|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
20.04.2006 22:57:30
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Б. Кудрин. Предложенный большевиками план ГОЭЛРО, так и не реализованный до конца устарел - чем его заменить? (*+)
http://www.intelligent.ru/articles/text312.htm
О стратегии существования России
Предложенный большевиками-ленинцами план ГОЭЛРО, так и не реализованный
до конца в России, ныне явно устарел - чем его заменить?
Борис Иванович Кудрин
Начнём не с традиционного <кто виноват?>, а с практического <что
делать?> Предлагаемые сейчас национальные программы по образованию,
медицине, наукоёмкому развитию оборонки и автопромышленности,
машиностроения, авиации (каждая из которых, безусловно, необходима) не
могут служить основой долговременной стратегии развития России.
Здесь, на мой взгляд, следует начать с ключевого вопроса, который
заключается в том, что ни одна из сторон в повседневной деятельности
человека не могут обойтись без полного и качественного обеспечения
электрической энергией. Мы не ставим вопрос об энергетической
безопасности, точнее - рассматриваем его с точки зрения, которую в
терминах 20-х годов ХХ века можно прокомментировать многочисленными
высказываниями Ленина о том, что необходимо всю Россию, и промышленную,
и сельскохозяйственную, сделать электрической. Иными словами, вновь и
вновь задаёмся вопросом: решена ли задача электрификации России?
Сводится ли эта задача к решению проблем энергетики? Как понимать всё
чаще встречающиеся выступления о необходимости нового плана ГОЭЛРО?
В последней четверти ХХ века развитые страны вступили в
постиндустриальное общество. И для России выявилась неизбежность
интеграции в глобальное пространство мировых проблем и обязательность
переориентирования экономики на высокие технологии. Всеобщее ощущение
ненадёжности бытия, неблагоприятная демографическая ситуация и ожидаемая
иммиграция, социальная проблематика, включая перекрёстное
субсидирование, льготы и ЖКХ; реформирование образования и медицины,
инновационное инвестирование и создание инфраструктуры (в особенности
электроники и транспорта), преодоление сырьевой направленности, проблемы
Стабилизационного фонда; наконец, обеспечение продовольственной и
энергетической безопасности - всё это ставит перед страной трудные
политические задачи.
Азы ценологии
Для увязанного системного разрешения этих проблем необходимо вполне
осознанное освоение правящей элитой и понимание всей массой населения
ощутимых выгод, которые вытекают из применения некоторых объективных
законов, характеризующих современное общество у нас и за рубежом и
опирающихся на новое ценологическое мировоззрение. Оно заключается в
утверждении, что для устойчивости и эффективности функционирования
сообщества чего бы то ни было необходимы не одинаковость, но
определённое разнообразие составляющих и определённое соотношение
<крупное-мелкое>.
Тогда можно предложить ясную идею развития и самогo существования России
в ХХI веке, подобную реформам Столыпина, Косыгина, концепции
индустриализации, которая опиралась на Государственный план
электрификации, принятый в 1920 г. (первый был выполнен к 1931 г.,
второй - к 1940 г.). Основными положениями ГОЭЛРО руководствовались все
годы советской власти, в частности, и в период экстенсивного развития
промышленности (конец 50-х - начало 80-х годов), опираются на них по
традиции и сейчас.
Прежде чем обратиться к предложениям по стратегии существования и
развития России, рассмотрим вкратце ценологические представления и те
фундаментальные законы, в рамках которых и функционирует наше (и любое
другое) общество (хотя пока оно этого и не осознаёт). Из окружающего
мира выделим сообщество (ценоз, cenosic, отсюда и название науки -
ценологии) и определим образующие его элементы - единицы-штуки-особи.
Вот примеры ценозов. РФ - сообщество регионов, каждый из которых
характеризуется параметром: площадью, населением, электропотреблением и
др.; город как ценоз представим школами, больницами, автотранспортом.
Отрасль (регион) - сообщество предприятий, ценологически описываемых
объёмом производства, удельными расходами ресурсов (<большая
энергетика> - турбинами электростанций; металлургия - составом прокатных
станов). Завод - сообщество изделий разных семейств, в частности,
электродвигателей. Квартира - ценоз вещей.
Множество учёных трудилось целое столетие, изучая физические ценозы
(распределение галактик по массе или минералов в земной коре), а также
ценозы биологические, технические, информационные, социальные.
