От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 26.03.2006 20:13:19 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

... дневник учителя (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg112006/Polosy/4_2.htm

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Бой без правил
Инна КАБЫШ

Когда-то, в прошлом веке, я работала пионервожатой. Пионервожатым
полагалось знать множество детских игр (нас специально этому учили): а
как же, ведь дети и игра - две вещи нераздельные.
Так и было... когда-то.
Нет, нынешние дети тоже играют: в компьютерные игры, в электронные,
установленные на их мобильниках игры. А вот друг с другом? С удивлением
замечаю, что это им даётся всё труднее. В прошлом году на Масленицу
решила провести с шестиклассниками праздничную викторину: придумала
вопросы, попросила родителей испечь блины...
В конце недели, на <тёщины вечёрки>, разделившись на две команды, дети
стали играть, то есть отвечать на мои вопросы. Условия игры, понятно,
были самые простые: побеждает та команда, которая наберёт больше очков.
Мне казалось, что всё пойдёт как по маслу (в такой-то день!), но дело
обернулось иначе: команда, получившая за какой-нибудь вопрос меньше
очков, злилась на команду-соперницу (<Они знали заранее!>), на меня (<Вы
подсуживаете!>), на вопрос (<Слишком сложный>).
В итоге капитан проигравшей команды истерично завопил: <А кто вообще
придумал такое правило, что побеждает получивший больше очков?!>
- Действительно, - ответила я. - Давайте с сегодняшнего дня считать
двойку самой лучшей отметкой, а всех двоечников - отличниками!
(Как ещё я могла ответить? Абсурдом на абсурд!) Но рук решила не
опускать (и не покладать) и на следующий год, думая, что дети подросли,
а стало быть, поумнели, предложила своим теперь уже семиклассникам
сыграть в КВН...
Проблемы начались сразу: на две
команды делились четыре (!) раза. Ларчик открывался просто: дети, зная,
кто из них <сильное>, а кто <слабое> звено, попросту жулили (например,
делали бумажки, которые нужно было тянуть из шапки, разного размера),
стараясь переманить в свою команду <сильных>, чтобы победа была
обеспечена наверняка. <Да-а... - подумала я, - они с прошлого года
действительно <поумнели>...
Не знаю, сколько раз нам бы ещё пришлось делиться, не возьми я
инициативу в свои руки: я сделала абсолютно одинаковые бумажки и
положила их в собственную шапку, боясь, что детская окажется с двойным
дном.
В полном смысле слова с грехом пополам разбились на две команды. Я
назвала предстоящие конкурсы: разминка, домашнее задание и т.д.,
объяснив, что и как нужно делать. Стали готовиться. А в последний день
второй четверти, перед Новым годом, собрались в классе, что называется,
у ёлочки. Я (проклинаю ту минуту, когда эта мысль пришла мне в голову!)
пригласила на КВН и родителей: хотелось вместе с ними порадоваться,
какие у нас <весёлые и находчивые> дети. Но славная игра превратилась в
стычку двух стенок, усугубляемую вмешательством родителей.
Те грубо лезли в игру: подсказывали <своим любимым>, грозились - на
полном серьёзе! - привести на подмогу старших сыновей и пап, когда им
казалось, что <их> команду обыгрывают, а одна мама, увидев, что сын
расстроился из-за малого количества очков, набранных его командой,
схватила его за руку и закричала мне в лицо, что лично она уводит своего
ребёнка; нечего, дескать, ему тратить здесь свои нервы...
Я переводила глаза с детей на взрослых, пытаясь понять, что происходит:
никто (ни игроки, ни болельщики) не допускал даже мысли, что может
проиграть!
Но ведь на ошибках учатся, гласит народная мудрость! Ни в коем случае:
все хотели быть победителями. Но ведь <пораженье от победы ты сам не
должен отличать>, сказал поэт.
Нет и ещё раз нет: все хотели победы любой ценой. Даже ценой разрушения
самой игры. Ведь оспаривание критериев её оценки, пререкания с жюри,
желание отменить правила сводят игру на нет. Без правил нет игры. Как в
мрачной повести, притче У. Голдинга <Повелитель мух>, мои ученики (и, к
моему величайшему изумлению, их родители) готовы были сжечь остров, на
который попали, лишь бы победить.
<Кто же у кого учится?> - подумала я.
Дети ли впитывают законы нашего безумного взрослого мира с его двойными
стандартами и культом силы или взрослые впадают в детство (но не то,
которое имел в виду Христос, призывая: <Будьте как дети...>, а то, о
котором при виде недомыслия и жестокости предостерегал Голдинг: <Ну
чисто дети малые!..>).
Во всяком случае, превращение детских игр в бои без правил - тревожный
симптом, свидетельствующий, на мой взгляд, о том, что мир вокруг нас изо
всех сил стремится стать детским (в плохом смысле этого слова): никто не
хочет быть <взрослым> (спокойным, мудрым, готовым перенести поражение) -
все хотят быть победителями.
Но мир, состоящий из одних победителей, этот однополярный мир, по
меньшей мере скучен (как заметил отечественный классик в своей повести о
том, как два взрослых человека стремились во что бы то ни стало победить
друг друга: <Скучно на этом свете, господа!..>), а по большей -
самоубийствен: вышеупомянутая повесть оставляет твёрдое убеждение, что
Иван Иванович и Иван Никифорович умрут-таки в один день. День победы.