От Дм. Ниткин Ответить на сообщение
К Zhlob
Дата 08.12.2005 15:05:38 Найти в дереве
Рубрики Программа; Семинар; Версия для печати

Мафия - порождение традиционного общества

>Вы всерьёз утверждаете, что возникновение и деятельность мафиозных группировок объяснимы с позиций классового подхода, или это изощрённая шутка?

Более чем объяснимо. По своему происхождению мафия - это организация самозащиты крестьянских общин на сицилии против своих угнетателей. Возникает закономерно в условиях феодального беспредела.

"Сообщества, по своей структуре напоминающие зачаточный вариант мафии, появились на Сицилии еще в конце тринадцатого века. Тогда деревенские жители подняли восстание и выгнали со своей территории Шарля Анжуйского - короля, захватившего эти земли при поддержке католической церкви. Однако настоящие мафиозные кланы сформировались на Сицилии в XVI веке после того, как остров был захвачен испанцами. Сицилийцы не особенно доверяли испанским властям и формировали тайные общества, первоначально выполнявшие функции по поддержанию порядка и защите самых слабых членов общины. Интересно, что на заре своей истории мафия была исключительно сельским явлением."

"Она зародилась на юге Италии - на острове Сицилия в девятом столетии и была формой протеста местного населения против эксплуатации иностранных правителей. Здесь и возникла само слово maf(f)ja. По версии историков, это слово арабского происхождения и означает "убежище". Тогда сицилийцы были угнетены арабами, многие из них прятались в горах. В горах они основали тайное общество, которое поддерживало родовитые сицилийские семьи и пропагандировало национальные ценности.

Одни угнетатели сменялись другими, и пика эта борьба достигла во время революции 1860 года, направленной против владычества Бурбонов. Революция в конечном счете привела к объединению всей Италии, но для крестьян юга, однако, мало что изменилось. Как часто бывает в социальных революциях, эксплуатация иностранцев сменилась эксплуатацией… "других итальянцев". Причем эти "другие итальянцы" привнесли в политическую жизнь отношения и кодекс поведения, сложившиеся в недрах тайной террористической организации. Взаимопомощь была превращена в круговую поруку. А традиционное недоверие к официальной власти способствовало формированию альтернативной власти и альтернативного права, где главным действующим лицом становилась авторитетная личность - мафиози. Любой ценой мафиози мстили за любую, пусть даже самую маленькую обиду, нанесенную им лично или тем, кому они покровительствовали. С помощью кровных уз или в качестве платы за оказанную ими когда-либо услугу они рекрутировали в свои кланы новых членов.

И все же ядром клана была семья с крестным отцом во главе. Бедный и бесправный по своей природе крестьянин не только не сопротивлялся диктату мафиозных семей, но старался войти в наиболее перспективный клан. Дело в том, что порядок, установленный мафией, во многом восполнял пробелы в государственном порядке и подменял собой менее эффективные институты государственной власти и социальной защиты. Крестьянин подчинялся мафии не столько из чувства страха, сколько из соображений целесообразности. Ведь, вступая на своем жизненном пути в какой-либо конфликт, крестьянин зачастую не был в состоянии обратиться в суд и тем более нанять себе хорошего адвоката. Зато мафия решала его проблему как бы бесплатно. Более того, она реально защищала его от беспредела неорганизованных бандитов и могла, например, восстановить справедливость, если соблазнитель отказывался жениться на дочери крестьянина.

В результате каждая деревня стала иметь собственный мафиозный клан, который вершил местное правосудие. Причем его авторитету способствовал весьма распространенный миф о существовании некой секретной, централизованной и широко разветвленной организации с тысячелетней историей."