От Редакция альманаха Ответить на сообщение
К Редакция альманаха
Дата 29.12.2004 17:03:21 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Специальный номер N 12(24) - к 100 ЛЕТИЮ первой Русской Революции

http://www.situation.ru/app/j_jn_27.htm

Специальный Выпуск: N 12(24), декабрь 2004г
Философия практики, революция и история

100 ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ


У твоего порога
http://www.situation.ru/app/j_art_718.htm
Русская революция - тенденция к фундаментализации
В.Д. Жукоцкий
Формула «Примирения и Согласия» вполне подходит и для даты русской революции. Но не в качестве названия этого великого Праздника русского народа, а в качестве его философемы. Это невольное напоминание сильным мира сего о том, что лучше «не доводить народ до греха», а значит, надо примириться с ЕГО праздником, не отменять праздник, а любить его, и уже одним только этим демонстрировать свое действительное Примирение и Согласие.

http://www.situation.ru/app/j_art_714.htm
Россия и Украина декабря-2004: пейзаж после битвы.
М.Малютин, Л.Ларуш
Сегодня результаты противостояния на Украине имеют серьезное значение не только для будущего самой Украины, но в значительной степени для России и ее взаимоотношений с «мировым сообществом"

http://www.situation.ru/app/j_art_722.htm
Движущая сила «оранжевой революции»в Украине
Ю.Соломатин
Как правило, называют две силы: первая – 5-я колонна из взращенных США и Европой грантожеров - коллаборационисты, вторая – народившийся в Украине СРЕДНИЙ КЛАСС, который «хотел перемен» во имя защиты своей идентичности, себя самого родного и любимого.

Политика
http://www.situation.ru/app/j_art_683.htm
Столкновения цивилизаций не существует
Ноам Хомски
До большевиcтской революции Россия представляла из себя почти государство "третьего мира". Конечно, этого термина во времена Кеннана еще не существовало, однако отношения России с Европой крайне напоминали отношения стран "третьего мира" с имперскими державами. Россия была очень бедным крестьянским обществом, в котором существовали островки богатства и развития. Безусловно, Россия также имела и высокоразвитую интеллектуальную элиту, самую продвинутую в Европе, однако таким же образом дела обстояли и в Латинской Америке. Подобное простить сложно, будь это Гаити или Россия, поэтому отношения между Западом и Россией и переросли в "холодную войну".

http://www.situation.ru/app/j_art_723.htm
Теория овеществления и пролетарское сознание
А. Н. Дмитриев
Философской концепции овеществления у Лукача соответствует теория классового сознания, которое раскрывает, “опосредует” и преодолевает овеществление. Примером такого конкретно-исторического развития “истинного” сознания пролетариата является для Лукача — в полемике с работой Розы Люксембург — опыт русского большевизма.
"Для левых (философов круга Лукача. - А. Д.) большевизм виделся во многом тождественным марксизму, его переводом в практическую плоскость. Себе же они отводили задачу теоретического осмысления этого опыта, последующего использования в своей деятельности результатов теоретического опыта пионеров социалистического преобразования" Почему это обоснование было отвергнуто самим коммунистическим движением?
http://www.situation.ru/app/j_art_724.htm
“Люксембургианство” и опыт большевизма. Лукач и Корш в 1923-24гг
А. Н. Дмитриев
Предлагаемая Бурдьё схема радикальной самообъективации идеолога и теоретика представляется для лукачевского типа интеллектуальной работы и слишком генерализованной, и академически нейтральной (отчасти это касается и спора неомарксизма с социологией знания)... Лукач считал совершенно искажающими приводимые Максом Вебером типологические параллели из истории для описания эволюции социализма. Между тем в марксистской теории 1920—1930-х гг. вариант такого социологического самоотстранения, возможный и без потери политической остроты и специфики, были реализован в трудах Антонио Грамши (заметки о партии в связи с Макиавелли и об органической интеллигенции в “Тюремных тетрадях”). Далеко не случайно, что сам Бурдьё, анализируя социологию политической жизни, особенно охотно и одобрительно цитирирует из марксистской литературы именно сочинения Грамши
http://www.situation.ru/app/j_art_683.htm
Коминтерн и леворадикальные теоретики
А. Н. Дмитриев
В написанном незадолго до смерти автобиографическом очерке “Gelebtes Denken” (“Пережитые мысли”, 1970-1971) он конспективно отметит последствия истории с “Тезисами Блюма” таким образом: “Двойной эффект: политически: сокрушительное поражение. Опасность исключения из К[оммунистической] П[артии]. Судьба Корша. Бессилие во время кризиса, вызванного фашизмом. С другой стороны: импульс к развитию теории на более высоком уровне и достижению ее большей эффективности... Я стремился сохранить свое (сильно измененное, более не прямо политическое, но, по сути, идеологическое) пространство деятельности”
Главы из монографии "Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа(1920-30е гг)"