Теоретически доказано и статистически подтверждено, что структура ценоза
характеризуется тем, что 40-60 % всех видов, входящих в ценоз, относится
к уникальным, редким. Они образуют ноеву касту - своеобразную группу,
численность входящих в неё штук-особей не превышает, однако, 5-10 %
общего числа единиц ценоза. Другая критическая область - саранчёвая
каста, образованная стандартными, массовыми, ординарными особями,
которых 40-60 % от общего количества, но от числа видов ценоза это лишь
5-10 %.
Примеров действия и сознательного использования ценологической теории
уже необозримо много. Когда выходят очередной закон или очередная
директива о требованиях к торговому залу магазина, помещениям аптек, о
расстоянии между креслами в парикмахерских и наборе всякого рода
помещений, то мною это воспринимается как удар по малому бизнесу, по
глубинке, где эти требования абсурдны и, естественно, не могут быть
выполнены, как и, например, запрет на торговлю <с крыльца> в посёлке,
где десяток домов.
Тривиально, например, утверждение о чрезмерном расслоении общества, о
недостаточности малого бизнеса. Но что предлагается? Какую цель ставит
общество перед государством? Полное равенство доходов по регионам, а в
регионах - равенство доходов каждого гражданина? Равное потребление?
Отмену всех и всяческих привилегий в социальной сфере, на
государственных и частных предприятиях, при предоставлении услуг?
Однако если эта задача утопична теоретически, нереализуема практически и
если неизбежно некоторое расслоение при любом общественном строе и форме
государства, то: 1) каков возможный максимальный разрыв, за которым
следует ожидать социальной нестабильности с непредсказуемыми
последствиями? 2) есть ли и каков тот уровень, который можно считать
оптимальным, который и есть гарант устойчивого состояния общества, его
общей эволюции в направлении повышения жизненного уровня всех членов
общества? наконец, 3) каково то минимальное различие доходов,
сохраняющее благоприятный инвестиционный климат для финансистов и
предпринимателей, обеспечивающее достойное России развитие науки и
искусства, медицины и образования?
Ответы на эти и им подобные вопросы и входят в компетенцию ценологии.
Электрификация страны не состоялась
Перечислим теперь основные этапы электрификации <по ГОЭЛРО>. Их было
три. Первый связан с созданием государственных ТЭЦ (ГРЭС) и ликвидацией
кулачества (с 1929 г. уничтожено до 1 млн мельниц и частных источников
электроэнергии суммарной мощностью до 10 млн кВт).
Второй - со строительством крупных электростанций, образованием ЕЭС,
подключением колхозов к государственным сетям, организацией каждым
обкомом КПСС собственной энергосистемы. Это привело к уничтожению до 6,6
тыс. электростанций по 100-10000 кВт (по стране - до 5 млн кВт), к
ликвидации сельской интеллигенции (инженеры-электрики стали не нужны
вместе с жёнами - учителями и врачами). Появился термин <неперспективная
деревня>.
Под обязательство подвести электроэнергию к каждой розетке, двигателю,
коровнику на третьем этапе энергосистемы получили право выдавать каждому
потребителю технические условия на присоединение, запрещать потребителям
сооружение собственных генерирующих мощностей. Результат - полный
монополизм электроэнергетики, несовместимый с рыночными условиями, а
потому с неизбежностью приведший к необходимости реструктуризации.
Подведём итоги этапов реализации ГОЭЛРО, обратившись к реальной жизни.
Сегодня большая часть территории страны (и это видно из космоса) - без
электричества. Это не только отдалённые и северные районы (2/3 России -
9 млн. человек, но говорят и о 15 млн.) и поселения Центра,
Северо-Запада, Урала, Сибири, где нет электричества, но и города и
посёлки, питающиеся по одной ЛЭП (дважды после 1997 г. <гасилось> даже
Сочи) и отключаемые планово, аварийно - грозой, ветром, гололёдом,
сходом лавин, наездом транспорта на опору. Любой житель
<электрифицированной> глубинки засвидетельствует низкое качество
электроэнергии (особенно понижение напряжения по вечерам, <перекос> фаз
и гармоники), внезапность перерывов электроснабжения и их
неопределённость во времени.
Настала пора ответить на основной вопрос: состоялись ли <:электрификация
всей страны>; превратился ли весь государственный механизм <в единую
крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни
миллионов людей руководствовались одним планом:> Всё это не получилось,
электрификация страны не состоялась. Госплан СССР не смог координировать
выпуск 24 млн. видов самых различных изделий, реализовать проектную
продукцию 1800 институтов.
