|
От
|
Мак
|
|
К
|
Мак
|
|
Дата
|
28.11.2005 16:56:45
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Что почитать (рекомендует Политический журнал)
http://politjournal.ru/index.php?POLITSID=1cbc1b846121f5e349f14dfb8d82cc40&action=Articles&dirid=123&tek=4539&issue=130
Что почитать
Единая Европа – проблема дестабилизации
Европеизация и разрешение конфликтов: конкретные исследования европейской периферии. – М.: Весь Мир, 2005.
Одной из основных проблем Европейского сообщества (ЕС) является выход территории из-под власти государства путем создания нового суверенного образования. Если учитывать, что европеизация предполагает интеграцию стран в структуры ЕС посредством отказа от части собственного суверенитета в пользу надгосударственных институтов управления, то подобное политическое дробление и изоляционизм выступают болезненным дестабилизирующим фактором.
Сборник статей экспертов политологических центров ЕС и СНГ рассматривает проблему на примере Кипра, Сербии и Черногории, Молдавии и Приднестровья, Грузии и Абхазии. Все эти страны стремятся интегрироваться в ЕС, а потому исследуемые конфликты выступают болезненными точками европейской периферии.
Каковы механизмы разрешения конфликтов? Во-первых, ЕС может выступать в качестве рамочной структуры, то есть создавать поле для решения конституционных проблем. Во-вторых, ЕС может действовать как посредник или арбитр («третья сторона»). В деятельности ЕС важную роль играет расчет сравнения издержек и выгод, предлагаемых сообществом при разрешении конфликта (финансовая и техническая помощь, институциональные связи). Также процесс европеизации достигается через социальное обучение.
Эксперты подчеркивают, что разрешение конфликтов первичнее собственно процесса европеизации. И в таком контексте все четыре зоны относительно нормализованы. Можно с уверенностью говорить о преодолении «горячей» стадии всех четырех конфликтов. Удачно складывается и политическая составляющая европеизации. Сербия и Черногория приняли условия процесса стабилизации и ассоциации, который не только позволяет разрешить конфликт, но и открывает перспективы вхождения республик в ЕС. В случае с Молдавией – это принятый Кишиневом план ЕС. «Более широкая Европа – соседство» предполагает отношения с Приднестровьем в рамках «испанского варианта» (максимальной автономии, близкой по некоторым позициям к конфедеративному устройству). Стабильность процесса европеизации может быть проиллюстрирована тем, что вхождение в ЕС только греческой части Кипра не вызвало обострения отношений Греции и Турции. Сложнее дело обстоит с грузино-абхазским конфликтом. Слабость сторон не дает им возможности осуществлять интеграционные процессы, что делает разрешение конфликта невозможным в обозримом будущем.
Но и гарантирует от возвращения к «горячей» стадии.
Андрей МАРТЫНОВ
Антиутопия
ДОРЕНКО С. 2008. Роман. – М.: Ad Marginem, 2005.
Книга главного телекиллера избирательной кампании 1999–2000 гг. Сергея Доренко, некогда вхожего в ближайшее окружение президента, а потом, после ссоры Путина и Березовского, впавшего в опалу, написана в жанре антиутопии, хотя почти все ее персонажи – реально существующие политики, выведенные под своими именами. Российский президент выведен как продукт политического пиара, помноженный на властные амбиции силовиков. Путин 2008 г. представлен как человек, бесконечно одинокий и безумно влюбленный только в две вещи: во власть и в жизнь. Причем не просто в жизнь ради нехитрых земных удовольствий, а в вечную жизнь, бессмертие, но только для обладания властью и ничем иным. В поисках бессмертия президент даже совершает тайную поездку в Китай – к тамошним мудрецам, к восемнадцатому патриарху Школы Драконовых врат. Президентское же окружение любит только деньги, деньги и еще раз деньги. В общем, материал тот же, что и в книгах Елены Трегубовой, но Доренко знает значительно больше Трегубовой, и ему еще есть что терять. Доренко для реализации в недалеком будущем выбрал вариант, который сейчас довольно часто обсуждают политаналитики и который условно можно назвать «псевдопреемник». Суть его такова. Преемник выигрывает выборы, но через месяц после инаугурации уходит в отставку «по состоянию здоровья», и новым старым президентом становится Владимир Путин, избежав тем самым формального нарушения Конституции. В романе на роль этого «псевдопреемника» предназначен нынешний полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, который, по мысли Доренко, к 2008 г. уже должен занять пост московского мэра. Но все карты путают чеченские террористы, захватывающие Обнинскую АЭС. Финал романа звучит как хорошая пародия: Козак освобождает из «Матросской Тишины» Михаила Ходорковского, в Кремле заседает Реввоенсовет во главе с Эдуардом Лимоновым, американские морпехи летят в Москву спасать Путина и оккупировать основные ядерные объекты России. Путин же заперт своим окружением в помещении подземного командного пункта РВСН. Что называется, открытый финал. В общем, все герои остаются живы, и вполне можно писать «2008-2». Или «2014». Так как роман Доренко как сценарий для телесериала смотрится почти идеально. Однако экранизировать его рискнут только после смены путинского режима.
Борис СОКОЛОВ
Наши хуацяо
Диаспора: новые материалы. Т. VII. – Париж; СПб.: Atheneum-Феникс, 2005.
