От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 29.01.2006 09:39:27 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Версия для печати

Re: Оборотная сторона установления справедливости

Вопрос отлаживания тех или иных отношений справедливого распределения - это вопрос живого государства. Которое не может превращаться в закостенелую систему.

Есть вопрос более существенный. За позднесоветское время и за постсоветское время в стране сложилось целое сословие, которое при установлении того или иного более-менее справедливого распределения - потеряет очень много. Не просто собственность или крупную ренту с собственности или должности, но само место в жизни. В обществе, живущем со средним уровнем потребления на уровне посредственно оплачиваемого нынешнего специалиста многие просто не смогут жить. Высоко оплачиваемый специалист, которому гарантировано жилье, питание, одежда, какие-то развлечения типа книг, игр, спорта, возможность обзаводиться детьми - сможет обойтись меньшим потреблением. Да и люди очень высокого достатка смогут обходиться меньшим потреблением. Но они лишаются гораздо большего - сознания собственной значимости в собственных же глазах. Вместе с системой, в которой имеется существенная дифференциация доходов и потребления уничтожается целый класс высокодоходных профессий, обслуживающих эту дифференциацию. Одни только хозяева и директора бутиков и казино чего стоят. Телохранители, массажистки, гувернеры ВИП-персон и пр.

Речь идет о полутора миллионах человек, обладающих 25% богатств страны и не менее, чем о 10 млн. человек, высокооплачиваемые профессии которых никому станут не нужны при национализации богатств и доходов первых полутора миллионов. Резко сократится потребность в юристах, экономистах, преподавателях платных вузов, обучающих менеджменту, юридическим и экономическим наукам.
Эти люди и их семьи в подавляющем большинстве случаев не имеют перспектив найти себя в другом обществе.

Главный вопрос - в том, а куда их деть? За рубежом - в эмиграции, - они в таких количествах тоже никому не нужны. После революции 1917 года и гражданской войны, которые имели своим итогом существенное физическое уничтожение господствовавших сословий, 2-миллионную эмиграцию, при НЭПе страна столкнулась с тем, что осевший во всевозможных "Рогах и копытах" массовый паразитический слой всевозможных адвокатов, журналистов, земских политиков, управляющих, приказчиков и пр. - парализовал экономику. Они перехватили сферу сбыта предприятий, сами обеспечив себе безбедную жизнь, а рабочих лишив зарплат, предприятия - средств к развитию. И именно эта категория была по преимуществу загнана в лагеря или расстреляна в 30-е годы. Ленинское понимание БЕЗУСЛОВНОЙ необходимости этого, как я понимаю, - легло в основу идеологии высвобождения рук народу, чтобы он сам "якобинскими методами" ликвидировал все постороннее, паразитическое. И Сталин не остановился перед применением самых жестоких способов освобождения страны от избыточной, паразитической советской и партийной бюрократии, впитавшей в себя абсолютно все, что стало профессионально ненужным после революции, но не выехало и не было истреблено в гражданскую войну. Княгини и графини, реально ставшие в СССР уборщицами и посудомойками, дворяне, нашедшие себя в качестве высококвалифицированных деятелей Красной армии, науки, культуры, промышленности - в общем их количестве ничто по сравнению с армией тех, кто в капиталистической России занимал надстоечные этажи - манипулировал людскими массами. И это было в стране, в которой 80% составляло крестьянство, поголовно привычное к труду, будь оно бедным или зажиточным!

Историческая практика показывает, что в случаях установления "более справедливого" общественного устройства( а они были неоднократно: и не только революции, но и завоевания), старый слой элиты либо истреблялся, либо высылался в глушь - чтобы не мог заниматься ничем, кроме собственного выживания, и ни в коем случае не сумел бы составить оппозицию.

Сейчас в России аналогичные слои составляют намного больший процент населения. И пока его участь не будет решена, говорить о справедливом или несправедливом распределении - бессмысленно.

На мой взгляд, противоречия в обществе - далеки от того, чтобы какие-то крупные общественные слои были готовы проливать реки чужой и своей крови ради установления "справедливого устройства общества". На сегодняшний день, по-моему, не существует и даже в обозримое время не предвидится такой поляризации, при которой какие бы то ни было классы или сословия были бы настолько ненавистны, чтобы против них было бы готово ополчиться сколько-нибудь заметное число граждан.

Единственным претендующим на это слоем является... государственный аппарат. В лице хамов-милиционеров, прежде всего из ГАИ, в лице всевозможных контор, унижающих людей добыванием ставших необходимыми справок(на жилищную собственность, на земельный участок - для деревенских жителей и владельцев 6 соток) и предлагающим воспользоваться платными услугами, чтобы обойти сложности, в лице продающих за взятки освобождение от службы работников военкоматов, взяточников из вузов, школ, всевозможных принуждающих к взяткам инспекций. Даже науку уже не обходит презрение - за откатный способ распиливания бюджета. Типа 50% отката за государственную помощь в развитии инновации.

