|
От
|
Alexandre Putt
|
|
К
|
K
|
|
Дата
|
06.05.2006 00:15:07
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Китайские боги
>Что-то у меня не получаются буддисты в 14-м веке в Китае.
Речь шла о значительном распространении. Информация взята из
http://russian.people.com.cn/2337876.html
Там же сказано, что буддизм проник в Китай в 1в. д.н.э.
В 6 веке в Китае возник чань-буддизм (известный как дзен-буддизм в Японии).
>Или вот еще из БСЭ - <Поэтому древнекитайская философия носила ярко выраженный
>Т.е. китайцы еще в 3-6 веках до нашей эры перешли к
>преимущественно светской философии, интерес которой к богам не зафиксирован (в отличии от
>греческой!, где вопрос о богах постоянно подымался).
"До философии в Китае было поэтическое осмысление мира и прошлого человечества в форме мифов. Эти мифы не рассказывались, а пелись, сопровождаемые ударами, гудениями, рокотом музыкальных инструментов. Их героями были первопредки и цари-мудрецы, создатели человеческой культуры."
(все цитаты здесь и ниже по: Немировский, А.И. (1994). Мифы и легенды Древнего Востока: Для учащихся сред. и ст. классов. М.: Просвещение, стр. 333-336.
Т.е. боги были
"Сами песни, на основании которых философами создавалась фиктивная история, частично сохранились в сборниках "Шицзин" ("Книга песен") и "Шуцзин" ("Книга истории"). Китайский историк Сыма Цянь (146--86гг. до н.э.) так сказал об отборе этих песен: "В древности песен (ши) было более трех тысяч. Конфуций отбросил негодные и взял то, что соответствует правилам и должному". Поскольку дошедших до нас песен 305, ясно, что негодными признано девять десятых..."
Т.е. была селекция и подчистка по политическим мотивам. Однако
"Таким образом, китайские песни донесли до нас упорядоченную, препарированную мифологию, соответствующую господствующему во времена Конфуция (VI--V вв. до н.э.) мировоззрению".
Что же написано в этих песнях?
(сами тексты я приводить не буду, там много)
"Первый человек Пань-Гу" - о сотворении мира, зафиксировано в III в.
"Нюйва-прародительница" - о богине земли и плодородия
"Фуси" - о боге охоты и рыболовства
и т.д. по тематике
Т.е. боги на указанный момент всё-таки были и даже несколько дольше. Поэтому промежуток секуляризации, если он действительно был, следует сдвигать.
Дальше, автор пишет:
"Отношение между народной поэзией, как источником мифов, и философией, как их осмыслением, не были идиллическими ни в Китае, ни во всех иных древних цивилизациях. Философы, выработавшие более или менее цельное представление об окружающем мире, относились к народной мудрости с пренебрежением... В этом не было беды, если бы философы только вступали в полемику с народной поэзией. Нет, сами пользуясь мифами как источниками, они до неузнаваемости их разрушали. Например, если в мифе рассказывалось о чудовище с четырьмя лицами, то в пересказе философа четыре лица превращались в четырёх сановников, отправленных императором в четыре страны по четырём сторонам света."
Т.е. даётся объяснение поставленной Вами проблеме. Вот ещё пример:
"Упорядочение китайской мифологии усложнило понимание её развития. Можно лишь догадываться, что в глубокой древности китайцы, как и другие народы, почитали животных - змей, ласточек, медведей, слонов, считая их покровителями отдельных родов и племён. Со временем одна из таких покровительниц, змея, приняла в воображении рассказчиков мифов облик чудовищного змея - дракона..."
Также отмечу то, что монотеизм свойственен узкому кругу родственных религий (иудаизм, христианство, ислам), поэтому слабое внимание к теме бога и абсолюта вполне нормально. Например, эта тема не имеет такого интенсивного отражения в индуизме. Согласен, Китай - тема сложная, я тут совсем не разбираюсь. Надеюсь, цитаты были полезными.
>А в Китае ничего
>подобного уже лет с две тысячи не имелось. Нет там религии, ее давно сдуло.
А как же буддизм в 14 веке?