От Pout Ответить на сообщение
К Наталия Ответить по почте
Дата 24.06.2001 17:52:13 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Городской постфольклор и магическое мышлениеj(*)

Разговор про было-не был, да где и как и с какой вероятностью столько
умерло - да какие события и какими причинно-следственно связями
увязаны(отсюда обилие специальных комментариев из химии) _шел в другой
ветви_, соответственно тот пост за который я цепляю относится туда. К
моему посылу он не имеет отношения(оно и видно - ни одной цитаты. Ну и я
так сделаю, поскольку говорю о другом).Я имел в виду совершенно иное
направление . Рассуждения о достоверности бьют по линии рассудочной
реконструкции феномена постфольклорного, мистического и
квазирелигиозного. Она не туды вывозит, если брать явление как городской
фольклор.А его надо брать так. Именно это я доказал в постингах в той
самой ветви. И здесь разговор пошел о сабже, а не"вполне могло быть там
была и та каструля, и та повариха, адрес только надо узнать".

Раз постфольклор - берем определение "жанра" с Рутении(там даже
девочки-студентки много напахали, гранты шли хорошие. Хотя
методолгическая база слабовата, вот ее и будем фундировать).
============================
С.Ю. Неклюдов
Несколько слов о "постфольклоре"
Пост-фольклор как объект изучения относится к так называемой третьей
культуре, которая дистанцирована и от культуры элитарной, официально
санкционированной, и от патриархальной сельской
("традиционно-фольклорной"). В свою очередь она включает гетерогенные и
гетероморфные элементы - и массовую культуру как таковую, производимый
профессионалами "для сбыта", и низовой фольклор, создаваемый самими
носителями "для потребления". К той же области может быть отнесена и
"наивная" (или "простонародная") литература.

Пост-фольклор, который возникает в городе, а затем распространяется
далеко за его пределы, отличается от предшествующих устных традиций
патриархального крестьянства и тем более - архаических обществ. Подобно
массовой культуре, он полицентричен и фрагментирован в соответствии с
социальным, профессиональным, клановым, даже возрастным расслоением
общества, с его распадом на слабо связанные между собой ячейки, не
имеющие общей мировоззренческой основы.

Кроме того, постфольклор - опять-таки в отличие от фольклора
крестьянского, - как правило, идеологически маргинален, поскольку
фундаментальные идеологические потребности горожан удовлетворяются
другими способами, к устным традиция прямого отношения не имеющими
(средствами массовой информации, в меньшей степени - кино и другими
зрелищами, еще в меньшей - популярной литературой).


============
вот это господин-товарищ прошибается.
(цит)фундаментальные идеологические потребности горожан удовлетворяются
другими способами
============
городские байки там у другого товарища фигурируют, рассказано как
продвинутые американы их классифицируют, выработана классификация и
вообще слава богу наметились черты серьезного отношения к этим очень
серьезным феноменам. Наши даже начинают исполь-зовать их термины -
"байна"это не термин, а у амеров уже четко все разложено, см.Рутению.

В глубине же - отголоски древней исконной(русской и православной)
почтенной традиции, традиционного общества и его способов мышления и
способов праксиса, в нынешних условиях архаизации и маргинализации
возрождающееся в странных, уродливых, но узнаваемых формах.
Короче, постфольклор архаизирующегося общества можно понять через
феномены магического мышления и "примитИвиной логики".
Роль его сопоставима с ролью полноценной религии, хотя СОРОСОВСКиМ
ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЯМ и представляется скопищем суеверий. Православие
(народное, не официозное)впрочем далеко еще от того традиционного типа
мышления не укочевало. Отсюда изообилие во всех сфкрах - в тч.ч
медицины- "первобытных"ритуалов, в том числе с магическими функциями. А
у же в быту, в народе примитивные способы (по сути
магические)возродились и процветают. Самое же главное и интересное -
способ логики и мышления, который за всем этим просвечивает.
То, что нам представляется прихотью творческого воображения того или
иного автора, есть голос традиции - либо принятой и понятой, либо
искаженной и поруганной.

Посему обратимся к выдающемуся труду А.Гуры, который не только
( со товарищи)все о славянской традиции по части зверей привел в ситему
и аутентично классифицировал, но и дал алгоритмы понимания "славянской
магической логики".

Разговор о магическом("примитивном")мышлении уже шел, сухой отстаток
отложился в сети, только не полностью. Восстановлю что есть. Пока
ссылки.
=========================
дурацкая(какая есть)рецензия востроженной , но
испоречнной"эзотерикой"горожанки на Гуру

http://www.russ.ru/journal/kniga/98-01-07/goriac.htm
В новом качестве животным понадобилась новая систематика, и книга
разделила их на хтонических, нечистых, куньих, птиц (в число которых
попадает и летучая мышь), ночных, плавающих и прочих, так же как в
"Небесной империи благодетельных знаний" звери "делятся на: а)
принадлежащих императору; б) набальзамированных; в) прирученных; г)
сосунков; д) сирен; е) сказочных; ж) отдельных собак; з) включенных в
эту классификацию; и) бегающих как сумасшедшие; к) бесчисленных; л)
нарисованных тончайшей кистью из верблюжей шерсти; м) прочих; н)
разбивших цветочную вазу; о) похожих издали на мух".
Здесь полноправно сосуществуют волки и волколаки, сокол и Алконост, Кук
и кукушка, как у Бюффона, который в одну из первых попыток наукообразной
биологической классификации животных включил наравне с белыми медведями,
жирафами и страусами грифонов и сирен, сирина и феникса - и те и другие
были известны только по Аристотелю да по красочным рассказам морских
путешественников.