Управление
http://www.situation.ru/app/j_art_690.htm
Социализм с кибернетическим лицом
Юрий Ревич
Можно легко показать на примере, чего не учел в своей чилийской модели Бир. Очень просто — он не учел пиночетовского переворота, когда цели функционирования системы поменялись и радикально. А кому, простите, нужно управление экономикой в масштабах страны, если оно заточено под правление конкретного… ну, пусть не человека, а конкретной идеологии? Не учел он и предсказуемую реакцию США на национализацию их предприятий, и недовольство СССР отклонениями Альенде от единственно верного учения. Можно еще много такого перечислить, и пусть в меня бросит камень тот, кто скажет, что все эти факторы — незначимые! Пожалуй, наоборот. Но вот вопрос: а можно ли их учесть, хотя бы в принципе? Ответьте сами.

http://www.situation.ru/app/j_art_611.htm
Израильский кибуц - модель альтернативного социализма?
Гельмут Брюггеман, Михаэль Вайдингер
Нас интересует скорее "модель кибуца", то есть типология, а не история. Главный аспект при этом - небольшие "коллективные" жизненные структуры. Таким структурам часто противопоставляется как другой полюс представление и опыт анонимного "общественного" стиля жизни в больших городах. Поскольку это противопоставление на многих уровнях и по многим проблемам (снова?) всплывает в политических и околополитических дискуссиях, прояснение связанных с этим вопросов становится одним из самых важных и интересных вызовов, с которыми сталкиваются силы "левой альтернативы".

http://www.situation.ru/app/j_art_721.htm
Как пишутся законы в революционное время
Ф.М. Бородкин
Все помнят, сколь примитивна до апрельской революции была технология создания закона. Аппаратчики Верховного Совета привлекали одних и тех же исследователей. Из Москвы — так удобнее. Те писали тексты, аппаратчики смотрели их, с чем-то, одним им известным, сравнивали, принимали решение — и все. Тексты могли быть грамотными и неграмотными, передовыми и менее передовыми. Но все шло по одной простой схеме. Взаимодействия с депутатами не предусматривалось. Законы писались в районе Старой площади. Сегодня ситуация не просто другая: нет ничего похожего. Как все происходило у нас? Это загадка, тайна. Процесс законотворчества, который я наблюдал, похож на коллективное создание стихотворения...Добавлю, что материальное обеспечение в Верховном Совете РСФСР — отвратительнее некуда. Комитет имеет всего три пишущих электрических машинки, два компьютера. Принтер плохой, чтобы вывести 70 страниц текста, нужно 6 часов. Я из Новосибирска привез свою портативную пишущую машинку.

http://www.situation.ru/app/j_art_687.htm
Методическое пособие вербовщика секты
Интернет
Oни рассматривают всех людей вне пределов своей группы и вообще все, что не вписывается в прокрустово ложе их доктрин и представлений, как объекты для подгонки (обтесывания и лепки) к их безжизненным и одномерным идеям. Вот замечательная фраза из этого боевого устава:
"Не все прислушаются, и мы, конечно, никого не собираемся заставлять. Однако, проявив находчивость, мы нередко можем обернуть какое-нибудь возражение, обрывающее разговор, в дальнейшую беседу".
В переводе на общечеловеческий язык это означает: "Мы не заставляем, мы манипулируем и дрессируем"

http://www.situation.ru/app/j_art_727.htm
Солженицын versus СССР в свете "полевого анализа” Бурдье
Солженицын, Д. Цыганков, Участники форума С.Г. Кара-Мурзы
"Я с удовольствием сейчас более подробно отвечу на этот, мне кажется, центральный вопрос. Об этой идеологии несколько наших русских авторов за рубежом высказались так. Один: “Именно идеологией в Союзе оправдывается всё, что делается." Второй: “У этой мёртвой идеологии мёртвая хватка." Третий: “В окостеневших формулах эта идеология держит всю жизнь." Четвёртый: “Да, идеология мертва, но она распространяет трупный яд."...
Мораль басни про Солжа - умел не только "математически точно" исчислять точки и время (он учитель математики), но и сам структурировать новые поля.


Экономика
http://www.situation.ru/app/j_art_700.htm
Тюремный тетради (V). Заметки по экономике
А.Грамши
Находятся ли в противоречии свобода и так называемый автоматизм? Автоматизм находится в противоречии с произволом, а не со свободой. Автоматизм есть групповая свобода, в противоположность индивидуалистическому произволу. Когда Рикардо говорил: "введя данные условия, мы будем иметь данные последствия в экономике", он отнюдь не превращал ни в "детерминистскую" саму политэкономию, ни в "натуралистическую" ее концепцию.

http://www.situation.ru/app/j_art_695.htm
Экономический детерминизм и его критика институционалистами
Р.М. Нуреев
Особую трудность представляет разграничение экономического и юридического аспектов отношений собственности, уяснение роли и места отношений собственности в системе производственных отношений. Подробнее см.: Шкредов В.П. "Экономика и право"

http://www.situation.ru/app/j_art_711.htm
http://www.situation.ru/app/j_art_710.htm
Экономика и право
В.П. Шкредов
"Вопрос о соотношении объективных производственных отношений и субъективно волевой экономической деятельности людей". Этой проблеме посвящена книга "Экономика и право", к которой данный вопрос едва ли не впервые подвергается обстоятельному исследованию. Оставаясь по преимуществу в области теории, автор вместе с тем выражает надежду, что "читатель сумеет увидеть в абстракциях отражение явлений современной действительности". В.П. Шкредов рассматривает зависимость волевых действий людей от производственных факторов. При этом он далек и от того, чтобы сводить первое ко второму, отрицать относительную самостоятельность юридическо-регламентирующей сферы.
Глава работы "Экономика и право" и рецензия на нее

http://www.situation.ru/app/j_art_716.htm
Социально-экономическое понятие собственности
В.П. Шкредов, В.И. Плохова
Вопрос о собственности как в теории, так и на практике всегда прямо или косвенно отражал интересы соответствующих классов.

http://www.situation.ru/app/j_art_717.htm
Теория и практика формирования отношений собственности
В.Д. Лоскутов
Господствующее положение того или иного класса в обществе определяется господством способа производства, в организации которого он играет ведущую роль. Помимо господствующего способа производства в каждом сообществе существуют и другие, менее значимые. Способы производства, рассматриваемые в совокупности с надстроечными, в том числе правовыми и идеологическими отношениями, называются укладом. Если ясно, что означают категории ''способ производства'' и ''уклад'', дальнейшее понять несложно. В каждом исторически конкретном сообществе существуют, как правило, несколько укладов.
Подборка статей по теме собственности

