От О.И.Шро Ответить на сообщение
К Alexandre Putt
Дата 06.04.2006 10:33:45 Найти в дереве
Рубрики Катастрофа; Версия для печати

А может так посмотреть на эти проблемы?

>Я согласен, что нужно преподавать методологию. Но я не понимаю, почему тогда должна быть отменена философия? Философия и методология в моём представлении тесно связаны. Кроме того, возможно, проблема кроется вовсе не в философии, а в содержании конкретных курсов и методов преподавания.

Я тоже не утверждаю обратного, методология и мировоззрение (как меня учили в студенчестве, что философия ставит вопросы мировоззренческого характера (т.е. фактически скажем так приводит рассуждения мировоззренческого плана к наукообразному языку), все таки мне повезло я считаю, что с диалектическим материализмом нас познакомила достаточно подробно покойная ныне профессор, доктор философских наук Н. В. Суркова, царство ей Небесное, и не приведи Господь такого горя кому испытать как она), но все же мне так кажется, а особенно в естественно научной сфере я в этом уверен, что ответить на эти вопросы можно в рамках именно методологии научного подхода. По сути, методология это и есть философия научного знания, но что бы грамотно ответить на эти вопросы, тот кто читает методологию просто обязан разбирается в тонкостях конкретных теорий иначе он не сможет дать правильных интерпретаций рассматриваемым вопросам (всегда лучше знать оригинал, чем опираться на чужой пересказ). Другими словами естественника надо читать философию более тесно связанную по языку изложения с их предметом, а это как Вы правильно отметили проблема конкретного наполнения курса, и гуманитарный профессор никак не сможет при всей его эрудиции методически правильно осветить подобные вопросы в данной науке. Возможно это и сужение преподаваемой аспирантам философии, но его вполне можно компенсировать за счет рассмотрения идеологической стороны решаемых философских (мировоззренческих) вопросов при изучении студентами курса «Истории философских учений».
И тогда вопрос утилитаризма отпадает сам по себе, студентов (т.е. в педагогическом плане именно в возрасте взросления, т.е. где до 21 года) Вы знакомитесь с историей философских и идеологических учений. Тут такое замечание неплохо было бы именно через аргументированную критику всей философской мысли прошлого и настоящего, также через критику идеологий (в этом случае во первых человек лучше запоминает, а в вторых прекрасно разбирается в этих вопросах).

>Это было правильно. Общество должно иметь и признавать свою идеологизированность. Попытки, как сейчас, утверждать обратное - лишь прикрытие для пропаганды либерализма.

Согласен, но в тоже время необходимо даже свою идеологию, изучать тоже через критику, а что бы это можно было делать надо знать и другие идеологические системы. Нельзя идеологию воспринимать как догму, система то динамическая со временем меняющаяся.

>Возможно, это специфика данной конкретной дисциплины. В экономике такой проблемы не стоит перед студентами. Стоит совсем другая проблема: экономические теории значительно идеологизированны, хотя подаются под видом "объективной науки". Необходимо дать понять, как влияет идеологическая компонента на разработку моделей, и какие ограничения она накладывает на применимость результатов. Этого нет, в результате куём "эффективных" рыночников.

Я знаю что и в экономических науках это проблема стоит, хотя в том ключе, как применяются даже математические методы исследования, поработал я 5 лет на кафедре Информатики и Вычислительной математики в СамГУ, а там часть студентов-приматов (прикладные математики), специализировались на экономических задачах и теории управления. Как я лично убедился, экономисты об используемых математических методах знают весьма поверхностно, кроме, отмечу особо, людей старой советской школы. Так что думаю, что в этом плане есть и в экономике незнание методов других дисциплин, а уж по поводу динамики системы и такого хлеще, только словесные рассуждения и данные статметодов перенесенные по аналогии на нынешнее состояние. Другой вопрос, что тут надо конечно еще поработать, что бы возможен был перенос методов описания динамики экономических систем на основе применения скажем так физических методов, но ведь эту работу никто и не ведет, на Запад кивать не стоит, у них проблема в том, что тамошние специалист слишком узкоспециализированы, а практики используют частные феноменологические теории и подходы.

>Это не совсем так. Идеология часто прекращает или замедляет развитие. Например, марксизм в СССР или либерализм на Западе. Для идеологии главное - набор посылок, ценностей. На основе разных идеологий можно создать совершенно разные науки (сравните "научный коммунизм" и "экономикс").

