От Игорь Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 30.11.2005 19:17:21 Найти в дереве
Рубрики Компромисс; Культура; Версия для печати

Если бы у Маркса вся аргументация была чисто земная - вряд ли бы русские приняли

учение Маркса.

Конечно, учение Маркса содержало свою мистику, оно, безусловно несло в себе страстное эсхатологическое пророчество, которое подсознательно всоспринималось православным сознанием, как исполнение Божией воли относительно спасения этого мира. Православное мироощущение не могло замыкаться на одной только России, ибо сама миссия России в мире согласно православному канону - это миссия Третьего Рима, а четвертому, как известно не бывать. И Россия жива, пока служит всему миру в этом качестве, а не замыкается на одной себе. Помните, Сергей Георгиевич, как Вы писали, что Россия - это тот камень, за который зацепился Мир, скатываясь в пропасть.

Западники тогда - это не тоже самое что нынешние мерзавцы. Они не собирались входить в прекрасный новый мир узким кругом "рыночно приспособленных" и "адаптированных", а напротив мечтали о светлом будущем для всего человечества. Поэтому ленинская идея первоначального построения социализма в одной отдельно взятой стране - это идея подлинно русская, и Россия воспринималась тогда всеми русскими, как страна, которая укажет иной праведный и справедливый путь для всего человечества, что и заставило народ принести огромные жертвы и все перетерпеть. Собственно СССР и жил до тех пор, пока воспринимал себя в качестве мирового заступника всех униженных и угнетенных, готовых показать им путь в светлое будущее. Бескорыстная помощь СССР многим странам, освободившимся от колониальной зависимости - эта миссия христианской души, чуткой и морально впечатлительной ко всякому злу и несправедливости, творящимся в мире. Эта эсхатологическая часть учения Маркса была воспринята в таком качестве русским народом, так как включала важнейший архетип принятый в православном мироощущении - мотив конечного торжества "изгоев мира сего".

Поэтому идеология марксизма явилась тогда источником, запитавшим у нас в России куда более благородные и сложные мотивы и черты характера, нежели примитивные страсти и вожделения, мещанское самодовольство буржуазной личности, которые питает современная идеология либерализма. Об этом не надо забывать, ругая марксизм и его экономичеккую теорию.

Потом, как известно, идеология марксизма основывалась на классическом западноевропейском философском наследии, являлась по сути рефлексивной самокритикой Запада, тем самым заставляя видеть отечественных последователей ее на Западе то подлинное, действительно передовое, требующее взаимной солидарности, несущей в себе универсалистские начала для всего человечества, а не для избранного успешного меньшинства.

Именно это пророческое мистическое качество в марксизме
и обусловило его первоначальный синтез с русским православным мироощущением. Потом этот синтез был постепенно разрушен, в связи с воцарением в СССР спокойной и мирной жизни. Тогда мистическая часть учения Маркса ушла на второй план, а на первый вытащили его сугубо рациональные рассуждения о внеморальности экономической эксплуатации ( то, что объективно - не может быть аморально), объективный закон стоимости и прочие научные достижения, которым, как теперь становится ясно, цена небольшая. Но именно за них и стали цепляться и преподавать всем направо и налево жрецы-талмудисты марксизма в качестве теории "научного коммунизма", политэкономии и так далее во всех науках. Интеллигенция во втором-третьем поколениях, защищенная от трудностей реальной жизни бронированной оболочкой советского государства, стала все это воспринимать всерьез, и поэтому спокойно стала проповедовать идеи о том, что де экономическое принуждение - это якобы объективный, а потому подлинно естественный механизм принуждения к труду, стоящий вне добра и зла. Экономический закон стоимости действует прямо как закон всемироного тяготения Ньютона ( это прямым текстом написал изсестный советский экономист Ханин), т.е. независимо от воли и желания людей. Поэтому советская действительность явно и остро всему этому противоречащая стала восприниматься ими, как чудовищная профанация истинно научного учения.

Народ же в то же время окончательно отлучил от себя марксизм, принявший облик строгой и нудной научности, к тому же насильственно навязываемой, и растерявшей весь страстный эрос и мистику еврейского пророка. Жрецы марксизма не уставали твердить, что СССР имеет решающие преимущества в тех самых сферах мещанско-потребительского успеха, где никаких преимуществ перед западными странами СССР как раз и не имел. Поэтому вся эта официальная болтовня воспринималась народом, как жуткое надувательство и ложь. Маркс-пророк ушел. Остался только Маркс-законник, который уже никак не мог тронуть сердца русского человека. Все то, что волновало русскую душу,сообщало ей подлинное воодушевление и энергию, стало трактоваться официальными марксистами-талмудистами как досадная помеха на пути к витринам, забитым продуктами и товарами, с чем у поздесоветской интеллигенции и стал ассоциироваться коммунизм. Не удивительно, что они нашли его на Западе.