http://www.situation.ru/app/j_art_726.htm
Правовая база "разгосударствления" собственности никуда не годится
Независимая газета
Мы коснулись лишь юридических аспектов статуса государственной и муниципальной собственности в связи с проведением приватизации предприятий...
В самих этих актах ...содержатся целевые показатели объёмов приватизации для республик в составе РФ и обязательные задания по приватизации для республик в составе РФ и обязательные задания по приватизации для краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на 1992 год, а также целая серия временных положений типа инструкций о том , как конкретно следует проводить приватизацию. И как это ни может показаться странным на первый взгляд, эти акты считаются законными

http://www.situation.ru/app/j_art_732.htm
Труд и власть на предприятии в России
Виктор Букреев, Эмиль Рудык
Одна из главных причин бедственного положения подавляющего большинства российских предприятий, на наш взгляд, как правило, игнорируется либо недооценивается. Речь идет о сохранении, хотя и в новом обличье, авторитарной системы хозяйственной власти на производстве. Она основана на отчуждении работников (включая даже работников, участвующих в капитале своего предприятия) от участия в управлении производством. Такое положение дел особенно становится нетерпимым в современных условиях


Социальная философия
http://www.situation.ru/app/j_art_701.htm
Тюремные тетради (III). "Анти-Бухарин"
А.Грамши
Не рассмотрен фундаментальный пункт: как на основании базиса возникает историческое движение. А между тем проблема намечена в «Основных вопросах» Плеханова, и ее можно было бы развить. Это узловая из всех проблем, связанных с философией практики, и, не решив ее, нельзя решать другой, которой в «Очерке» посвящена целая глава, — о соотношении общества и «природы».
http://www.situation.ru/app/j_art_702.htm
Тюремные тетради (III) Анти- Бухарин (окончание)
А.Грамши
Философия практики изучает машину ... постольку, поскольку она является элементом материальных производительных сил, объектом собственности определенных социальных сил, поскольку эта собственность выражает общественные отношения, а эти последние свойственны определенному историческому периоду. Совокупность материальных производительных сил — наиболее стабильный элемент в процессе исторического развития, его можно каждый раз математически точно определить и измерить, он может быть ...критерием экспериментального порядка, подспорьем для воссоздания каркаса исторического становления. Изменчивость совокупности материальных производительных сил тоже измерима, и можно установить с определенной степенью точности, когда ее развитие переходит из количественной фазы в качественную. Совокупность материальных производительных сил является одновременно кристаллизацией всей прошлой истории и базой настоящей и будущей истории, документом и вместе с тем активной современной движущей силой. Но понятие активности этих сил не следует смешивать или пытаться сравнивать с активностью в физическом или метафизическом смысле.

http://www.situation.ru/app/j_art_684.htm
К постановке проблем исторического материализма
Н. Бухарин
В своей книге «Теория исторического материализма» я пытался не только повторить то, что было сказано и раньше, но, с одной стороны, дать некоторые другие формулировки того же самого, с другой - уточнить и развить положения теории исторического материализма, продвинуть дальше разработку его проблем

http://www.situation.ru/app/j_art_680.htm
Предисловие к публикации "Диалектики творчества" Батищева
В. Лекторский
Философ исследует явление плюрализма. Сегодня, когда многим из нас кажется, что именно плюрализм и есть достижение столь желанной для нас свободы от идеологического диктата, Генрих Степанович, изрядно претерпевший именно от этого диктата, показывает всю недостаточность и даже ущербность плюрализма. Знакомиться с этим анализом сегодня интересно и поучительно. Но для того, чтобы правильно понять рассуждения Г. С. Батищева следует иметь в виду, что он принципиально отличает плюрализм от полифонии
http://www.situation.ru/app/j_art_679.htm
Диалектика творчества (заключение)
Г.Батищев
Творчество в его подлинной сути, как созидательное призвание человека во Вселенной принципиально не своецентрично, не антропоцентрично. Это, конечно же, нимало не означает возврата вспять к какому-нибудь техно-центризму или иному веще-центризму. Это означает, что только в объективной диалектике человек находит высшие, бесконечные критерии и ориентиры для своего творчества, для выполнения им своего космического назначения. Вселенная есть нечто бесконечно более достойное, нежели безразличная сумма нейтральных объектов-вещей, нежели фон и кладовая средств-полезностей.

