От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 08.11.2005 22:16:58 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Пытаясь понять Россию сердцем ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия) (*+)


http://www.inosmi.ru/translation/223498.html



Пытаясь понять Россию сердцем ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Сложное отношение немцев к великому соседу на Востоке


Ганс-Эрих Фолькман (HANS-ERICH VOLKMANN), 07 ноября 2005

Картины меняются в зависимости от изменившегося ракурса взгляда на них их
создателей и наблюдателей. Это относится и к истории. Тот, кто пишет новую
картину на старый, уже довольно потрепанный сюжет под названием 'Россия',
должен считать представления, оставленные в наследство будущим поколениям, в
целом или частично не годными, неточными или утрированными. Герд Кенен (Gerd
Koenen) сожалеет по поводу сложившихся со времен российской революции
антибольшевистско-русофобских клише, послуживших для историка Эрнста Нольте
(Ernst Nolte) в качестве основы для апологии национал-социализма как
вынужденной реакции на социализм/коммунизм московского образца. Кенен,
обращаясь к этому тезису Нольте, провоцирующему серьезные противоречия в
среде коллег, 'в целом как к господствующему мнению в германской
историографии', упускает из виду историческую дискуссию относительно истоков
и целей фашизма и национал-социализма. Столь же малоубедителен его
наполненный идеологическими подозрениями вывод о схожести ошибочно
считавшихся левыми западногерманских и восточногерманских исследователей в
период перестройки в оценке национал-социалистского движения как ударного
отряда антикоммунизма.

Оба примера служат для автора в качестве фона для корректировки
противопоставления. Он все же хочет показать, что молодая Советская Россия
вызвала наряду с негативной также позитивную реакцию, особенно в плане
культурной идентификации. Кенен жалуется, что в условиях большого внимания
со стороны историка Генриха Августа Винклера (Heinrich August Winkler) к
долгому пути Германии в сторону Запада в духе политического и экономического
объединения в историческом сознании немцев недостаточно закрепилась
противоположная этому духовная, культурная, а порой и политическая
ориентация на Восток. Его книга должна восполнить упущение, путем обращения
к 'новой' России.

'Новая Россия' появилась, разумеется, не с Лениным, а вместе с промышленной
и технологической модернизацией начала 20 столетия, которая должна была
защитить царскую монархию, но в действительности создала социальные и
идеологические предпосылки для ее краха. Примерно в то же время Россия
выступала с именами Толстого, Достоевского, Горького и других, с современным
классическим балетом и экзистенциалистской живописью как европейская
культурная страна, как внутренне противоречивый, завораживающий немецкие
интеллектуальные круги объект, который оставался таковым даже в
большевистские времена.

То, чем привлекает к себе книга, - это не новый фактологический материал. В
большей степени это попытка увязать Россию, или Советский Союз, как объект
политического и, таким образом, внешнеполитического влияния власти с
русскими людьми и культурой страны так, как они воспринимаются в
заинтересованных кругах среди немецкой общественности. Кенен видит себя в
роли гида, ведущего читателя по галерее противоречивых, часто литературных и
публицистических картин, проектов будущего России, с политической точки
зрения - имперских, гегемонистских и экспансивных в плане расовой идеологии
замыслов относительно пространства на Востоке. При этом он открывает старых
мастеров журналистики, имевших писательские амбиции, таких, как Альфонс Паке
(Alfons Paquet), который, будучи молодым студентом, проехал в 1903 году по
только что построенной Транссибирской магистрали. В период своей
деятельности в отделе информации сухопутных войск во время Первой мировой
войны он имел возможность объездить Россию и смог после заключения
Брест-Литовского мирного договора собирать в качестве первого немецкого
журналиста и пресс-атташе посольства материал о свершающейся революции прямо
на месте. Паке выступает в книге в качестве главной фигуры, вокруг которой
группируются те, кто занимался проблемой России, или Советского Союза, на
ниве политики, публицистики, литературы и науки. В книге представлены те,
кто говорит об интеллектуально-литературном сближении с Россией, даже во
время Первой мировой войны и большевистской революции, кто, как Томас Манн
(Thomas Mann), видел в духовном родстве России и Германии основу для будущей
союзнической политики.

