От C.КАРА-МУРЗА Ответить на сообщение
К Сергей Вадов
Дата 27.10.2005 10:37:48 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Романтические фантазии

Не очень-то приятно обсуждать близких, но чувствую обязанность внести уточнения. Мой отец, ГСКМ, разведчиком не был. Около них, правда, пришлось тереться в 30-е годы, т.к. он работал с китайцами (в Москве был китайский университет, где училась интеллектуальная верхушка КПК), около них вился целый рой шпионов из Коминтерна. За это «трение» отец поплатился – в 1935 г. исключили из партии и до 1939 г. нигде не работал (точнее, не зарабатывал). Но за 30-е годы подготовил в рукописи многотомный труд по социальной, политической, культурной и военной истории Китая. Перед войной из него были сделаны и изданы на стеклографе три разных курса лекций – для истфака, для Дипакадемии и для военных. В 1943 г. началась подготовка к войне с Японией на территории Китая, и он форсированно работал, готовя «учебники» для разведки, армии и политсоветников, а также читал лекции офицерам всех этих служб. Работали тогда не так, как сейчас (я читал в бумагах его рабочий план на 1940 г. – надо было написать и подготовить к изданию текстов на 40 а.л., то есть 1000 страниц). Из чтения его планов и текстов я убедился, что «природа на детях отдыхает», что и служит для меня оправданием.
22 августа 1945 г. он летел в составе делегации на церемонию отречения китайского императора Пу-и. Как-то я случайно встретился с одним писателем, который должен был лететь вместе с ним, но забыл валенки, его отправили домой и он полетел другим самолетом. После 1945 г. у нас из дома на грузовике вывезли библиотеку отца и его рукописи. Правда, много и осталось, и все эти записки читал Тамерлан Айзатуллин. Кое-что рассказывал мне. Если в Читу приезжала и копалась в личных вещах какая-то Сарра или что-то в этом роде, то, скорее всего, в поисках черновиков. Ко мне тоже время от времени подкатывались с такими попытками, вплоть до 1986 г. Привыкнув к естественным наукам, я долго не мог поверить, что люди из научной среды так охотятся за сырыми текстами. Из архива им почему-то не дают. Наверное, из-за пугающей настырности.
Тексты, на мой взгляд, ценные, пусть простит меня Фриц за такой отсталый взгляд. Я читал лекции ГСКМ на стеклографе и «Три народных принципа» Сунь Ятсена с обильными комментариями – перевод отца 1928 г. Это – обществоведение без евроцентризма. Наверное, на мое подсознание подействовало. Кроме того, прочитав социальную историю Китая, написанную «без дураков» для разведки и военных, принимать всерьез пятичленку истмата было уже невозможно. Кстати, какие-то из этих лекций прочитал Кожинов и поэтому, услышав обо мне в 1991 г., меня нашел, и мы подружились. Он мне пробил дорогу в «Правду», а потом и в издательство.
Также когда-то интересен был побочный труд ГСКМ – «Опыт агитации среди войск противника» (1943). Интересен тем, что там многое почерпнуто из опыта Китайской красной армии, и также и опыта американцев в агитации среди японцев. Конечно, работа срочная, наспех, но, как мне говорили, была очень полезной.
Думаю, если бы после войны весь труд о Китае был бы доделан и издан в разных жанрах, он бы задал совсем другой стандарт обществоведения, и оно могло бы свернуть с пути Келле-Ковальзона.