Эти записи никогда и нигде не публиковались ранее. Полностью опубликованы быть не могут -- у меня нет пока на это разрешения. Но небольшой своеобразный колладж из отрывков сделать я могу.
Это записи Коротича. В 1987-89 гг. Горбачёв, Яковлев, Лигачёв, Медведев и др. часто встречались с редакторами газет и журналов, давали им установки.
Вот что М.С. Горбачёв говорил 6 января 1988 года (Нумерация внизу моя, для простоты чтения -- Ю. Ч.):
1. Важный момент. Исторический разворот перестроечных процессов. Сейчас только начинаем понимать, что такое перестройка. (Здесь и далее выделено мной. -- Ю. Ч.) Это революция.
2. Четыре последние года свидетельствуют, что мы на социалистических позициях. Подбрасывают вопрос о политическом плюрализме и частной собственности. О том, что не раскроем потенциал социализма. Атакают партию, предложившую перестройку. Подобные взгляды в корне ошибочны, против интересов народа и против перестройки. Пусть меня стреляют, но с этого пути не сойдём.
Наш выбор и наш курс не даёт оснований для пессимизма и паники.
Надо идти вперёд твёрдо и уверенно.
Не утрачивать здравого смысла.
Мы идём черес труднейший переходный период. Остроту многих проблем мы понимаем только сегодня.
3. Неверно говорить о том, что перестройка не имеет программы. Мы её разработали до конца и в деталях. Но полной картины общества, к которому идём, у нас нет.
4. Шельмовать мы себя не позволим.
А по перехватам нас уже хоронят, губя наш авторитет. Все у нас хоронят начальство. А нам ведь нужен и аппарат... Роль партии, как генератора и гаранта незаменима. Ей не надо быть вне критики, но надо и беречь её, сегодня партия нам ещё нужнее.
5. Справа и слева нападки смыкаются; нас зовут либо к просвящённой монархии, либо к буржуазному строю. Всё это отрицает наш социалистический выбор.
6. Надо стоять на фактах и на научной базе. Хватит говорить о деструктивности перестройки.
7. Мы это неприменно проверим и послушаем. Но позже. Садитесь вы! Правьте! Думаете легко здесь?! Я не собираюсь уходить -- надо удержать перестройку и защитить её. Не подрывайте правительство! Я помню Новочеркасск -- там выметнулась преступная орава!
В тот же день Коротич делает пометку на полях блакнота: