения традиции. Но это реальность.
Это феномен нового религиозного сознания, рожденного новой Европой. Где
Творец превратился в абстрактное понятие.

В общем, мой начальный постинг слишком концентрирован, как
перенасыщенный раствор. Там надо было расставить по порядку номеров ряд
положений ( уже в преамбуле их три)и котротЕнько пройтись по каждому.
Дать аккуратные ссылки - начиная с начала, на статьи по-русски про
civic religion в Штатах (Первая , сдобротным персказом очередного
модного амерского тогдашнего "антрополога" - это "Вопросы
философии"1 -1976 кажется. Поиск в сети по этому амер.названию навеняка
зацепит кое-что посвежей, хотя как знать - как-то глухо"обо всем
этом"пишут , о "простонародной вере"(не обязаьельно в Бога, творца - он
у них ситизенов там сбоку припека получается). Хорошо и дать картинку -
ДОЛЛАРОВУЮ бумажку c In God We Trust. Она сопровождает статейку по
теме, я ее совал как-то в группу где эмигранты обсуждали тему тамошней
веры.
Это все же не совсем пустота, а вера (правильно говорит Константин),
наверно хиреющая(статьи 80х годов).
Про собственно "бедную религию", точнее - про это удачное название и
одну-единственную удачную мысль, которую вы подхватили - это ссылка на
сетевую философскую библиотеку на философи.ру\лайбрери, где статейка
Эпштейна (очень давняя)лежит. Хоть есть в сети, а прочих-то материалов
нет, приходится сжато и глаопом пересказывать отдельные моменты из
канвы, на мой взгляд важные.
Статистика подлинно воцерковленных (только их и можно считать
верующими) и близко к ним стоящих православных ничтожна. Важнее то, что
те люди, которые по-настоящему веруют(православные), тоже не совсем те,
за кого их приниают. Есть на сей счет подробная "диссертация"( и в
самом деле диссер, в отличие от авторефератов какихбтам
полно)Тарабукиной на Рутении по"фольклору церковного круга"людей. Они
"не от мира сего". Их очень мало. В общем, где она, та Вера о которой
поют вошедшие в силу"попы" - непонятно. Ей места нету совсем. Там где
есть искренняя вера, она не "каноническая".
Есть материал по опросу ВЦИОМа, где изучались"степени
воцерковленности". Тоже прочищает мозги. Неточно, что недавно(до
"свободы")люди были оторваны от воспитания в религиозных традициях.
Женщины там на примерах рассказывают, что они"планируют"выйдя на
пенсию"очутится там"(в церкви). Это не пропадало никогда, но шло не
афиширууемо, вполголоса. Отсюда непропадавшая тенденция "старшек " как
основного контингента( в прошлом, теперь иначе). Но ДО ТОГО они уже
были"мысленно там"и планировали образ жизни и мысли соответственно и
очень строго. И скорее это было правилом.

Гвардини есть по-русски(начиная с "Вопросов философии" 4 за 1990.

Духовные стихи (причем современные)подробнейшим филологическим образом
обсуждают"на соросовские гранты"диссертанты на Рутении. Им далеко до
Панченко и Федотова, но зато можно почитать в натуре, в сети.
С Еретическоого форума вот Мару переписал.
==========
Дискуссия? О язычестве? О язычниках? -))
Мара
Братство Еретиков >
Круглый Стол >
Дискуссия? О язычестве?...

