Со времен СССР Институт государства и права РАН являлся разработчиком, исследователем и глашатаем правовой идеологии государства, и в настоящее время правовая мысль в стенах этого заведения не стоит на месте.
ЛИБЕРТАРНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА - новое слово в теории права. Авторы концепции: Нерсесянц, Мамут, Четвернин и др.
Пишутся учебники, читаются лекции, новая теория пробивает себе дорогу в жизнь.
С основными постулатами теории можно ознакомиться по стенограмме Четвернина, проходившему 15.12.05 г. http://www.sapov.ru/seminar/stenogramma_09.htm
На семинаре обсуждались и вопросы справедливости. Привожу цитату из доклада Четвернина, далее еще есть вопросы-ответы.
"Тут еще используется совершенно неадекватно термин «справедливость» или «социальная справедливость». Как я говорил, справедливость – это формальное равенство, и справедливость не бывает никакая иная, чем социальная. Не бывает морской, космической, муравьиной справедливости, она бывает только социальная, она означает только формальное равенство, и больше ничего она не означает. Но – и особенно в XIX веке – распространились такие воззрения, что помимо этой правовой, формальной справедливости есть еще истинная, или подлинная, или настоящая справедливость, и носителями этой идеологии подлинной, истинной справедливости выступают как раз те социальные группы, которые в справедливых отношениях оказываются в заведомо невыгодном положении. И они говорят: «Что же это такое получается, что это за справедливость такая, что вам всегда справедливо, а нам что-то несправедливо? А нельзя ли, чтобы нам тоже было справедливо?»
Они путают справедливость и экономическую выгоду, они требуют какого-то перераспределения результатов справедливых отношений в их пользу, они говорят, что тогда будет справедливо. А то всегда почему-то вам все достается, а нам ничего не достается, разве это справедливо? Они пугают тем, что спалят квартиру. Представьте себе коммунальную квартиру, где один сосед алкоголик. Почему другие соседи дают ему деньги, чтобы он опохмелился? Потому что он спалит квартиру, во всяком случае пугает, и чтобы не спалил квартиру, ему дают денег. Точно так же они говорят: «Хотите, сейчас устроим, как в России в 17-м году? Не хотите, тогда давайте по справедливости. По справедливости господь велел делиться». А как делиться?
Смысл того, что называется социальной справедливостью, заключается в следующем: самое лучшее, как можно больше, МНЕ! – вот это по справедливости, но не более того. И понятно, что эта социальная справедливость – это произвол, произвольные притязания, любые привилегии устанавливаются произвольно, и столь же произвольно они реализуются и удовлетворяются. Вот я могу, например, вам установить такую привилегию: всем, кто пришел не позже 19.00, я выдам по 100 тысяч рублей. Так, уважаемые дамы и господа, я уже передумал, я не дам вам по 100 тысяч рублей. Точно так же все эти потребительские привилегии. Обещать можно все что угодно под давлением, а потом реализуются эти привилегии в зависимости от объективных или полуобъективных возможностей экономики и в зависимости от политики конкретной элиты, конкретного правительства, которое в настоящий момент находится у власти, т.е. никаких прав в этом смысле нет. Права человека – это то, что описывается понятием статус негативус, активус, позитивус, а никак уж не эти самые потребительские привилегии".