Неэлектрифицированность глубинки делает её безлюдной - это глубинка без
будущего; а без глубинки, без электрифицированного освоения территории
нет будущего и у всей России. Системные ЛЭП 110-750 кВ, действующие и
создаваемые Федеральной сетевой компанией, не обеспечат полной
электрификации, в том числе и из-за проблем последующей трансформации и
распределения.
<Непростая> ЛЭП-500 кВ сечением 540 кв. мм <Саяно-Шушенская ГЭС -
Новокузнецк>, проходящая над Горной Шорией, не запитала (да экономически
и не может этого сделать) ни одного зимовья, стойбища, поселения, ни
одного из возможных приютов на туристических тропах этой новокузнецкой
Швейцарии.
Гигант электроэнергетики решает вопросы электроснабжения гигантов же
цветной и чёрной металлургии, оставляя без электричества отдельные
отдалённые хозяйства или жильё, бывшие леспромхозы и колхозы, делая их
ещё и поэтому безлюдными. Констатируем, что в 1999 г. лишь 14 регионов
РФ из 72 потребили свыше 15 млрд. кВтч каждый, а годовой объём
электропотребления по Братскому алюминиевому заводу составляет 16,4
млрд. кВтч при среднегодовой заявленной мощности 1879 МВт;
Красноярскому - соответственно, 14,8 и 1680. И чт? на этом фоне какое-то
отдалённое поселение или установка ветряка 5 кВт? Богучанская ГЭС решит,
конечно, проблемы алюминщиков, но не коренного населения.
Возвращаясь к электрификации, напомним, что Федеральный закон <Об
электроэнергетике> определил понятия <субъект электроэнергетики> и
<потребитель электрической энергии>. Но в Законе отсутствует
классификация потребителей, их всех уравняли, и это основной недостаток
Закона, лишь усугубляемый Постановлением Правительства РФ от 07.12.2004
? 861, действующим с 2005 г.
Однако фактически потребители существенно различаются и социально, и
технически: из 45 млн. абонентов 90% питается от сети 0,4 кВ (на низком
напряжении); 9% - от трансформаторов 10(6)/0,4 кВ; 0,9% - от собственных
распределительных подстанций 6-10 кВ; наконец, 0,1% - крупные
потребители, питающиеся на напряжении 35-330 кВ и контактирующие
непосредственно с АО-энерго, генерацией, федеральными и региональными
сетевыми компаниями, сетевым оператором.
Обычно при расчётах стоимость 1 кВт генерирующей мощности принимают
равной 1000 долл. США. И если для строящегося элитного коттеджа с
трансформатором 10/0,4 кВ, для алюминиевого гиганта, готового вложить 1
млрд. долл. в достройку Богучанской ГЭС, эта цена приемлема, то для
начинающего малый бизнес предприятия с нагрузкой 10-20 кВт заплатить 20
тыс. долл. может оказаться не под силу. И уж совсем это неприемлемо для
пенсионерки, переселившейся в деревню и заявившей 5 кВт, или для
поселения глубинки в целом, где возросла потребность в электрической
энергии.
Между тем постановление ? 861 о правилах доступа потребителей
электрической энергии к услугам субъектов электроэнергетики содержит
разночтения, не устанавливая очевидное для всего мира: электроснабжающая
организация должна за свой собственный счёт строить собственные
подстанции и сети, включая установку счётчика, чтобы обеспечить
электроэнергией в объёме, требуемом потребителю, на границе раздела,
устанавливаемой, как правило, на территории потребителя.
Закон <Об электроэнергетике> снял запрет на строительство потребителями
собственных источников электрической и тепловой энергий для обеспечения
собственной же потребности. Это даёт возможность, наряду с традиционным
топливом, использовать и собственные возобновляемые источники энергии.
Освоены, например, газотурбинные электростанции, обеспечивающие 20 тыс.
жителей г.Агидель.
Сооружение собственных, независимых от субъектов электроэнергетики, для
питания потребителей на высоком напряжении единичной мощностью до 24 МВт
генерирующих мощностей ведёт к изменению концепции электрификации и
решает проблемы энергоснабжения городов до 10-30 тыс. жителей и огромной
массы небольших предприятий. Эти электростанции в сочетании с
источниками, работающими на ветре, речушках, солнечной энергии,
геотерме, отбросах и различных вторичных ресурсах в глубинке, и как
показал опыт - в мегаполисах, единичной мощностью в единицы, десятки,
максимум сотни киловатт, действительно может изменить подход к
электрообеспечению.