http://www.situation.ru/app/j_art_713.htm
http://www.situation.ru/app/j_art_734.htm
Проблемы формационного деления исторического процесса
Ю.М.Бородай, Участники форума С.Г. Кара-Мурзы
Если рассмотреть общинную форму как таковую, с точки зрения ее исходных социальных отношений, то она оказывается противоположной всем иным формам , основанным на эксплуатации чужого труда, на отчуждении продукта производимого традиционным способом в недрах покоренной общины (дань - примитивная форма эксплуатации); или на прямом принуждении индивида к деятельности, цель и способ которой диктуются "господином" (личное рабство и отчасти крепостничество); или на опосредствованно-экономическом принуждении к такого рода отчужденной деятельности (наемный труд). Исходя из этого, в своих последних рукописях Маркс выдвигает принцип разделения "первичной" и "вторичной" формации

http://www.situation.ru/app/j_art_708.htm
Фактор всемирности в науке об обществе
Г.В. Водолазов
В развитии этой темы ясно различимы два направления. Одно -его можно условно назвать абстрактно-теоретическим — состоит в определении места и значения понятия всемирности в системе категорий политической экономии капитализма. Другая линия, так сказать, конкретно-историческая, сводилась к выяснению конкретного содержания и “механизма” всемирности в тот или иной исторический период. Оба направления мысли берут исток в “Манифесте Коммунистической партии” и других работах этого периода. По обоим этим направлениям авторам “Манифеста” предстояло пройти большой путь теоретического творчества.
отрывки из работы "Диалектика и революция" (М. 1975)


История
http://www.situation.ru/app/j_art_685.htm
Гапон и Зубатов
Ф. Лурье
" Весь народ, рабочий и крестьяне, отданы на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, не только совершенно не заботящихся об интересах народа, но попирающих эти интересы. Чиновничье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их. Рабочие лишены возможности организоваться в союзы для защиты своих интересов. Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах?"
В статье - полный текст Петиции 9 января
К 100 летию Русской Революции

http://www.situation.ru/app/j_art_688.htm
Кровавое воскресенье
С.Тютюкин, В.Шелохаев
Текст петиции широко обсуждался на рабочих собраниях, причем в него вносили много дополнений и уточнений. В итоге этот яркий, выдержанный в духе церковной риторики документ представлял собой поразительную смесь смиренных просьб и почти ультимативных требований, адресованных правительству.
К 100 летию Русской Революции

http://www.situation.ru/app/j_art_689.htm
Стратегия и тактика большевиков и меньшевиков в революции
С.Тютюкин, В.Шелохаев
Греческий по своему происхождению термин "гегемония" пришел в политический словарь русских революционеров из военно-дипломатической сферы, где он употреблялся для обозначения доминирующей, ведущей роли той или иной державы в системе международных отношений...Ленинская постановка вопроса о гегемонии отличалась от плехановской гораздо большей четкостью и определенностью, акцентом на идее союза пролетариата и крестьянства при политической изоляции либеральной буржуазии, указанием на необходимость систематической и активной идейно-организационной работы РСДРП в непролетарской среде. Иными словами Ленин видел в гегемонии пролетариата достаточно жесткое политическое, а по возможности и организационное руководство демократическим движением со стороны рабочего класса и революционной социал-демократии
К 100 летию Русской Революции

http://www.situation.ru/app/j_art_677.htm
Культ. Заметки о словах-символах в советской политической культуре
Л. Максименков
Каково прошлое словосочетания “культ личности”? Когда и откуда оно пришло в русский язык? Кто его крестные отцы и воспитатели, толкователи и цензоры? Какое содержание вкладывалось в него в разные "эпохи советского строя? Что за ним стояло, что подразумевалось?