Книга Александра Викторовича Гуры обладает всеми достоинствами
академически-занудного издания: следует отметить и эрудицию, и
библиографию, и систематичность, и документированность, и объем. Но, по
счастью, не исчерпывается объективными добродетелями. Есть в ней
подкупающая нескладность захлебывающегося от безумно интересной
информации рассказчика, когда все в одну кучу, перебивая друг друга:
польский и сербский, басня и поговорка, нечистая сила, фенологическая
симптоматика и православная мораль. После этого вылетающая из-под груды
инвентаризированных карточек сойка или улепетывающий заяц становятся уже
родней родного, а это отнюдь не академическая задача - это признак того,
что книга автору удалась.
======================
Система классификации "по Гуре"- по сути "сетка", которая будет
работать вместо"уровней"и причинно-следственных связей. Поэтому
внимание! ничего подобного нигде не ыбло. Только по славянскому
звериному коду! Там первые 100 страниц книги - клссификатор, он тпо
ссылке сжато представлен. А то естессно начнутся хиханьки
про"гадов"вроде ласки или крысы
., птичек вроде летучих мышей, ядовитых бабочек и прочей магической
начинки системы.
(вон та рецензентка по сути над"сеткой"и ее узелками и связями и
уписивалась от смеха, ДУРА)..
А она ("сетка")полностью функциональна и операционна - на ней основана
напр.медицина.
отсюда все эти способы симпатической магии вроде"лечить подобное
подобным", кушать для отворота сглаза вареных лягушек , все гады ядовиты
и многое еще чего

http://arctogaia.krasu.ru/laboratory/mentality/vopr/vopr_demon.shtm


начало дискуссии по магическому мышлению. AntiHAOS FAQ ньюс-группы
relcom.sci.philosofy .
Кстати нашим строителям на заметку - вот так сделали"сухой остаток",
посмотрите. Автор так сказал(цит)
======================-
--Обзорные статьи
и просто куски уникальной информации по религиозно-философской тематике
из relcom.religion, relcom.sci.philosophy

Нередко в групах появляються уникальные по своей информативности
статьи - результат кропотливых и длительных раскопок. Я уже давно
занимаюсь "подбиранием" таких "жемчужин", к-е жалко если потеряються в
электронном месиве юзенета. Кое что из колекции лежит ниже.

Проведя поиск в алта-висте по субжекту к-й вас заинтересует, вы можете
т.ж. найти свежие статьи на ту-же тему, если обсуждение еще идет.

Если статья не подписана - значит она моя. В статьях присутсвуют
цитирования авторов, к-м отвечали (как правило имя автора можно найти в
первой строке).

Каждый файл представлен одной-двумя строчками, указывающими
о чем идет речь. Полная статья подвешена на линке.
================================================


Мой ник - presnja
http://www.laser.ru/ru/philfaq/phil_faq1.html

56. >presnja: Вы правы по отношению к попыткам реанимации архаических
способов
познания, мировоззрения, норм и правил мышления как якобы альтернативных
и более синтетических нежели современные формы познания - как
рационального,
так и"эмоционального".
Но насчет"здесь нет тайны"можно уточнить.Много еще интересного
и непонятного в магии

http://www.laser.ru/ru/philfaq/presn_o_magii.html

моя линия"умеренной середины". Там еще в ФАКе два постинга Мишко,
ответ Брейтфуса"Ответ адептам магии. Пресне"(сподобился).


69. >Брейфус:
Что же сплачивало крепче
цемента полуживотное стадо, где каждый был склонен к немотивированной и
неконтролируемой агрессии?
Правильно, дорогие адепты! Ваша магия! Она с помощью зомбирования,
устрашения и прочих коллективных ритуалов внушала недалеким дикарям
стереотипы поведения - запреты и табу.
http://www.laser.ru/ru/philfaq/brejf_magija.html

отстальное надо наковырять чтоб восстановить канву и последовательность.
Отзвуки того обсуждения были конструктивны. А то каждый раз начинать аб
ово невозможно.


Литература.
Там у меня прокинуто -
1.популярная книжка"Как мы познаем", Голдстейн-Голдстейн. М.1984
они подробно излагают классические работы Эванса-Притчарда
2.Выготский-Лурия. Очерки по истории поведения.М.Педагогика-пресс. 1993
3.классик и мэтр логики и философииЛ.Витгенштейн, поздние работы(там
где-то у меня ссылка)
4. классик и мэтр (и писАл отлично) Бронислав Малиновский. Теперь он в
сети есть, у Сачкова на букву М.
Малиновский Б. Магия, наука и религия.
пер. с англ. М., 1998. 304 с.

Электронная библиотека "Нестор" http://oba.wallst.ru