Упрощённо говоря, теперь появляется возможность по каждому региону (и
России в целом) обеспечить нормальное ценологическое соотношение
мощностей. Если решено построить (или уже существует) генератор 1 млн.
кВт, то должно быть 10 генераторов по 100 тыс., 100 шт. по 10 тыс. кВт и
так, вероятно, до 1 млн. источников по 1 кВт каждый. Создаются
объективные условия для разработки и утверждения на высшем уровне
законодательной и исполнительной властей Государственного плана рыночной
электрификации России (ГОРЭЛ).
Новый подход - план ГОРЭЛ
План должен регулируемую государством в своей основе рыночную
реструктуризацию электроэнергетики дополнить программой обеспечения
электроэнергией ВСЕЙ территории (всего отдалённого жилья и мелкого
производства), структурной перестройкой генерирующих мощностей крупных
городов, включая такой мегаполис как Москва.
Сформулируем концептуальную основу ГОРЭЛ.
1. Осуществление энергетического (и иного) строительства на основе
единства федеральных законов и подзаконных актов, каждый из которых
должен проверяться ценологическими ограничениями в части соблюдения
баланса прав пары <субъект электроэнергетики - потребитель>.
2. Для решения задач постиндустриализации необходимо антимонопольное
регулирование гигантов производства, стимулирование малой генерации, в
том числе и в сфере услуг; обеспечение прозрачности ранжирования
мощностей, общих и удельных расходов электроэнергии по регионам,
отраслям экономики, стране в целом для объективно верной оценки
результатов нормирования, расходов энергоресурсов, включая
энергосбережение.
3. Выстраивание ценологического соотношения <крупное-мелкое> в
производстве, услугах, сооружении генерирующих мощностей потребителей;
замена концепции единой энергосистемы страны и единой системы
диспетчеризации концепцией обеспечения энергетической самостоятельности
регионов, развитием энергоснабжающих организаций на основе
распределённых сетей потребителей.
4. Реструктуризация градообразующих гигантов, породивших экологические и
социальные проблемы; восстановление по всей стране <кулачества> (крепких
хозяйственников, фермерства) как класса, замена концепции интенсификации
электросетевого строительства концепцией децентрализованного
энергоснабжения промышленности, ЖКХ, необжитых и малообжитых территорий.
Необходимо обеспечить заявительный способ подключения возобновляемых
источников энергии, решить лизинговые проблемы для удалённых поселений и
поселений на малообжитых территориях.
5. Электрообеспечение следует производить в темпах, меньших роста ВВП;
стратегию инвестиций и перевооружение генерирующих мощностей
электроэнергетики осуществлять по ценологическим критериям; реализовать
децентрализацию по уровням системы электроснабжения потребителей при
автономности части электропотребления в чрезвычайных ситуациях.
Конкретизируем и <приземлим> изложенное для городов, регионов и
главное - для глубинки.
Для городов, особенно крупных, следует разработать локальные планы ГОРЭЛ
на основе:
1. Ревизии всех объектов, на которых по действующей
нормативно-технической документации должны быть установлены независимые
от энергосистемы источники питания. Это административные и режимные
организации; объекты инфраструктуры, прежде всего: связь, транспорт,
водоснабжение; высокие и высотные здания (сооружения); объекты
образования, здравоохранения, культуры и спорта; сфера услуг и торговли
(крупные магазины, кроме трёх независимых источников питания от
энергосистемы, оснащаются уже двумя собственными, например, дизельными
2?1000 кВт). На первый взгляд, это не увеличит рабочую мощность в
обычное время. Однако, это не так. Каждый такой резервный источник,
чтобы заработать аварийно, должен профилактически включаться и работать:
диспетчеризируйте процесс - и налицо прибавка рабочей мощности;
2. Нового строительства парогазовых и иных районных (квартальных)
генерирующих источников и когерентных установок (в том числе крышных) на
традиционных видах топлива единичной мощностью 1-6-24 МВт;
3. Законодательного стимулирования лизинга и льготного кредитования
сооружения объектов, использующих солнечную энергию (в Германии
реализована программа <10 тыс. крыш> и реализуется 100 тыс., оснащаемых
фотоэлементами: в 2004 г. установлено 20 тыс. солнечных батарей
суммарной мощностью 200 МВт) и геотермальную, в парках возможна и
установка ветряков, а на реках - бесплотинных, использующих кинетическую
энергию течения <утопленных> генераторов;
4. Муниципального учёта всех возможных вторичных ресурсов, в том числе
использования мусора, перепада давлений и температур, неравномерности
графиков действующих котельных;
5. Стратегии развития энергообеспеченности города, прогнозировании
величины расхода электроэнергии и требующейся мощности на средне- и
долгосрочную перспективу, структурно-топологического ценологического
мониторинга параметров электропотребления максимально возможного
количества потребителей для оценки параметров электропотребления, норм и
результатов энергосбережения.
