От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 04.04.2006 13:44:50 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Почему дети становятся нацистами?

http://index.org.ru/journal/23/luk23.html
<<<
Ирина Лукьянова
Почему дети становятся нацистами?

В какой-то момент малыши с пушистыми головами и ясными глазами превращаются в жестких молодых людей, готовых убивать просто так - за акцент, за разрез глаз, за форму носа. Обратимо ли это превращение - до какого-то момента? Кто в этом виноват?

Если искать виноватых, то их найдется немало.

И первым виновником, разумеется, становится семья. Или ее отсутствие. Одни родители впахивают допоздна, а вечером могут только съесть ужин и упасть. Другие проводят жизнь у телевизора. Третьи просто пьют. Как бы то ни было, физически родители отсутствуют или морально - их отпрыски предоставлены сами себе, часто с раннего возраста.

А потому дети нынче встречаются удивительные - дикорастущие, как сорная трава. Совершенно неиспорченные цивилизацией. Нетронутые воспитанием. Они всегда такие были, но сейчас их особенно много. Бывают времена детолюбивые, а бывают педофилические. Нынешнее - второе.

Встречаясь с дикорастущими детьми, каждый раз удивляешься: как так, человеку пять лет, а он едва говорит за пределами бытового "дай, хочу, нет". Человеку восемь, а его никто не потрудился научить держать вилку, не вытирать сопли рукавом, не брать чужого, говорить "спасибо" и "пожалуйста". Человеку двенадцать, а он не умеет сострадать, не понимает чужого горя. Человеку шестнадцать, а для него "не убий" и "не укради" - пустой звук.

Манерам-то научить просто, и не в манерах дело. Огромное множество семей не учит детей куда более важному: жизни среди людей. Ребенку не читают книг, не разговаривают с ним о жизни, не воспитывают представлений о хорошем и плохом - разве что кормят, и то инстинктивно: детеныша надо кормить, пока не начал приносить добычу сам. Некоторых, впрочем, даже не кормят. В остальном детеныш предоставлен сам себе, ему неоткуда взять представления о том, чем живет человеческое общество, и его жизнью руководит не этика, а биология: есть, пить, спать, спасать шкуру, хотеть самку, гнать чужого, охранять свое. Нельзя взять - надо отнять. Не получается в одиночку - надо сбиться в стаю.

На эту почву превосходно ложатся несмолкающие внушения агрессивной пропаганды общества потребления: ты заслуживаешь самого лучшего, подумай о себе, докажи свое превосходство, ты достоин большего. Эгоистом быть не стыдно, а нормально. Слушаться инстинктов - правильно. Накладываясь на сознание дикаря, пропаганда дает поразительный эффект: глубокую уверенность в собственном праве на все блага изощренной цивилизации, острую ущемленность оттого, что они принадлежат кому-то другому, и поиски врага. Самый простой враг, которого не надо искать где-то в верхних эшелонах политики, враг, который рядом - чужой! Другой - значит, чужой. Встретил чужого - убей. Если убить всех чужих, все самки и вся добыча будут наши.



Идея школы в том и состояла, чтобы вооружить растущего человека всем потребным для жизни среди людей. Этика в этом отношении - важнее физики, важнее химии, важнее москвоведения и даже родного языка, этика - это язык универсальный, человеческий. Между тем с этикой в отечественной школе случились две большие беды: сначала ее превратили в коммунистическую мораль и в качестве таковой пихали ложкой в глотку. Затем, опять же в качестве таковой, сбросили с корабля современности. А вместе с ней - любую воспитательную работу. Школе осталась работа предметная: научить азам наук. Все остальное отмерло вместе с коммунистической моралью: школьные театры, походы, ярмарки, шефство над младшими, помощь старикам, общественно-полезные дела, знакомство с разными профессиями, творческие конкурсы, концерты, совместные праздники, научные кружки, спортивные секции, соревнования между классами, школьное самоуправление, помощь отстающим - все умерло. Отмерло творчество, живой интерес, общение, любознательность, альтруизм, желание приносить пользу обществу. Некоторые школы пытаются возрождать воспитательную работу, в некоторых она даже существует - но это такие школы, в которых контингент и так не обижен жизнью.

Дикорастущему контингенту и школы часто достаются измельчавшие, выродившиеся, запущенные. Дикарь сидит за партой, слушает тарахтение училки и рисует в тетрадке черепа и кости: поубивать бы всех, да в пампасы. Свою лепту вносит и то, что разбираться с проблемами, чего ребенку недодали его родители, школа вовсе не хочет и не может: не умеешь читать? - двойка, чтоб завтра умел. Какой вывод делает ребенок? Однозначный: на фиг такое образование, для жизни это не нужно.



