От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Artur
Дата 31.01.2006 10:13:30 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Версия для печати

Re: Любопытно

Сам будучи физиком, берусь утверждать, что Вы не вполне правы.
Чертовски важны оба фланга - и технический, и гуманитарный. Пренебрежение одним в пользу другого - провально.

Другое дело, что науки физико-математического и гуманитарного циклов имеют свою специфику. Инструмент математики и физики лучше всего усваивается в молодости, наоборот, гуманитарные познания нуждаются в зрелости и опыте. И получается ситуация, что для профессионального гуманитария освоение физико-математического познания после философского или какого-то другого - практически исключено. А собственное профессиональное знание - обширно, но поверхностно. И только много позже - приобретет глубину. Практика человечества не имеет примеров великих ученых-универсалов с изначальным гуманитарным образованием.

У физиков ситуация много симпатичнее. Они осваивают абстракции математики и физики вовремя. А приобретенный жизненный опыт позволяет в достаточно зрелом возрасте усваивать и философские(и другие гуманитарные) науки. Не столь обширно, но зато сразу глубоко. В данном случае очень даже получается хороший универсализм. Великих ученых, превратившихся из математиков и физиков еще и в крупных философов - достаточно.

Но без углубления в философию - не обойтись. Лексикон среднего выпускника гуманитарного факультета 6-8 тысяч слов, технического - 5-7. Тысяча слов - достаточны для обслуживания практически всей бытовой сферы. Бытовой лексикон американца - 700 слов. Так вот, разрыв в тысячу слов между выпускниками гуманитарием и технарем - огромный. Не невосполнимый, но большой. Означающий, что из поля зрения технаря выпадает хороший кусок представлений, связанных с духовной сферой человека и социума. Тот кусок, который позволяет лучше понимать движения человеческой души и коллективное поведение людей.

В общих чертах схема, по которой учат и там, и там - одна. Марксистская теория формаций, общие представления о схеме развития человечества - это не только советское достояние. Марксизм ведь был построен на той истории и той политэкономии, которые выросли до него. И формационная схема явно или незримо пронизывает все. Но только для ублюдочного курса технических вузов на том все и заканчивается. А у философов и пр. гуманитариев еще длинный ряд специальных дисциплин. Схема-схемой, но на периферии этой схемы - куча самоценного материала по всевозможным вопросам религиоведения, правоведения, этики, логики, психологии, теории государства... "Государь" Макиавелли - специфическая книга, хорошо известная большинству философов и практически неизвестная технарям. А в ней - практическая логика завоевания и удержания власти. Которая без особого труда переносится с обстановки 1500 года на современную.

Я сейчас скажу достаточно резкую фразу. Гуманитарный цикл, даваемый технарям - есть крючок, на который его в последующем ловят гуманитарии, владеющие "сокровенным" знанием лишней тысячи понятий. Технарь узнает слова, но не имеет знания, чтобы расшифровать логику того, кто эти слова говорит. Выпускник-гуманитарий владеет лишней тысячей категорий, описывающих ТВОЕ поведение, которые он в общении с тобой не будет произносить, но с их помощью он построит логическую цепочку, позволяющую вычислить твою реакцию и предугадать твои будущие поступки. Он сможет загнать тебя в логический тупик экономических и этических табу, из которого он знает десять выходов, но намекнет тебе только на тот, который выгоден ему.

Я не говорю, что это всегда должно быть злонамеренным. И я даже не говорю, что каждый гуманитарий способен к этому. Скорее, - способна небольшая их часть. Но знания преподносились всем. Гуманитарный цикл - это прежде всего подготовка специалистов по управлению людьми, а не по исследованию тайн мироздания. Специалистов по МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ. Рациональные аргументы могут только объяснить что-то. Но они не способны подвигнуть на поступки.Приказ, угроза,- могут заставить что-то механически выполнить. А правильно выбранные слова и правильно выбранный тон - перевернуть страну. Между Россией униженной и Россией, воспрянувшей духом, лежат слова Путина: "Будем мочить в сортире!" И я понимаю, что в августе 1999-го в погрязшей в долгах, готовой рассыпаться на части, в униженной Хасавьюртом, разворовываемой на всех уровнях России, - можно было говорить только так - на языке единственного рожденного Россией 90-х положительного литературного образа. Образа ментовского опера, который за нищенскую зарплату, преданный и проданный начальством, брошенный властью, не замечаемый народом, имея тысячу возможностей перейти на высокооплачиваемую работу к бандитам, тем не менее каждый день выходит на войну с этими бандитами, где-то сам в этой войне преступает законы, давно разучился разговаривать приторно-официально, но остался безусловно честным и верным стране, народу и просто совести. И к 1999 году он, этот охрипший от анти-стрессовой водки мент, - уже переломил настроение в стране, одержав над самодовольными бандитами, над взяточниками, над разворовывающими и продающими Родину дельцами моральную победу - на страницах карманного формата детективов. Путин правильно уловил тон. В ментовского опера народ верил, в честного генерала или политика - нет.

Спросите себя, а вот у вас есть хотя бы немножко хоть каких-то именно ЗНАНИЙ, чтобы в нужное время и в нужном месте вы смогли бы подобрать нужно слово? - Не учили нас для этого - ничему. Гуманитарии тоже отнюдь не блещут такими способностями. Но необходимому для генерации таких слов, лозунгов знанию - их учили. И эти знания так или иначе используются, в политтехнологических действиях, в статьях, в представлении информации, в оценках перед выборами готовности того или иного избирательного контингента к применению тех или иных стимулов, в выборе стратегии парламентских игр "Единой России" и ЛДПР.
И хрен бы с ними, с умельцами. Да только гуманитарная интеллигенция в подавляющем большинстве своем - носитель резко антисоциалистической идеологии. А непомерный рост их численности за счет выпуска толп новых юристов, экономистов, финансистов, менеджеров, специалистов по рекламе и маркетингу, - создает целую касту, которая необходима в таком количестве только в действующей модели экономики - в модели сырьевого придатка.

Противопоставить им можно только равное или лучшее гуманитарное же знание, опирающееся при этом на ясное технарское понимание тупиковости как самой общественно-экономической модели, так и никуда пока не исчезнувших надежд на вхождение в ряды "золотого миллиарда".