Перспективы
http://www.situation.ru/app/j_art_707.htm
Потерянный разум
С.Г. Кара-Мурза
Таким образом, блок “красных и демократов” приобретает характер дееспособной политической силы, обладающей обоими необходимыми качествами – устойчивостью и динамичностью. Только такой блок может выработать проект «грамшианской революции» - революции в сознании, - без которой уже невозможно спасение. К такому блоку подтянется и основная масса «политичной» интеллигенции, которая сегодня по чисто житейским соображениям трется около «единой России». Предлагавшийся в начале 90-х годов блок “красных и белых” был ошибочной идеей.

http://www.situation.ru/app/j_art_730.htm
http://www.situation.ru/app/j_art_731.htm
Левые силы на пороге 21 века
Марта Харнекер
Некритическое применение ленинской модели привело к созданию в Латинской Америке мощных организаций, считавших себя носителями истины, функционировавших на военный манер, провозглашавших себя рабочими партиями, хотя часто большинство их кадров происходило из других слоев общества, которые провозглашали себя единственным авангардом со всеми вытекающими последствиями - сектантством, догматизмом, гегемонизмом и вертикализмом. Эта модель представляется окончательно устаревшей. Люди, готовые бороться за глубокие социальные изменения, все меньше желают состоять в подобных организациях.


http://www.situation.ru/app/j_art_728.htm
Единство теории и практики в марксизме-ленинизме
Pout
Теория представлет ценность, поскольку она является руководством к действию. Как ортодоксальный марксист, Ленин представлял себе общую схему развития - он знал алгебру революции. Ему недоствавло лишь знания арифметики конкретных ситуаций и специфических действий, которые предпринимаются в каждой конкретной ситуации.
Теоретические формулы требовали конкретизации.
конспект советологических концепций(Бжезинский, Мейер и др.)


Pro et Contra
http://www.situation.ru/app/j_art_686.htm
Концепция Троцкого и "особенности исторического развития России"
М.Н. Покровский
И вот - вышла книжка Троцкого "1905", где студенты увидали написанным черным по белому, что в России абсолютизм существовал "наперекор общественному развитию", что он превратился у нас в "самодовлеющую организацию, стоящую над обществом"; что он возник вовсе не на основе раннего капитализма эпохи "первоначального накопления", а на "примитивной экономической основе" (которая дальше поясняется как "натуральное" хозяйство "самодовлеющего" характера), и для создания его русское государство "должно было обгонять развитие своих собственных экономических отношений".

http://www.situation.ru/app/j_art_660.htm
http://www.situation.ru/app/j_art_661.htm
Карл Поппер, Гегелевская диалектика и формальная логика
В.Садовский
Что такое диалектика?
К. Поппер
Метод, способствующий развитию человеческого мышления — и особенно философии, мы можем охарактеризовать как частный случай метода проб и ошибок. Видимо, люди чаще всего реагируют на проблему двояко: они либо выдвигают теорию и хранят верность ей как можно дольше (в случае ошибочности теории они порой даже предпочитают отречению смерть 1), либо борются против такой теории, если поняли ее слабость. Эта борьба идеологических установок — которая, несомненно, может быть разъяснена в терминах метода проб и ошибок — характерна для всего, что можно назвать развитием человеческого мышления.

http://www.situation.ru/app/j_art_685.htm
Критика статьи К.Поппера “О диалектике”
Alex~1, Д. Кропотов
По большому счету, Поппер прав в своем утверждении – из противоречивых высказываний следует все, что угодно. Разбор его “доказательств” был приведен только для демонстрации стиля мышления и логических способностей автора статьи о диалектике . Это полезно иметь в виду – вообще.