К сожалению сравнить «научный коммунизм» и «экономикс» не могу, хотя бы потому что первое не изучал подробно, за исключением диалектического материализма, а второе правда читали в курсе Экономики, когда учился в СамГУ на физфаке. В этом преимущество перед нами (т.е. пред моим поколением) у тех, кто учился на экономических специальностях, в Советские времена, им было, что между собой сравнить (с их слов, а в СамГУ основная часть экономистов Ленинградской школы), «экономикс» им тоже читалось по Самуэльсону (как я понял).
В целом я с Вами согласен, что идеология является прикрытием для использования тех или иных методов и в науке и на практике.
У общества должна быть идеология, которая бы формировала «вектор» направления развития и определяла бы выбор механизмов этого развития, ну а насчет того, что замедляет или тормозит, так это может напрямую зависеть и от других причин, например от невозможности на данный момент «революционного технического прорыва», в силу недостатка средств например. Помню, как нам рассказывали про проект одного «суперлазера», но что бы его применить требуется задействовать мощности всех современных электростанций в мире, понятно что такой проект еще долго будет на бумаге, это тоже может существенно замедлять общее развитие.

>Это не догадка, он предлагает отказаться от философии, заменив её наукой, т.е. выступает с позиций позитивиста. Не выйдет.

Фактически тут проявляется извечный спор между «естественниками» и «гуманитариями» (в кавычки я взял их, из-за то что это скорее подход к осмыслению мира, чем принадлежность к той или иной сфере деятельности, и среди естественников встречаются люди вообщем то с гуманитарными взглядами), а именно что важнее решение практических задач и знать методы их возможных решений или пытаться сразу все осмыслить и поставить ключевые вопросы.
Кажется я даже знаю в чем основная проблема, а именно в общественных науках не слишком развит подход на основе парадигмы. Правильнее сказать, одна единственная парадигма по попросту не существует, поэтому появляется соблазн, и он используется, создать каждый раз новую парадигму, что вообщем то очень сильно запутывает дело. В целом это было характерно когда то для всех Наук, на этапе их становления, когда ни будь, я так думаю, и в общественных науках (и в психологии тоже) выработается такой общепризнанный и единый подход на основе одной парадигмы из которой как частные случаи будут выводится все остальные. Но это вопрос развития, а не мировоззренческих спекуляций. В Советские времена на основе диалектического материализма (к нему часто за уши все притягивали), исторического материализма и теории прибавочной стоимости пытались создать такую единую парадигму для фактически всех общественных наук, но свалились в догматизм и не стали развивать основные идеи (а Маркс насколько я понял из того же курса философии создал прекрасную предпосылку для развития такой парадигмы, создав хороший и широкий метод исследования общества в целом, феноменологически совпадавшим с Европейским обществом XIX в.) или переосмыслять это идеи с учетом новых фактов. Результатом и явился нынешний бедлам в общественных науках, когда по большому счету притягивают за уши достижения научной мысли справедливые для других общественных условий. В наше время мы видим как США пытается навязать всем остальным тоже некую единую парадигму для общества путем трансляции своих либеральных и рыночных ценностей, происходит это как в анекдоте (плакатик есть такой в стиле «Ты записался в добровольцы», только изображен там Д. Буш): «Вы не верите в демократию? … Тогда мы летим к Вам!» (да и после этого они нам говорят, что мы были Империей Зла, как же мы то как раз кроме защиты своих интересов и действительно попыток мирного устройства жизни на наше грешной Земле, никогда никому не угрожали, если нас намерено не злили).
Насчет ценностей: на мой взгляд их формирует в большей степени культура, ведь даже ценности внесенные из другой культуры подвергаются такой трансформации, что сказать откуда они пришли и как они выглядели изначально, не представляется возможным. Это я к тому, что даже если задать такую систему ценностей на мировоззренческом (философском) уровне, то нет гарантий, что на уровне применения этих ценностей они не трансформируются в анти-ценности, к примеру.

>По крайней мере она ставит вопросы.

Наука тоже ставит вопросы и даже на некоторые отвечает, по крайней мере на вопрос «как» ответ получается, на вопрос «почему» не всегда находится ответ, но часто это вопрос, надуманный на мой взгляд, не имеющий под собой почвы (ну например почему в природе два электрических заряда, да тут можно «обрезать» простым ответом: потому что если предположить что существует два заряда удается в рамках такой модели правильно описать большое число электромагнитных явлений в природе, т.е. результаты теории будут соответствовать не только идеальным лабораторным экспериментам, но и объяснять практическое применение), и стоит тогда спекулировать на этом, или решать апории.
Вопрос с изучением мышления лежит в той плоскости, что во-первых это вопрос междисциплинарный, а во-вторых как мне представляется ту есть прежде всего сложность с выделением субъект-объект познания, ведь мышление мы изучаем с помощью мышления (но похожая сложность возникает и в математике, и в информатике). Но опять же стоит ли спекулировать на этом?

С уважением, Олег