Идеальный пример диаспоры, которую страна исхода не клеймит как врагов народа, а прагматично рассматривает как проводника своего влияния в мире и вдобавок как источник солидных поступлений в казну, – китайские «хуацяо», рассеявшиеся по всем континентам, кроме Антарктиды. Русской диаспоре до китайской идиллии далеко. Но альманах о русской добрался уже до 7-го толстенного тома (в каждом по 752 страницы плюс солидная вкладка фотографий) – у китайцев такого, уж точно, нет.
Валентин Парнах – эпигон футуризма, поэт, джазист, автор танцевального номера «Жирафовидный истукан», истинный и истовый космополит, русско-французский медиатор, куда более радикальный, чем официальный Эренбург. Несколько издателей в краткий период эйфории от «возвращенной литературы» примерялись к возможности опубликовать рукопись его воспоминаний. Но так и не решились, возможно, из-за доходящей местами до nec plus ultra русофобии автора. Теперь «Пансион Мобер» напечатан в «Диаспоре», и чтение это не слишком приятное. Пароход, на котором Парнах с русскими паломниками плывет в Палестину, назван «плавучим гнездом черносотенцев», «ничтожное царское профессорье», читавшее в Санкт-Петербургском университете лекции Парнаху, приравнено к дикарям, «кои бросаются на вещи, выброшенные к ним кораблекрушением» (слова Тютчева). Не забыты Пушкин («Черт меня догадал родиться в России…») и Лермонтов («Прощай, немытая Россия…»). Венчает этот букет цитата «Такую родину честный человек не может любить!», приписанная Ленину и взятая Парнахом неизвестно откуда, ибо среди сочинений вождя такой нет.
Рассекреченное в 2002 г. досье британских спецслужб, с 1921 по 1952 г. следивших за «железной женщиной» М.И. Будберг, – тема публикации А.Рогачевского. Мура была любовницей Горького (он посвятил ей «Жизнь Клима Самгина»), Брюса Локкарта, Герберта Уэллса и многих других. «Красная Мата Хари» «удовлетворяла требования секретных спецслужб и сексуальные потребности известных писателей», но английская МИ-5 более чем за 30 лет наблюдения так и не вывела баронессу на чистую воду.
«Советофильство» эмиграции представлено не менее ярко, чем ее «русофобство». П.Н. Милюков подавлен стенографическим отчетом о процессе «антисоветского право-троцкистского блока», по которому в 1938 г. были расстреляны Бухарин, Рыков, Ягода и еще около 20 человек. «Я и раньше писал, что там – не одна выдумка, а много и правды, а теперь нахожу всю правду, несмотря на казенную организацию и на застенки ГПУ», – сообщает С.В. Познеру седоусый «отец русской демократии», перед смертью выступивший со статьей «Правда большевизма». Бывший царский посол в Великобритании Е.В. Саблин в публикуемых О. Будницким письмах, в свою очередь, поет осанну Сталину и Вышинскому.
Завершим маленьким дополнением. Упомянутый М.Ю. Сорокиной в списке востоковедов-эмигрантов П.М. Куреннов наиболее известен как потомственный народный целитель; его «Русский народный лечебник» неоднократно издавался в США и переиздан в России.
Сергей ШУМИХИН
КНИЖНЫЙ РАЗВАЛ
БУНИЧ А. Осень олигархов. История прихватизации и будущее России. – М.: ЭКСМО, 2005.
Книга Андрея Бунича посвящена анализу динамики и политической влиятельности сообщества российских первонакопителей. Автор выделяет в общем признанные и устоявшиеся этапы – «номенклатурную приватизацию» (1990–1991), «большой хапок» (1992–1995), «почивание на лаврах» (1996–1998), «большой шухер» (1999) и «новую притирку» (2000 – наст. вр.), она же «равноудаление» (с эксцессами БАБа и Ходорковского). Сомнения вызывает предполагаемая автором возможность полной стабилизации и перехода к устойчивому бесконфликтному созиданию – собственность на то и собственность, что процесс ее передела не прекращается никогда.
МЕРКУЛОВ В. Россия – АТР: узел интересов. – М.: Академический проект, 2005.
Понятие «Азиатско-Тихоокеанский регион» – одно из самых ходовых в современной экономической науке и геополитике (не являющейся наукой). Сплошь и рядом под АТР понимается восточноазиатский регион, и это приемлемо. Когда же в объем понятия «АТР» включаются не реалии, но общие соображения насчет «океанического узла проблем», которыми якобы озабочены все страны по берегам Тихого океана, то появляется очередное геополитическое извращение. У Чили и Японии нет «разных подходов» к проблеме Огненной Земли, жители Тимора не конфликтуют с жителями Панамы, ситуация на Камчатке не отражается на отношениях России и Новой Зеландии.
ИВАНИЧ Ю. Наркотики и терроризм. – М.: Вече, 2005.
Автор достаточно убедительно пытается связать рост мирового наркотрафика с подъемом террористических проявлений и национально-религиозного экстремизма, приводя доказанные факты обнаружения наркодолларов на счетах «революционеров». Единственное, что не стоит делать, – ставить проблему с ног на голову: ведь наркоторговля родилась задолго до появления политического радикализма, хотя уже при рождении была инструментом политического влияния («опиумные войны»).
А.К.