|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
Дата
|
29.03.2006 04:29:31
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Re: "Знание свыше"... Далее
Приведенные два примера показывают, что в сущности строители идеологии нового времени - вместо науки занимались подлогом. НО... - с научной риторикой. Вопрос -почему с научной, а не какой-либо иной риторикой?
И тут придется снова вспомнить иезуитов. Вроде, нелогично. Иезуиты отстаивали христианские ценности, а деятели Возрождения и Просвещения им противопоставляли научный подход. - Нет. Никакой ошибки! При возникновении ордена иезуитов гениальный основатель ордена Игнатий Лойола совершенно правильно вычислил, что тот, кто обладает знанием, - сильнее того, кто обладает оружием. Орден иезуитов острие своего интереса сосредоточил на науке. Через совсем небольшое время, учитывая несомненные успехи ордена в этом деле папа римский препоручил ордену заведывание наукой и образованием. По сути вся европейская наука оказалась под контролем ордена и делалась орденом. Т.е. большинство видных ученых того времени просто были членами ордена иезуитов. Отдельные личности типа Декарта, получившие образование в иезуитских учебных заведениях, пытались выйти из-под контроля, сбежав в ту же Голландию. Но это не сильно влияло на конечный результат. Знание было в руках ордена. Вся европейская литература для университетов писалась либо иезуитами, либо учеными, которые просто не могли далеко отойти от идейной доминанты, заданной иезуитскими учебниками. Иезуиты же создали миссии-информационные пункты, из которых в центр стекалась информация со всего мира. Из Америки, Африки, из Китая, Индии, Японии... Там, где не было официальных миссий, действовали агенты иезуитов в качестве информаторов под легендой врачей, негоциантов, инженеров. И государи - уже не могли обходиться без консультаций с иезуитскими советниками. Поскольку только они могли дать внятную и полновесную информацию о будущих военных противниках, о торговых возможностях других стран, об еретических и иных опасных течениях.
Государи, придворные, финансовый нобилитет - не шибко здорово понимали в опытах по механике, гидравлике, оптике и пр. Наука еще только становилась производительной силой. Но у науки, представленной иезуитами, выработался авторитет. Она представлялась всесильной - благодаря тому, что иезуитам удавалось буквально манипулировать государями. Образованные люди 17-18 веков обучались в учебных заведениях, в которых преподавали именно иезуиты. И они буквально вдалбливали тезис "знание-сила". И учили, как можно этой силой пользоваться. Одним из важнейших предметов в иезуитских школах была риторика. Мы на это слово как-то не обращаем внимание. А оно очень важное. Это была наука убеждать посредством цепочки рассуждений. Наука манипулирования мнениями окружающих. В силу абсолютного господства иезуитов в науке и образовании любой ученик иезуитских школ, кроме случайных отщепенцев, - был обречен продолжать сою карьеру в иезуитских же университетах, школах, миссиях. Так что и учить можно было столь непростому занятию с младых ногтей. И учили.
Но всевластию иезуитов стал приходить конец. Столь сильный помощник становится опасен для хозяев. Ватикан охладел к иезуитам. Их стали вытеснять из различных стран А в 1777 году орден был распущен.
Но независимо от судьбы ордена в различных странах, образованные люди так или иначе прошли через науку иезуитов. В иезуитских колледжах обучались Вольтер, Дидро,Гельвеций, иезуиты приложили руку к судьбе Руссо.
И методы просветителей не могли быть иными, кроме тех, которым их обучили с детства. Противостоя иезуитам французские энциклопедисты должны были играть по правилам и методами иезуитов. Т.е. в глазах публики они волей-неволей должны были выглядеть как представители науки. Но в решении идеологических вопросов это все-таки была не наука, а иезуитская риторика. Отстаивание тех или иных ценностей и взглядов посредством логических наукообразных рассуждений, обращения к здравому смыслу читателей, насмешек и т.д.
И поскольку идейный противник у них был очень сильным - те же иезуиты, - то и риторика была высшего уровня.
Самое интересное для нас заключается в том, что антииезуитская риторика деятелей Просвещения одновременно была и антикоммунистической(!). В Парагвае жило и процветало иезуитское коммунистическое государство. Успешный наследник утопических идей Платона, Томаса Мора, Томаззо Кампанеллы. И антииезуитская риторика направлялась и против основ исторических представлений иезуитов. Они были обязаны найти те исходные теоретические принципы, по которым частное было естественнее общественного, коллективного. Богом данные нравственные принципы, по которым тех же парагвайских индейцев учили жить иезуиты, - должны были предстать перед публикой обманом. А сама нравственность должна была уступить место естественным(читай "животным") устремлениям.
Т.е. идеология Просвещения была той же манипуляцией сознанием людей 18 века, обманом, упрятанным под наукоподобие. И предназначалось для потребления образованными людьми, а потому должно было аппелировать к их образованности и к их рациональному мышлению.
Но противником у этих манипуляторов была не религия, а ничуть не худшая наука - в лице ордена иезуитов. Организованная наука. Обладавшая к этому моменту всей полнотой знаний, которыми в то время располагало человечество. И эта наука не смогла отстоять ни одного положения. Восторженные молодые люди шли за идеями того же Руссо отстаивать якобы более лучшее общество, более справедливое, построенное на естественных нормах. И своими жизнями - расчищали дорогу безраздельному господству денег.