|
От
|
miron
|
|
К
|
Дмитрий Кропотов
|
|
Дата
|
23.03.2006 13:03:44
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Рад стараться...
>Эта статья выгодно отличается от ваших попыток рассмотреть философские проблемы науки - здесь вы оперирует фактами, причем весьма интересными.>
Вообше то контратирование работ один из приемов дискредитации, но я верю, что здесь Вы искренни....
>Кстати, а почему не прозвучал такой рецепт как вообще отмена ВАКА?>
Очень трудно решаемый вопрос без учета особенностей ментальности народа. Нижше я привожу подбпор цитат о диссертациях.
>Ведь в США степени присваиваются вузами, и именно престижность вуза определяет престижность его докторской степени.>
Наука в США абсолютно конкурентна. Они очень боятся кражи идей.
>КАк вы считаете, не снялся бы ряд проблем, если бы упразднили ВАК?>
В России они бы стали гораздо больше. ВАК можно упразднить, когда Россия станет Америкой.
>Пусть бы себе чиновники получали докторскую степень урюпинского политехнического?>
Это так, но ведь они будут к рулю науки рваться...
>Или даже МГУ - Садовничий быстро бы понял, что это серьезно сказывается на авторитете его вуза и прикрыл бы эту лавочку. Ну, когда на межд. симпозиуме над ним бы посмеялись - дескать, чего ты степени присуждаешь за сребреники?>
МГУ имеет высокий рейтинг в мире. Там студенты биологи уже на 5 курсе знают, куда они уедут.
ДИССЕРТАЦИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.
История мирового диссертациеведения уходит своими корнями во времена далекого Средневековья. Первый университет был образован в начале Х1У века, в городе Болонье, там же проходила и первая защита диссертации. Университет включал в себя три факультета: философский, медицинский и теологический. Научные специальности усложнялись в соответствии с научными дисциплинами. Университет начал пониматься как учебное заведение, в данном значении он пребывает и в настоящее время. Вначале университеты имели статус цеха. Преподавателями были люди, имеющие лицензию на подготовку учеников. Кабанова
До XVI в. диссертации представляли собой плакаты, с новыми научными положениями, которые заблаговременно до защиты вывешивались в аудитории, где с ними могли ознакомиться все заинтересованные лица. В процедуре публичной защиты не было регламента. Традиционно голосование осуществлялось черными и белыми шарами. (Кабанова). В XII – XVI в. диссертации выполнялись в рукописном виде. В XVI в. появляется печатная диссертация и определяется более четко статус диссертации как квалификационной научной работы. Претендент на ученую степень должен был опубликовать научную статью и разослать ее всем заинтересованным ученым, неся при этом все расходы по ее изданию. (Кабанова)
Основная масса диссертаций, защищенных в ХУП-Х1Х-х веках, была теологической тематики. Часто темы были искусственными, надуманными, что приводило к схоластике. От диссертанта требовалось в основном показать свою эрудицию, актуальность темы и новизна были не столь важны.
В XVII-Х1Х веках диссертационным исследованием можно было назвать любую научную статью. Диссертации писали и для занятия какой-либо должности. И.Канту чтоб получить право стать преподавателем, нужно было пройти хабалитацию, то есть защитить диссертацию, что давало ему звание приват-доцента (Кабанова)
Государственная образовательная политика царской России предусматривала разделение на учебные округа, которых всего насчитывалось 10 , был принят план строительства университетов, по одному университету в каждом округе – Московский, Петербургский, Казанский и другие. Система высшего образования в России тесно переплеталась с подготовкой научных кадров, что, в свою очередь, связано с развитием отечественного диссертациеведения. Кабанова
Термин «диссертация» в России впервые встречается в трудах М.В.Ломоносова, в документах Российской Академии наук. Этот термин означает научное сочинение, рассуждение о той или иной науке. Диссертация не имела еще статуса квалификационной работы и рассматривалась как сочинение, которое было необходимо для получения ученой степени. Также устанавливались устные и письменные экзамены, затем соискатель обязан был публично защитить диссертацию на заседании факультета (Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
В ХУП в. определился статус диссертации как научной письменной квалификационной работы. За защиту платил диссертант, и стоило это больше половины его дохода. В это же время начинают появляться диссертации в виде книг, печатный текст книги дарился всем участникам защиты. Начинает развиваться система информирования ученых и заинтересованных о предстоящей защите научной работы Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
До революции 1917 г. все законодательные вопросы высшей школы решались либо царем в порядке верховного управления, либо проходили через Государственный совет (Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
Зарождение научного образования на Руси отечественный историк В.О.Ключевский относит к первой половине ХУП в. – 1649-1650гг. Первые диссертационные работы появились в России в Московском императорском Университете (1755 г.) Первыми соискателями стали университетские преподаватели Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
Официально открытый в 1765 г Медицинский факультет Московского университета получил право присваивать степень доктора медицины только в 90-х годах ХУШ в. Первым доктором медицины, защитившим диссертацию в стенах Московского университета становится кандидат медицинских наук Фома Иванович Барсук-Моисеев (1768-1811 гг.) Это произошло 29 марта 1724 г. Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
Указом императора в 1803 г ученая степень кандидата наук была отменена. Магистерская же степень в России имела высокий научный статус. Магистры получали серебряные знаки отличия, доктора – золотые. Магистерская и докторская диссертации представлялись к защите только на латыни, с 1819 г магистерскую работу было разрешено представлять на русском языке (Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
Статус диссертации формировался в течение 60 лет с 1803 по 1864 г. Сначала защита ее носила роль устных и письменных испытаний, которые проходили соискатели научных степеней.