Т.е. сейчас можно говорить только о том повороте общества, который бы смог резко изменить общий крайне негативный имидж государства и госслужащих. А вот задача замены рыночного механизма на иной пока не стоит. Не актуальна. Она начнет выявляться, когда исправленное государство станет явно контрастировать с массовым паразитическим классом, прилепившимся на чиновных местах в корпорациях, в офисах множественных арендодателей, в адвокатских конторах, в СМИ, рекламных бюро и т.д. Но сначала - именно государство. Оно у нас после 1991 года сменило имидж бездари на имидж бандита с большой дороги. Государственный аппарат стал в значительной степени сословной собственностью определенной части среднего класса. Которая работает не ради государства и народа, а ради себя, любимого.

В истории это хорошо известный случай. И он со времен античности преодолевался усилением самого верхнего эшелона власти - диктатора, монарха, тирана. И поддержкой его усилий народом через голову сословного аппарата. Созданием условий для прихода к власти нового сословия правящей элиты - из той части нижних классов, которая ощущает в себе ответственность за судьбу государства. Идентифицирует себя с государством - с необходимостью и решения внешних проблем государства, и заботы о народе через радикальное укрепление государства и его экономики изнутри.

Немаловажной особенностью, позволяющей УВИДЕТЬ способный на это(в мухинских понятиях - делократический) слой, проверенной всеми перипетиями истории, является ярко выраженное ПУРИТАНСТВО. Пуританство и в смысле потребления, и в смысле моральных качеств. Честность, обязательность, чистота в половых вопросах, отсутствие видимого пьянства, но(в нашей стране) - и не полный отказ от алкоголя.
ЕСТЕСТВЕННОЕ пуританство - обязательное качество того, кто после получения власти должен будет ПОВЕЛЕВАТЬ. Заставлять простого человека делать то, что нужно стране и самому этому простому человеку. "Если нет личного интереса, - значит интерес государственный" - очень точная характеристика Сталина действиям генерала Горбатова в фильме "Генерал". Но так оценивают руководителей и простые граждане. Если нет личного интереса - интерес государственный, высший. Именно поэтому нужны пуритане.

И пуританами должны стать не одиночные индивидуумы. Пуританство должно стать атрибутом целого движения. Пусть даже имеющего внутри себя существенные разногласия в отношении теоретических моделей будущего.

Пуританство очень многое исправит. Пуритане несут в себе заряд определенной СВЯТОСТИ. И их власть над людьми - не юридическая. Она сакральная. Такой руководитель прав не потому, что его решения диктуются писанным правом. Он прв потому, что он сам в глазах окружающих - право и справедливость. И если он сломается, оступится, наказание от его собратьев по ОРДЕНУ, - будет многократно более суровым, нежели наказание для простого человека за тот же проступок. И пока простые люди это видят, - власть таких людей непререкаема.

И вот тут-то, после смены правящей элиты на этих самых пуритан, проблема подавления сопротивления паразитических слоев, неразрешимая для каждого среднего человека, неразрешимая для демократических партий и движений, - сравнительно безболезненно решается пуританами. Они приобретают моральное право на жесткое силовое принуждение к изменению профессий, места жительства, социального статуса. Они же приобретают право на пролитие крови. Именно потому, что они сами и есть - право. Они сами и есть - справедливость.

Здесь неприменим ставший популярным термин "кредит доверия". Который дают новым правительствам, с тревогой ожидая, когда же и это правительство "скурвится".

Доверия такие люди не теряют. Они могут раствориться во множестве проходимцев, мимикрирующих под них. Они могут слишком быстро перебить друг друга. Революции сжирают своих детей. - Это реальная беда, постигшая пуритан-большевиков Советского Союза.
Но - ничего фатального. Существует и вариант "мягкой посадки" - как у американской революции 18 века. Когда на смену сакральному праву революционеров удается построить право естественное. Не по моделям других стран, не по надуманным конструкциям теоретиков-утопистов, а прецедентное право, вытекающее из установившегося вектора развития общества, установившихся экономических и социальных отношений. Таковым стало в свое время право американских колоний, таковым много раньше стала смесь религиозного и светского права Османской империи. Таковым, простым и действенным, стало право Святой Руси, созданной пуританами-монахами под духовным руководством Сергия Радонежского(15 век, по имеющимся историческим данным, - эпоха расцвета Руси).