Память
http://www.situation.ru/app/j_art_704.htm
http://www.situation.ru/app/j_art_705.htm
Роза Люксембург
Оскар Негт
14 января 1919 года, за день до убийства Розы Люксембург офицерами рейха, в газете "Роте фане" появилась ее статья, озаглавленная "В Берлине царит порядок". Она заканчивалась так: "Руководство оказалось несостоятельным. Но оно может и должно быть создано снова массами и среди масс. Массы -- решающий фактор, это скала, на которой будет зиждиться окончательная победа революции. Массы оказались на высоте положения; они выковали из этого "поражения" звено той цепи исторических поражений, которые являются гордостью и силой международного социализма. И из этого "поражения" родится будущая победа. "В Берлине царит порядок!" Глупые полицейские палачи! Ваш "порядок" построен на песке. Уже завтра революция вновь поднимется ввысь и под фанфары заявит вашему террору: я буду!"
Глава из многотомной "Истории марксизма" , т. 2. Издательство "Эйнауди", Рим , 1979 (перевод - Прогресс,1981. ДСП. Рассылается по специальному списку)

http://www.situation.ru/app/j_art_719.htm
Парадоксы в истории марксизма в России
В.Ф.Пустарнаков
В XX век, век трех великих российских революций, Россия вошла, имея довольно длительную, но не глубокую традицию марксистской мысли. В.И.Ленин был слишком оптимистичен, когда писал, что Россия уже "выстрадала марксизм"... Не Г.В.Плеханов, а все-таки В.И.Ленин наиболее адекватно представлял и на международной арене, и в России ортодоксальный марксизм. Но в основном только в теории. Как только возникал вопрос о применении марксизма к оригинальным условиям России, так возникали и у Ленина возможности для фактической национализации, “русификации” марксизма, для появления в ленинской практической деятельности элементов субъективизма и волюнтаризма.

Культура
http://www.situation.ru/app/j_art_703.htm
Анализ идеологии как стратегия исследования СМИ и популярной культуры в современном неомарксизме
Ильдар Рисмухамедов
"Проект" культуральных исследований (КИ) объединял марксистски ориентированных английских исследователей, занятых в области изучения СМИ, популярной культуры, субкультур и повседневности... разработка проблемы идеологии, основанная на идеях структуралистского марксизма и концепции гегемонии Грамши, служила в 1970-1980-х годах стержнем деятельности ученых, которой был свойственен междисплинарный характер и коллективная организация "интеллектуального производства" . Замысел КИ возник в начале 1960-х годов в среде теоретиков английских "новых левых" (Э.Томпсон, Р.Вильямс, Р.Хоггарт), получил развитие в рамках неомарксистской проблематики идеологии. ""Проект" КИ - всегда эксплицитно выступал как интервенция в политическую жизнь, как вклад в разоблачение идеологии и освобождение от угнетения тех, кто подчинен ее репрессивной власти .

http://www.situation.ru/app/j_art_699.htm
Концепции идеологии Грамши и Альтюссера в современном неомарксизме
Ильдар Рисмухамедов
В рамках намеченного Грамши конкретно-исторического подхода к исследованию социальной организации гегемонии критическое понятие идеологии может служить средством анализа сложных системных взаимосвязей классового господства и неравенства, переплетенного с другими формами неравенства, смыслов и форм субъективности.