Исходя из «Правил проведения магистерских экзаменов в Казанском университете» диссертация рассматривалась «как бы продолжением испытаний и должна служить дополнительным доказательством в тех обширных познаниях, какие требуются в высочайше утвержденном положении об испытаниях в ученые степени». (28 апреля 1837 г.) Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
Согласно общему уставу Московского, Казанского и Харьковского университетов 1804 г., кандидатские испытания были только устными. «Положение об ученых степенях» 1864 г содержит 42 отраслевых разряда наук. Г.Г.Кричевский указывает разнообразие данных работ в библиографическом указателе на диссертации Российской империи (1755-1918 гг.) «Единый справочник, охватывающий все диссертации, защищенные в университетах России за период с 1805 по 1919 гг.», является отражением успехов Российской науки. Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
До 1864 г. диссертация чаще представлялась на факультет в виде рукописи или в виде опубликованной книги. В «Положение об ученых степенях 1864 г.» было предписание о предварительной публикации магистерской и докторской диссертаций. К диссертации должны были прилагаться тезисы, объемом не более 4 стр. (Первый автореферат диссертации.) Тираж диссертации должен был составлять не менее 300 экземпляров. Одна часть тиража вручалась членам факультетского актива, другая предоставлялась на продажу. Сущность, содержание и качество диссертации непрерывно обсуждалось в научных кругах. Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
Университетские диссертации, в частности диссертации гуманитарного профиля, с начала Х1Х в. по форме и по содержанию претерпели существенную эволюцию. По словам Г.Г.Кричевского они прошли путь «от ученического сочинения к научному исследованию». Про институт диссертаций первой половины Х1Х века современник писал так: «Тогда как на Западе диссертации бывают обыкновенно плодом кропотливого исследования специального вопроса науки, у нас они только в чрезвычайно редких, исключительных случаях получают это значение». Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971).
Диссертации первой половины Х1Х века в России были открыты для ознакомления широкому кругу интересующихся лиц, на Западе же диссертации доступны только специалистам. Во второй половине Х1Х в – начале ХХ в, - магистерские и докторские диссертации представляли собой солидные научные сочинения объемом 200-400 страниц (справедливости ради, отмечу, что диссертации физико-математических факультетов не превышали 200 страниц), а в это же время докторская диссертация западноевропейских университетов не превышала 40-50 стр. Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971).
По мнению Г.Г.Кричевского, «Многие диссертации в России конца Х1Х в, - начала ХХ в были весомым вкладом в науку, отражением авторской индивидуальности, результатом глубокого самостоятельного исследования».
Eще более 100 лет назад российская квалификационная система предусматривала издание специальной ежегодной "Серия докторских диссертаций допущенных к защите в Императорской Военно-Медицинской Академии". Диссертации серии тиражировались в количестве 400 (!) экземпляров полного объема и 300 (!) оттисков "краткого резюме" - современных авторефератов, которые затем рассылались по всем университетским библиотекам России (Леонов и др. 1999).
В напечатании диссертации наибольшую трудность для соискателя составляла материальная сторона. По свидетельству декана медицинского факультета Московского университета И.Ф.Клейна (1899 г.), напечатание диссертаций соискателям обходилось достаточно дорого, так как научное сочинение должно было иметь большой объем и приложения в виде нескольких таблиц.
Со второй половины Х1Х в. диссертации стали публиковать в «Ученых записках», «Известиях» университетов и в специальных журналах, необходимое количество экземпляров представлялось ученому совету при подготовке к защите.
Рецедивы охранительной цензуры по защите диссертаций проявлялись во второй половине Х1Х в. и в начале ХХ в. Профессор Г.Ф.Шершеневич отмечает в 1897 г, что оценивая научную работу, оценивается «и весь характер общественной деятельности автора». Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971).