Но мы встречаем в годы Первой и Второй мировых войн также сторонников иной
стратегии, исходивших из учета многонациональной структуры восточного соседа
с его потенциальными национальными проблемами. Наиболее активными были
сторонники размягчения западного фланга России с помощью территориального
отторжения окраинных государств, которые должны были появиться, превращения
их в стране в представителей прибалтийских немцев. Ведущее место среди них
занимали публицист, первый заведующий кафедрой восточноевропейской истории и
протеже кайзера Теодор Шиман (Theodor Schiemann), работающий в Тюбингене
историк и автор бестселлеров Йоханнес Галлер (Johannes Haller) и Альфред
Розенберг (Alfred Rosenberg), обладавший непосредственным политическим
влиянием. Он познакомил Гитлера (Hitler) с ходившими по России Протоколами
сионских мудрецов, о которых говорит Кенен, содержавшими конкретные планы
заговора мирового еврейства по свержению царизма как начала мировой
революции. Гитлер сделал из них вывод о схожести еврейства и большевизма и
придерживался этого убеждения, когда издавал так называемый приказ о
комиссарах, хотя Швейцарский суд уже давно разоблачил Протоколы как
фальшивку царской охранки.

Внутри НСДАП недостатка в русофильски настроенных приверженцах партии и в
концептуальных противоречиях в политике в отношении России недостатка не
было. Кенен вспоминает о прежних идеях крестового похода против большевизма
с целью восстановления как всегда отличающейся своей особенностью
буржуазной, способной быть союзником России с целью совместной борьбы против
упоминавшегося еврейского мирового капитала и в качестве оплота против
еврейства как синонима для западных демократий, особенно для Соединенных
Штатов Америки.

Запад - это лозунг, дающий нам вариант объяснения немецкого культурного и
политического обращения Кенена к России. Автор понимает германский комплекс
в отношении России как выражение бесполезного антагонизма, связанного с
привязкой Германии к Западу и ее американизацией. Естественность русских
людей, культурное многообразие народов российской империи, необъяснимость
страны, страстная вера православных, мистическое и отсталость, с одной
стороны, и способность к революционному порыву и перелому, в том числе, и
именно в искусстве, дали надежду: ex oriente lux. В политическом плане это
корреспондировалось с точкой зрения, что Германия могла реализовать свои
запоздалые претензии на участие в формировании мировой политики только с
позиций европейской гегемонии. Для этого было необходимо территориальное
объединение с востоком или сотрудничество с Россией, когда необходимо, то и
за ее счет, что благодаря провалившейся гитлеровской политике жизненного
пространства ускорило интеграцию с Западом в культурной, экономической и
политической областях. Веймарская республика договором в Рапалло и тайным
германо-советским оснащением вооружениями пыталась якобы защититься от
'мирного захвата' (Версальский и последующие договоры). В сопротивлении
атлантическим связям Федеративной Республики и в выступлениях в пользу
предложенного Сталиным воссоединения Германии на принципах нейтралитета
(Мартин Нимеллер/Martin Niemоеller, Густав Хайнеман/Gustav Heinemann, Йозеф
Вирт/Joseph Wirth) Кенен видит для немцев последнюю возможность не быть
поглощенными Западом. Книга показывает с политической точки зрения тех
политиков, кто пытался понять Россию сердцем. При этом книгу можно
рекомендовать как взыскательное, предполагающее определенные исторические и
литературные знания чтение, убедительность которого каждый читатель должен
испытать на себе.

02. November 2005 Gerd Koenen: Der Ru?land-Komplex. Die Deutschen und der
Osten 1900-1945. Verlag C. H. Beck, Munchen 2005. 528 Seiten, 29,90 [Euro].




: Владимир Синица, ИноСМИ.Ru