От Кравченко П.Е. Ответить на сообщение
К Архив Ответить по почте
Дата 12.03.2006 20:12:34 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Школа; Версия для печати

[2Кравченко П.Е.] Пресловутое письмо

Его поминали Кожинов и, кажется, СГКМ.
«Изъять всех социально опасных детей»
«Глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович!
После долгих колебаний я наконец-то решился написан, II это письмо. Его тема — советские дети.
Нужно быть слепым, чтобы не видеть, что в огромном см большинстве они благородны и мужественны. Уже одно движе ние тимуровцев, подобного которому не существует нигде на земле,
является великим триумфом всей нашей воспитательной си-стемы.
Но именно потому, что я всей душой восхищаюсь невиданной в истории сплоченностью и нравственной силой наших детей, я считаю своим долгом советского писателя сказать Вам, что в ус ловиях военного времени образовалась обширная группа детей, моральное разложение которых внушает мне большую тревогу.
Хуже всего то, что эти разложившиеся дети являются опасной заразой для своих товарищей по школе. Между тем школьные коллективы далеко не всегда имеют возможность избавиться, от этих социально опасных детей.
Около месяца назад в Машковом переулке у меня на глазах был задержан карманный вор. Его привели в 66-е отделение ми лиции и там оказалось, что этот вор-профессионал, прошедших уголовную выучку, до сих пор как ни в чем не бывало учи тся в 613-й школе!
Он учится в школе, хотя милиции отлично известно, что он не только вор, но и насильник: еще недавно он ударил стулом по голове свою мать за то, что она не купила ему какой-то еды. Фамилия этого школьника Шагай. Я беседовал о нем с директо ром 613-й школы В. Н. Скрипченко и она сообщила мне, что он уже четвертый год находится во втором классе, попрошайничает, ворует, не хочет учиться, но она бессильна исключить его, так как РайОНО возражает против его исключения.
Я не осмелился бы писать Вам об этом случае, если бы он был единичным. Но, к сожалению, мне известно большое количество школ, где имеются социально опасные дети, которых необходи-мо оттуда изъять, чтобы не губить остальных.
Вот, например, 135-я школа Советского района. Школа непло-хая. Большинство ее учеников — нравственно здоровые дети. Но в алассе 3"в" есть четверка — Валя Царицын, Юра Хромов, Миша Шаковцев, Апрелов, — представляющая резкий контраст со всем остальным коллективом. Самый безобидный из них Юра Хромов (с обманчивой наружностью тихони и паиньки) принес
недавно в класс украденную им женскую сумочку. В протоколах 83-го отделения милиции ученики этой школы рируют много раз. Сережа Королев, ученик 1-го класса «В», занимался карманными кражами в кинотеатре «Новости дня». Алеша Саликов, ученик 2-го класса «А», украл у кого-то продук-товые карточки. И т. д. и т. д.
Стоит провести один час в детской комнате любого отделения милиции, чтобы убедиться, как малоэффективны те меры, кото-
рые находятся в распоряжении милицейских сержантов, — боль-шей частью комсомолок 17-летнего возраста. Комсомолки работают очень старательно, с большим педаго-
гическим тактом, но вряд ли хоть один вор перестал воровать оттого, что ему в милиции прочитал наставление благородный и
красноречивый сержант.
Особенно смущают меня проявления детской жестокости, ко-
торые я наблюдаю все чаще.
В ташкентском зоологическом саду я видел 10-летних мальчи-шек,| которые бросали пригоршни пыли в глаза обезьянкам, что-бы обезьянки ослепли. И одна из них действительно ослепла. Мне рассказывали достоверные люди о школьниках, которые во детского спектакля, воспользовавшись темнотою зритель-ного зала, стали стрелять из рогаток в актеров, — так что спек-такль пришлось отменить.
Но как бы я ни возмущался проступками этих детей, я никогда не забываю, что в основе своей большинство из них — талант-ливые, смышленые, подлинно — советские дети, которых нельзя
не любить.
Они временно сбились с пути, но еще не поздно вернуть их к
полезной созидательной работе.
Для их перевоспитания необходимо раньше всего основать
«можно больше трудколоний с суровым военным режимом типа
колонии Антона Макаренко.
Режим в этих колониях должен быть гораздо более строг, чем в ремесленных училищах. Основное занятие колоний — земле-дельчеСКИЙ труд.
Во главе каждой колонии нужно поставить военного. Для уп-равления трудколониями должно быть создано особое ведомство,
нечто вроде Наркомата безнадзорных детей. В качестве педагогов
должны быть привлечены лучшие мастера этого дела, в том чис ле бывшие воспитанники колонии Макаренко.
При наличии этих колоний можно произвести тщательную чистку каждой школы: изъять оттуда всех социально опасных де тей и тем спасти от заразы основные кадры учащихся. А хулига нов — в колонии, чтобы по прошествии определенного срока сделать из них добросовестных, дисциплинированных и трудолюбивых советских людей!
Может быть, мой проект непрактичен. Дело не в проекте, а в том, чтобы сигнализировать Вам об опасности морального загни вания, которая грозит нашим детям в тяжелых условиях войны.
Прежде чем я позволил себе обратиться к Вам с этим письмом, я обращался в разные инстанции, но решительно ничего не добился. Зная, как близко к сердцу принимаете Вы судьбы детей и подростков, я не сомневаюсь, что Вы, при всех Ваших титан и чески-огромных трудах, незамедлительно примете мудрые меры для коренного разрешения этой грозной проблемы.
С глубоким почитанием писатель К. Чуковский
ул. Горького, 6, кв. 89.
К-5-11-19».
АПРФ. Ф. 45. Оп. 1. Д. 885. Л. 85-87,