Процедура получения ученых степеней была узаконена в «Положении о производстве в ученые степени» 1819 г., в которой определялись науки, по которым проводились экзаменационные испытания на присуждение ученых степеней, что дает право предположить, что она является первой номенклатурой научных специальностей (Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
В 1837, 1844, 1864 годах принимались новые «Положения требований к диссертациям». Менялось количество экзаменов, номенклатура специальностей, появилось разрешение писать диссертации на русском языке, а не на латинском. То есть по мере того, как наука становилась все более массовой, процедура написания диссертаций упрощалась, а число наук, по которым можно было писать научные работы, увеличивалось. Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
Установление защит производилось по официальным газетным объявлениям, публикациям протоколов университетских советов и ежегодным печатным отчетам о состоянии деятельности университетов. Общественную значимость диссертационных диспутов усиливала пресса. Процедура диспута отрабатывалась в течение всего Х1Х в, но все равно повторяла уже сложившуюся еще в средневековье в Европейских Университетах. (Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
Новый универсальный Устав 1835 г укреплял и продолжал дальнейшую централизацию системы подготовки научных кадров. «Положение о производстве в ученые степени» 1844 г изменило порядок сдачи магистерских и докторских испытаний. Важным было то, что этим Положением вводились новые разряды наук, по которым могли присуждаться ученые степени Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971).
Университетский Устав 1863 г. определил, что «действительный студент», - это не ученая степень, а звание, присваивающееся всем окончившим Университет успешно. Последний университетский Устав, утвержденный в 1884 г, был действителен практически до Великой Октябрьской революции. В сравнении с Уставом 1863 г, который был шагом назад (принятым во время контрреформ 1879 – 1881 гг.), им уменьшалось количество университетских кафедр и сокращалось соответственно много профессорских должностей. Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971).
Статистика Х1Х в. показывает, что в среднем ежегодно в России 16 человек становились магистрами, 4 – докторами наук. «Остепенение» давало право на сословные привилегии и пенсионные выгоды. «Университетские» кандидаты и доктора наук с получением диплома становились обладателями права соответственно личного и потомственного «почетного гражданства», ветеринарные помощники и «дентисты» исключались из податного состояния, если к нему имели принадлежность. То есть в Х1Х в. ученые степени и звания имели тесную связь с чинами. Само Министерство, учитывая чины, использовало часто при нужде чиновников «сверх штата», которые не состояли на содержании у казны, но пользовались другими привилегиями. (Соболев, 1983)
ДИССЕРТАЦИИ В СССР
После революции было принято решение об отмене всех званий и достоинств. Совнарком РСФСР выпускает Декрет о ликвидации в России ученых степеней. Предпринимается попытка построения иной системы образования и науки, с этой целью открывается Институт красной профессуры в 1932 г. (Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
Отход Сталина от интернационального марксизма привел к тому, что научные традиции России стали восстанавливаться. В 1934 г. ЦИК признает целесообразным восстановление ученых степеней кандидата и доктора наук. В том же году вводятся квалификационные комиссии наркоматов, которые могут присуждать ученые степени по 8 научным дисциплинам, по остальным научным дисциплинам присуждал научные степени ВАК. В 1937 г. определен перечень отраслей наук, по которым проводится защита диссертаций. В 1941 г. диссертация утверждается ВАК как квалификационная работа: «Диссертация есть самостоятельная работа, в которой присутствуют теоретические знания и способность к самостоятельному научному исследованию». В 1945 г. принимается приказ для всех ученых степеней. (Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
Тем самым дореволюционная практика подготовки научных кадров, более чем со 100-летней историей находит одобрение и утверждение в СССР (Иванов,1994, Кабанова, Кричевский, 1985, Яковлев, 1971)
ПОПЫТКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАУКИ ЧЕРЕЗ ВАК
Новое положение о ВАК СССР было утверждено постановлением СМ СССР от 8 мая 1975 года. На основе данного положения были созданы специализированные советы по зашите диссертаций в рамках одной или двух специальностей. Ранее советы по зашитам были практически во всех вузах и они были широкого профиля. После принятия нового положения советы были оставлены и воссозданы только при крупных научных центрах..
После вступления в 1976 году нового положения ВАК число зашишенных докторских диссертаций снизилось в 2 раза и только к середине 1980 х годов оно восстановилось. Анализ данных ВАК показал, что к концу советской власти средний возраст лиц, зашитивших докторские был 55 лет.