Применительно к регионам (областям) задача разбивается на две
относительно независимые: 1) обеспечение тепловой и электрической
энергией городов и крупных (средних и мелких) промышленных и иных
объектов. Здесь, прежде всего, необходимы ревизия всех источников
энергии (электростанций и котельных), а затем ценологический анализ, что
нужно для энергетической самодостаточности; 2) что делать с глубинкой?
Тут мы говорим не столько о промышленных мелких предприятиях глубинки,
имеющих собственную трансформацию 10(6)/0,4 кВ, и мини-предприятиях,
питающихся на напряжении 0,4 кВ, сколько о сельскохозяйственном
производстве и быте глубинки.
Товарное сельхозпроизводство предполагает наличие земли и
электричества - всеобъемлющей электрификации, обеспечивающей достойный
уход за живностью. Птичий и иной молодняк, в том числе и поросята,
быстро гибнут на холоде; товарность дают 10-20 голов, а семьёй вручную
можно <поднять> одну-две коровы, но уж больше - проблема; да и теплицы
требуются соответствующих выращиваемой культуре размеров (для нас
недостижима проявленная оперативность по спасению урожая цитрусовых во
время калифорнийского энергетического кризиса).
Как обустроить глубинку России
Обратимся к земле, не имея в виду плотно заселённые пригороды и южные
районы России. Вместе со строительством Транссиба с начала 90-х годов ХХ
в. началась волна заселений: ехать в Сибирь становилось выгодно.
Оплачивалась четверть проезда, обеспечивались бесплатное питание и
медицинская помощь. Переселенцу выдавали ссуду 200 руб. и от 8 до 15
десятин <удобной> земли и сколько угодно <неудобной> (казённая русская
десятина - это не пресловутые <6 соток>, а 30?80 или 40?60 саженей, что
составляет 10925 кв. м, т.е. 100 соток - гектар). Лишь власть может
принять подобное решение.
Опыт заселения говорит, что земля выдаётся семье, где не меньше двух
мужчин репродуктивного возраста, освобождённых от службы в армии. Семья
берёт обязательство иметь не меньше трёх детей, а при достижении ими
определённого возраста и сохранении хозяйства кредит и лизинг
государством погашаются.
Но главное заключается в сохранении глубинки, блокировании оттока
молодёжи. Это возможно технически: современные высокие технологии
позволяют (при надёжном электроснабжении) донести через мобильную связь
и Интернет весь информационный мир в любую точку глубинки. Дистанционное
обучение, гарантия получения любого образования (не покидая Родину),
возможность пользоваться фондами библиотек, быть в курсе культурных и
иных событий, чувствовать себя полноправным гражданином России - вот
действительный национальный проект, опирающийся на электрификацию.
Поселения могут быть небольшими (не как в колхозной практике: чтобы
запрячь лошадь, надо было пройти пару километров) и устойчивыми, если:
1) есть надёжное электроснабжение (в любом случае - собственный
независимый генерирующий источник; 2) имеется мобильная связь и
Интернет; 3) гарантируется бесплатное образование и медицинское
обслуживание; 4) за 6 мес. до начала посевной (лучше сразу после уборки
урожая) гарантируются закупочные цены и договор на закупку продукции
(включая мясомолочную).
Если говорить об электроснабжении отдалённых поселений, то должны быть
экономически оценены затраты на поддержание сетей энергоснабжающей
организации и строительства, скажем, ветряка. Для отдельного хозяйства
их должно быть три единичной мощностью 5-20 кВт (возможна замена ветряка
на биогаз или электростанцию на речушке). Во всех случаях речь идёт о
лизинге. Из 48 млрд. руб. прибыли РАО <ЕЭС России> в 2004 г., 70%
которой было направлено на развитие, едва ли даже 1% был вложен в мини-
и малую энергетику. В то же время Германия в 2000 г. уже имела 12 ГВт,
Дания - около 3 ГВт. К 2020 г. США планируют довести долю ветровой
энергии в выработке до 10%, Дания - до 30% (по миру - 12%, около 3 тыс.
