От Alexandre Putt Ответить на сообщение
К Владимир К. Ответить по почте
Дата 02.04.2006 23:28:12 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Re: Только на...

>1. Разве религия (я могу говорить только о Христианстве) утверждает, что она сама по себе способна сделать каждого идеальным? Она даже не говорит о том, что способна сделать идеальными избранных.

Есть два утверждения: атеисты не имеют прочных оснований морали и верующие имеют прочные основания.
Первое утверждение опровергается хотя бы перечислением различных этических теорий, не связанных с богом. Их довольно много (утилитаризм, кантианская этика, добродетели Аристотеля, Шопенгауэровская этика и т.д.)

> А напротив, утверждает, что никакому человеку (порознь или совместно) самостоятельно, без помощи Бога, не дано достичь совершенства.

Вот именно! Верующие подразумевают, что либо они нравственнее в массе атеистов, либо только благодаря вере можно быть нравственным человеком (не подразумеваю лично Вас). Но это не так, есть обширные исторические примеры, когда религия не предотвращала от совершения "плохих" поступков, а даже напротив.

>Фиксируем у вас ложную посылку, обусловленную незнанием предмета.

Скорее, фикируем "правду жизни": нравственное поведение в нашем мире - редкость, и различные мировоззрения не оказывают здесь значительного влияния.

>2. Если смириться - то зачем тогда что-то делать? Остаётся только по
>возможности использовать ситуацию, не так ли? (Например, организовать
>ликёро-водочный завод для аморальных: и им польза (как они её понимают) - и
>нам прибыток).

>Фиксируем проблему, вытекающую из выданного вами тезиса.

Скорее, это пессимистическая установка, никаких особых выводов из неё не следует.

>Ни в чём нет абсолютно прочного (см. выше), но можно сравнивать по степени
>прочности.

>Фиксируем у вас недоказанный тезис (у меня тоже _пока_ не приведено
>доказательства, но я планирую их привести и проверить - ради этого ведь и
>беседа ведётся).

Хорошо, какие основания у религии? Подглядывающий бог? Не годится, нравственный поступок совершается безотносительно внешнего одобрения. Страх возмездия в загробной жизни? Тем более не основание.

>Фиксируем: заранее отказываетесь от эксперимента. Почему? Чем же проверяются
>теории?

Просто есть теории, которые утверждают, что Чубайса не исправить. Основания для нравственности вообще рациональными не могут быть.

>Чтобы понять ваши возражения - требуется разъяснение, что здесь имеется в
>виду под "основой" и чем "внешняя" отличается от "внутренней".

Понимать следует буквально: внешнее влияние - это угроза наказания, бог, осуждение обществом. Внутренее - это наедине с самим собой.

>P.P.S. Надеюсь, вам эта дискуссия интересна? Мне не хотелось бы оказаться в
>положении навязывающего.

О чём речь, эта тема всегда интересна. За стиль не обижайтесь (если где слишком резко).