28 мая 1986 года было принято постановление ВАК СССР "Об использовании в практике научных результатов диссертаций". Бюрократы пытались решить проблемы науки на основе бюрократических процедур и стали требовать внедрения научных результатов. Наука оторвалась от производства.
После этого в ВАК волной шлынули формальные справки о внедрении, например, в медицине резко выросло значение рационализаторких предложений отраслевого значения. Для этого по инициативе профессора О.Я.Боксера при 2 Московском мединституте была создана отраслевая комиссия по рассмотрению рацпредложений.
В целом основной целью большинства уиченых в СССР была зашита дисссертации, а не публикация статьи или решение научной проблемы. Я хорошо помню, как мы работали в погоне за степенями и званиями. Для доктора наук целью становилась подготовка как можно боильшего числа кандидатов наук. Это давало надежду получить звание академика в какой нибудь из академий.
Итак, подход к советской науке был сугубо бюрократическим. Наука была основана на диссертациях, а не на научных статьях. Например, в книге "Научные кадры" есть такая фраза на стр. 175. 44,9% кандидатов наук, работаюших над докторскими диссертациями – это неоправдано мало для академических институтов. Постановления чиновников от науки были направлены на формальную сторону дела. Между тем в 1980 годах уже шли публикации С.Г.Кара–Мурзы о наукометрии и давал рекомендации о том, что делать.
Не все знают, что такое гамбургский счет. Все схватки борцов в европейских цирках XIX века заканчивались договорными результатами. Кто станет чемпионом, определялось заранее и не на аренах. Один раз в год борцы съезжались в Гамбург и могли померяться силами всерьез. По гамбургскому счету устанавливалось реальное положение дел, но знали об этом только участники соревнований. В позднем СССР зашита диссертаций шла явно не по гамбурскому счету.
КАКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ ЛУЧШЕ?
Российские, государственные академии являются научными учреждениями. Всего их 5 ("Большая", "Мед", "Пед", "Сельхоз" и "Архитектурная"). Несмотря на все перипетии, на все политическое давление, на "партийное руководство", члены академий в большинстве - действительно крупные ученые, получившие широкое признание в стране и за рубежом. Если я не ошибаюсь, все российские лауреаты Нобелевской премии в научных областях - академики, причем стали академиками до того, как получили свои заслуженные награды. Академия наук ни разу не поддалась на политическое давление и не изгнала из своих рядов ни одного члена, даже если его объявляли "врагом народа". Н.И.Вавилов погиб академиком. Сосланный в Арзамас-16 Сахаров оставался академиком. Это, безусловно, делает честь Академии. Во времена Ломоносова академия была чем-то вроде научного семинара. Но те времена давно прошли, в таком качестве эта организация теперь почти не функционирует. Как структура, выражающая интересы очень уязвимого и достаточно беспомощного научного сообщества, академия - важнейший инструмент политико-экономической жизни страны. Смысл существования академий - выстраивание стратегии научных исследований, поиск и распределение средств на реализацию научных проектов, особенно тех, которые не представляют интереса для бизнеса.
Академическая наука далеко превосходит вузовскую по показателям качества. Все российские нобелевские лауреаты - по физике, химии, экономике, естественным наукам - работали в Академии наук.
Почвой российской науки являются научные школы. Наука - это такое ремесло, которое передается единственным путем: от Учителя к Ученику. Не существует "самоучителя научного мышления", и никогда не будет. Все те, кто составил гордость российской науки, прошли научные школы - либо в России, либо в крупнейших европейских центрах. Именно благодаря этому российская наука в конце XIX века стала органичной частью мировой.
И наконец, еше одна особенность российско–советской науки явлется ориетнация не на статьи, а на диссретации. Что лучше в ориентации науки на статью или диссертацию? Анализ разных моделелй.
Вопрос этот старый и сложный, и замешан он не только на научных, но и на политических дрожжах. Существующую систему, которая идет еще с дореволюционных времен и окончательно сформировалась в 50-е годы ХХ века, ругают все, и пытались переделать неоднократно, но каждый раз без особого успеха. Главная ее особенность - двухступенчатость: кандидат - доктор. Как правило, доктора - старше, опытнее, имеют больше публикаций, учеников, авторитета и т.п. Отмени эту систему в одночасье - и мы получим мощный всплеск непрофессионализма, которого в науке сегодня и так предостаточно. У нас в течение многих десятилетий в научные руководители выбивались порой далеко не самые талантливые, зато самые "идеологически надежные" кадры. Хоть и плохо, но работающий ВАК вместе с двухступенчатой системой научных степеней - это необходимый для наших условий "фильтр" на входе в профессиональное научное сообщество. Без него наука у нас в стране просто захлебнется от притока шарлатанов. Сонькин. 2005.