ТВтч/год). К середине века ожидают, что в Европе и США альтернативные
источники будут давать больше электричества, чем атомные и
углеводородные станции.
Фактически же в стране продолжается строительство гигантов. Характерный
пример - Калининградская область, где строят ТЭЦ 2, включённую <в
Федеральную целевую программу развития особой экономической зоны в
Калининградской области на период до 2010 г.> и названную одной из
<основных строек> РАО <ЕЭС России>. Этим зачёркивается довоенный
германский опыт обеспечения собственной электроэнергией от небольших ГЭС
и ТЭЦ.
Миллионник ТЭЦ 2 Калининграда в ближайшее время породит множество
проблем с передачей электрической и тепловой энергий, в конечном счёте -
с экономической эффективностью работы станции. Там же в Калининграде
широко рекламировалось сооружение ветропарка: одна ВЭУ мощностью 600 кВт
и 20 ВЭУ по 225 кВт каждая. Но вопреки не только ценологической теории,
но и здравому инженерному смыслу ветряки (21 штук) были расставлены не
возле мелких поселений региона, а сосредоточены в одном месте, чтобы
повысить напряжение до 15 кВ, а затем распределять мощность уже на
напряжение 110 кВ. Мы пытались показать, что Государственный план
рыночной электрификации должен строиться на иных принципах и на иной
<экономике>.
Есть одна ключевая (упорно не решаемая в стране) проблема. Упрощённо,
она сводится к следующему. Если гражданин РФ - житель глубинки -
поставил собственный ветряк на 5 кВт, а вдоль деревни протянута линия
380/220 В, то возникает два вопроса: 1. возможность подключения ветряка
к сетям энергоснабжающей организации. 2. когда житель ложится спать, а
ветер дует, будет ли покупать энергосистема электроэнергию хотя бы по
собственной себестоимости (а продавать её по тарифу, кладя разницу себе
в карман).
Пока практика однозначна: энергосистемы изо всех сил противятся
подключению подобных генерирующих мощностей, и даже пивоваренная
компания <Балтика>, построив собственные электрические мощности, не
может юридически заставить энергосистему оплачивать генерируемую
потребителем мощность. Здесь настоятельно необходимо защищающее интересы
потребителя решение законодательной власти.
Ключ к удвоению ВВП?
Подведём итоги. ГОРЭЛ должен стать Национальным проектом под патронажем
непосредственно Президента РФ и включать не только проблемы собственно
электрификации (ценологическое выстраивание по регионам и России в целом
генерирующих мощностей, включая лизинг для малой генерации на
возобновляемых источниках, использование стабилизационного фонда для
массового создания рабочих мест по выпуску отечественного оборудования
для фермерских хозяйств и малых предприятий, решение электросетевых
вопросов и др.).
Не менее важна одновременная программа транспортной инфраструктуры
(развитие дорог, хотя для глубинки предпочтительнее развитие малой
авиации и создание отечественного внедорожника); программа образования,
ориентированная не на учителей в деревнях, где и десятка разновозрастных
школьников не наберётся, а на доступное образование с консультациями (и
приёмом промежуточных экзаменов у ученика, т.е. на дистанционное
образование); медицинская помощь не в районе, а в селе (транспорт,
дистанционная диагностика).
Не следует ли часть сертификатов, выдаваемых военным, ориентировать на
строительство ими домов в глубинке (кстати, если принимать решение,
аналогичное столыпинскому, то обязательно вооружение одиночных фермеров
и хуторов)? Наконец, мобильная и прочая связь и, конечно же, ещё раз -
электричество. Говоря обо всём этом, не следует выпускать из виду, что
предлагаемая концепция касается северных и малых народностей.
Есть необходимость разработать новую программу электрификации России,
которая по масштабам и важности будет превосходить план ГОЭЛРО. Такая
программа позволит по-новому подойти к инвестиционной политике,
осуществляемой в стране, к возможностям Стабилизационного фонда.
Вложение средств в ГОРЭЛ будет способствовать снижению инфляции (деньги
не вбрасываются, а обеспечивают выпуск разнообразного оборудования и
создание инфраструктуры), а в конечном итоге может явиться ключом к
ускорению темпов развития России, к удвоению ВВП.