17 июля AD 2000 19:09:57
День добрый всем!
В Интернете я сейчас бываю от случая к случаю, вот, почитала и у вас
кое-что... Честно говоря, не очень понятно, зачем и на какую именно тему
объявлена подобная дискуссия. Уж больно слово расплывчатое -
"язычество". Если речь идет об обсуждении политеизма как такового, то в
его существовании сомневаться, вроде, никому не приходится, полмира так
живет.
Если вы хотите путем внутренней дискуссии убедиться в правоте или
ошибочности суждений тех, кто причисляет себя к язычникам, то,
опять-таки, вероятность объективной оценки снижается. Потому что для
хорошего анализа надо как минимум очень хорошо понимать языческие
мировоззрения и не смешивать их с попытками личности к облегчению своей
социальной адаптации.
В принципе, если представители различных направлений христианства порой
с превеликим трудом соглашаются с мыслью о том, что в Христа можно
верить по-разному, то обсуждение многими христианами темы языческих
верований выглядит немногим лучше приснопамятных диспутов о загнивающем
капитализме... -)))
Или вы хотите поизучать неоязычество с точки зрения социологии
мегаполисов? Тогда это вообще не имеет отношения к вопросам религии.
Разговор идет о "прежней", дохристианской вере наших предков? О том, что
почему-то назвали "славянским язычеством"? Так это никуда и не
пропадало, сохранено очень многое, нужно только потратить время и силы
на поиск. Отсутствие общедоступных письменных материалов по древнему
пантеону не означает ни отсутствия самого пантеона, ни отсутствия тех,
кто реально является носителями древних знаний. Да, не до всех книг
может добраться тот, кто привык получать информацию в библиотеке
(впрочем, это еще очень хорошо), или, того хлеще, в Интернете. Ну и что?
В каждой конфессии - свои правила. И порядок, по которому в нашей
"системе" человек допускается к тем или иным материалам, обусловлен
многовековой охотой и за материалами, и за хранителями. Охотой на
уничтожение. Уж извините, из песни слова не выкинешь, что было, то было.
Да и сейчас есть.
Маленькое отступление... Приверженцы прежней веры не оскверняют
христианских храмов и святынь, поскольку в нашем каноне нет принуждения.
По-нашему, земля общая, а кому кто славу поет - так так и по жизни
пойдет, зачем лаяться? Вполне достаточно просто друг друга уважать. А
что можно сказать о тех, кто совсем недавно поставил крест на Лысой горе
близ Переяславля-Залесского, что на Плещеевом озере? Старательно
поставили, аккурат в место, где прежде стоял Ярилин Камень, и это при
том, что к Камню как ходил народ, так и ходит. Что это, как не насилие и
святотатство? И что, Ересиарх, Вы действительно полагаете, что в стране,
где главенствует неуважение не то что к чужой вере - к чужим обычаям и
корням, я вот возьму и просто Вам сообщу адрес, где лежат наши книги?
Если Вы проявите достаточно терпения и уважения в Ваших поисках, этот
адрес Вы получите сами. Но не через Сеть. Это делается исключительно по
нашим канонам. А если Вы не считаете необходимым так себя растрачивать -
что ж, удовольствуйтесь устными пересказами тех, кто имеет на них право.
Например, моими. На вопросы я отвечаю всегда, а вот доказывать никому
ничего не обязана. Суть не в обидах, в подобных категориях я вообще
разговоров не веду. Просто, извините за повторы, в разных конфессиях -
разные правила.
Впрочем, вернемся, пожалуй, к неоязычеству. Тяга к прежней вере
обусловлена прежде всего ее наличием и свободой изложения. Человек ищет
прежде всего самого себя в мире, а уж какую он для этого выберет форму -
его личное дело. Не могу, к сожалению, сказать, что вот прямо многие и
многие приходят и сразу проникаются. Нет. Очень много наносного, слишком
многие выбирают псевдославянские мифы и формы речи только для того,
чтобы потешить свою гордыню. Да и между собой представители современных
неоязыческих групп (скорее, клубов) далеко не всегда могут договориться.
Одни - из-за противоречий в доступных источниках, другие - из-за
стремления быть "правее папы римского". Но меня все-таки очень радует
то, что даже при несогласованности отношения к той или иной мистерии эти
люди стараются соблюдать этические нормы традиции и, если и не говорят
одни и те же слова, все же открываются богам и миру с радостью. Конечно,
далеко не каждый становится верующим, для этого все-таки нужно что-то
пройти самостоятельно. Но лучшие из них не несут разрушения. Это так
важно сейчас.
Современное славянское неоязычество в своей массе скорее представляет
собой пока течение, связанное с изучением традиции и культуры. Уже
видела я попытки создать некий катехизис - что ж, пусть пробуют. Пройдет
еще немало лет, прежде чем возникнет хотя бы подобие новой религии.
Честно говоря, я не думаю, что именно возникнет что-то новое. Пена
сойдет; те, кто хочет услышать - услышат наших жрецов, и просто будет
легче человеку найти себя, дойти будет чуть проще.
Хотела бы напоследок пожелать уважаемым еретикам все-таки разделять
обсуждение иных верований и людей, представляющих те или иные социальные
группы. Меньше будет недоразумений.
Засим прощаюсь, объявлюсь, когда смогу.
С уважением,
Мара
=============
Но вообще речь была прежде всего о еще более непрпоявленном. скудном и
"размазанном"веровании. Просто когда люди автоматом соблюдают
совершенно забытые по смыслу обряды, даже "дурацкие", вроде птичек на
могилках в Родительскую субботу кормят. Или водку оставляют на поминках
в рюмке с ломтиком. Это ж души, птички.
А это уже "вопросы к Гуре", а не "к Маре"