Антропология
http://www.situation.ru/app/j_art_720.htm
Гигантский лживый слух. Революционная толпа
Жорж Лефевр
Как простой человек (простые люди) "вступают в политику?" Одну из основных заслуг Томпсона Ревель видит в том, что за конвульсивными голодными бунтами он разглядел логику целой системы коллективных представлений и показал, как самые, казалось бы, стихийные и неконтролируемые коллективные действия творят, хотя и в чуждых нам сегодня формах, пространство политического и политический дискурс. И Лефевр, по убеждению Ревеля, в свое время не случайно избрал объектом своего исследования именно "великий страх": это позволило ему проследить, как на заре французской революции, в этот решающий момент "коллективного ученичества", на низовом и неприметном уровне, во множестве индивидуальных поступков и действий совершался переход от жестов к словам, от чувств к убеждениям, т.е. увидеть политику в процессе ее зарождения и становления.
реферат работ об "истории ментальностей"

http://www.situation.ru/app/j_art_560.htm
Теория потребностей у Маркса (Theory оf Needs)
Агнес Хеллер
Я заинтересовалась Марксом, потому что заинтересовалась радикальной политической и социальной теорией. Мой Маркс не был привязан к классовой теории. Мой Маркс был привязан, к теории потребностей и их удовлетворения
реферат работ и интервью с А.Хеллер

http://www.situation.ru/app/j_art_725.htm
Плебейская культура и моральная экономия
Э.П. Томпсон
Структуры власти и даже формы эксплуатации казались рабочему естественными, что не исключало, конечно, скрытого недовольства. Томпсон определяет это как "менталитет подчинения". Унижения, которые испытывал трудящийся, не исходили непосредственно от господ. Когда взвинчивались цены, народная ярость направлялась не на землевладельцев, а на торговцев и мельников. Джентри представлялся благодетелем. Присвоение труда бедняков осуществлялось через арендаторов, через торговцев. Самого хозяина рабочие видели редко, только тогда, когда они искали его покровительства и помощи. В этих случаях выход джентри был поистине театральным. Пудреный парик, пышная одежда, обдуманные патрицианские жесты и высокомерие в облике и речи - все было направлено на то, чтобы вызвать почтение у плебса. Был и "театр" властей ... Однако, действенное патерналистское господство требует не только светской, но и духовной власти, и здесь было самое слабое место системы.
реферат сборника "Aufsatze zur englischen Sozialgeschichte des 18. und 19. Jahrhunderts. "


Разное
http://www.situation.ru/app/j_art_705.htm
"Обналичка". История и теория
Б.Владимиров
Это слово не вполне точно характеризует тот экономический механизм, без которого невозможно представить работу любого российского предприятия. Как очень крупный, так и совсем мелкий предприниматель, может практически свободно снять наличные деньги с банковского счета, не потеряв ни копейки. Однако и тот и другой предпочитают отправить платежное поручение "на обналичку", заплатив несколько процентов за точно такие же деньги в банковских упаковках по тысяче купюр равного достоинства. Несмотря на кажущийся парадокс, новых русских нельзя упрекнуть в отсутствии прагматизма.


Черновики , архивы
http://www.situation.ru/app/j_art_681.htm
Рецензия на книгу Karl Korsch. Marxism und Philosophie (1923)
Адальберт Фогарази
Основная позиция Маркса и Энгельса заключается в утверждении, что сознание и действительность совпадают, что " и матерьяльные производственные отношения капиталистической эпохи становятся тем, что они есть, только в соединении с теми формами сознания, в которых она отражаются как в донаучном, так и в (буржуазно) научном сознании этой эпохи и без которых они не могли бы существовать - в действительности" . Буржуазные формы сознания могут быть преодолены только „при одновременном практически-предметном преобразовании тех матерьялышх производственных отношений, которые отразились в этих формах"

http://www.situation.ru/app/j_art_715.htm
"Письма Вере Засулич"
К.Маркс
"Необходимо, конечно, начать с того, чтобы привести общину в нормальное состояние на нынешней основе, потому что крестьянин повсюду является противником всяких крутых перемен".
"С другой стороны, одновременное существование западного производства, господствующего на мировом рынке, позволяет России ввести в общину все положительные достижения, добытые капиталистическим строем, не проходя сквозь его кавдинские ущелья".


----------------------------------