Когда-то часть проблем снимала продленка, дворовые клубы, дома пионеров, детско-юношеские спортивные школы. Иных уж нет, а те далече; на продленке долго не высидишь (сама недавно слышала, как доведенная до отчаяния учительница оглушает визжащих подопечных львиным рыком). Дворовые клубы почили в Бозе, и часть домов пионеров с ними вместе. Спортивные школы озадачены воспитанием чемпионов или готовят кого угодно, но за деньги. Дворцы творчества есть, но почему-то всегда далеко. А ребенка, как ни печально, до определенного возраста туда надо водить. Так что охваченными оказываются домашние дети, а дикорастущим и тут нечего ловить. Да собственно, к тому времени как домашние дети начинают ходить по дворцам творчества, дикорастущим уже на все плевать. Ту же картину можно наблюдать и с летним отдыхом: домашних куда-то свозят, дикорастущие весь день торчат дома или слоняются по улицам. И пришкольные городские лагеря все с теми же усталыми учительницами положения не спасают.

И пока внешкольной работой с детьми занимаются отдельные энтузиасты за копейки, пока нет целевых масштабных программ по предотвращению безнадзорности и беспризорности (не ловле беспризорных, а профилактике), пока у каждого ребенка нет возможности пешком дойти до близлежащего центра, где он может заняться интересным делом под руководством нормального педагога, - проблема массового одичания детей не будет решена.

Более того, часть детей уже настолько прониклась духом дикой стаи, что никакие дворцы творчества и спортивные школы не помогут. Не поможет и любовная забота, и горячие обеды, и игрушки. Они - уже хищники, вокруг - пампасы, а их обитатели - чужаки, которых гонят и бьют, или жертвы, которых едят. Чтобы воспитать из человекообразного хищника человека, нужна уверенность в своей правоте, педагогический талант, жесткая дисциплина... короче, нужен Макаренко, какой бы свирепой критике не подвергались в перестройку его методы.



Вместо макаренок воспитанием трудных подростков занимаются духовные вожди, отставные военные, новые язычники, нацисты - все, кому для каких-то целей нужны нерассуждающие бойцы. Кормят тощими макаронами из котла, учат маршировке и вбивают в круглые бритые головы кашу из даждьбогов, "Майн кампф" и песен о чеченской кампании. Все это называется патриотическим воспитанием. Особенно интересна связь этих группировок с язычеством, древнейшей и простейшей из всех религиозных форм.

Мирные формы патриотического воспитания - воспитания понимающей любви к своему - у нас не очень развиты. Оттого, должно быть, у нас так и не прижились скауты с их сугубо мирной, человеколюбивой идеологией. Нации, предпочитающей биологию этике, куда ближе патриотическое воспитание, замешанное на ненависти к чужому. Может быть, поэтому оно называется не просто патриотическим, а военно-патриотическим.

Свое - охранять. Чужих - бить. Это хорошо. Это закон.



Государство, пожалуй, несет главную ответственность за превращение его детей в диких зверей. Государство разрушило всю систему работы с детьми и не торопится ее восстанавливать. У него нет никакой положительной программы по поддержке семей - в особенности неполных и находящихся в кризисной ситуации. Нет программы организации детского досуга, каникул, отдыха - все оставлено на откуп регионам, и хорошо, если регионы о чем-то задумаются. Дети вообще не входят в сферу государственных интересов. У государства нет представления о том, какими должны расти его граждане и что надо делать, чтобы они такими выросли. Можно даже предположить, что ему удобно вырастить большие стада человекообразных травоядных и контролировать их при помощи небольших стай человекообразных хищников. Отсутствие каких бы то ни было этических основ, систематической работы с детьми - и явное предпочтение, отдаваемое военно-патриотической работе перед всеми другими формами воспитательной работы, заставляют задумываться именно в этом направлении. И вся воздухосотрясательная борьба с неофашистскими группировками - только ширма, за которой продолжают расти молодые стада и стаи.



Конечно, виновато время, в котором дискредитированы все этические системы, все ценности, любой мировоззренческий фундамент. Время, в которое взрослые ни в чем не уверены и не могут воспитать в детях твердое представление о принципах. Время тотального агрессивного эгоцентризма.

Нас так учили. Да, но зачем же ты был первым учеником, скотина такая?

Можно винить семью, школу, общество, государство, но даже дикий человек делает выбор сам и сам отвечает за него.

<<<