Левый поворот и плюрализм российской интеллигенции
Уважаемые либералы лгут!
Сейчас дискуссии о «левом повороте» с легкой руки Ходорковского широко распространились в обществе. Переплетаются они и с гаданиями о возможности «цветной революции» в России.
Элита российской гуманитарной интеллигенции, заявляющая себя «либерально-демократической» (эвфемизм сторонников капитализма!), представители которой составляют персонал большинства СМИ, утверждает, что левый поворот – это поворот назад к большевистскому принципу «все отнять и поделить».
Но это – ложь! Причем ложь двухслойная. Во-первых, у большевиков такого принципа никогда не было. На этапе «военного коммунизма» была всеобщая национализация, а потом НЭП -- движение к кооперативному, рыночному социализму, который можно назвать «синтезным» социализмом (или конвергентном, по Сахарову), синтезирующим определенные принципы социализма и капитализма, способные лучше удовлетворять фундаментальные потребности человеческой природы. Марксистский социализм представлял собой, на мой взгляд, антитезис капитализму, нацеленный на полное разрушение всех основ предыдущего строя -- от частной собственности до демократии.
Во-вторых -- и это самое главное -- здесь и ложь через умолчание. Через умолчание о том, что в последние полвека в мире успешно развиваются ростки и даже целые анклавы «синтезного социализма», и что именно такое развитие и является сегодня содержанием левого направления, направления к посткапиталистическому обществу. Наиболее продвинутым из таких анклавов считается на Западе испанская федерация кооперативных предприятий «Мондрагон», представляющая собой уже минигосударство будущего. Характерно, что создавалась федерация под руководством священника Хосе Мари Аризмендарриеты, ничего общего не имевшего с марксизмом. Началась федерация (в 1956 году -- в год ХХ съезда КПСС!) с небольшого кооперативного техникума и маленькой полукустарной мастерской по ремонту бытовых электроприборов, в которой работало 25 человек, а в настоящее время она объединяет более 160 фирм, на которых занято более 68 тысяч работников. В 2003 году общий оборот фирм «Мондрагона» превысил 9 миллиардов евро, прибыль – 410 миллионов. Общая сумма активов федерации составила более 16 миллиардов евро. В Испании предприятия «Мондрагона» являются теперь лидерами в производстве бытовых электроприборов и станков и третьими по величине в Европе поставщиками запчастей для автомобилей. Предприятия федерации производят также робототехнику, автоматические линии для автозаводов «Форд» и «Рено», горные экскаваторы, спутниковые антенны, оборудование для переработки и упаковки сельхозпродукции, ветровые двигатели и многое другое. Специализированные фирмы федерации занимаются техническим консалтингом и программным обеспечением. Имеет «Мондрагон» большое число разнообразных технических училищ, четыре из которых университетского уровня, и научно-прикладной центр. Входят в федерацию и сельскохозяйственные товарищества, и сеть кооперативных супермаркетов — более 300 магазинов. Для своих работников федерация строит дома.
Работники предприятий федерации имеют самые высокие в Испании заработки. Плюс к тому все отчисления из прибыли на развитие и модернизацию производства разносятся по лицевым счетам работников пропорционально их трудовому вкладу, входят в их паи. С этих паев работники получают определенные проценты (не ниже средних банковских), а при уходе с работы или выходе на пенсию получают денежную стоимость своих паев. Суммы набегают очень большие, часто миллионные!
Управление предприятиями осуществляется сугубо демократическим образом: работники избирают менеджеров всех уровней, избираются, разумеется, и члены производственных советов – законодательно-контрольных органов. Выборы проходят на производственной основе, т.е. депутаты избираются коллективами производственных подразделений. Такая система выборов дает возможность коллективам избирать хорошо известных им людей и отзывать их в случае плохой работы. Часто применяются и референдумы по инициативе и «снизу», и «сверху».
Предприятия и учреждения «Мондрагона», как и все вообще предприятия, принадлежащие трудовым коллективам, отличаются высокой добросовестностью работников и отсутствием коррупции. Внутренняя демократия и жизненная заинтересованность работников в успешности их предприятий коррупции не допускают. За все годы существования федерации разорилось лишь три предприятия.
Но главное достижение Аризмендарриеты – особый механизм кооперативного кредита и создания новых предприятий. Благодаря ему создание предприятий федерации происходит без внешних частных инвестиций и соответственно без выпуска акций. Звучит как фантастика? Но это так. Внешних собственников нет у предприятий федерации, и вся прибыль становится собственностью работников-совладельцев. В «Мондрагоне», как и в большинстве других предприятий, принадлежащих работникам, реализуются два фундаментальных права свободных людей: право собственности каждого работника на продукт своего труда и право решающего голоса в управлении структурами, членом которых является работник-совладелец. (От предприятия до государства!) Право это реализуется выборами на производственной основе, возможностью отзывать депутатов и руководителей и проводить референдумы по любым вопросам в любых структурах.
Я опускаю здесь много важных деталей, которые невозможно описать в короткой статье*.
*Интересующихся подробностями отсылаю к своим статьям и книгам на эту тему. (Последняя из книг «Путешествие в будущее и обратно» имеется в продаже и выставлена на сайте: www.belotserkovsky.ru)
Но в целом, я думаю, читателю ясно, что представляет собой сегодня в мире левое направление. Другое дело, что в России пока еще нет организованных групп или партий упомянутого направления, но это не значит, что они не могут возникнуть во время пресловутого левого поворота или «цветной» революции. Те же партии и группы, которые сейчас считаются левыми, также, разумеется, не придерживаются «программы» Шарикова. Либералы, представляя «левый поворот» поворотом в прошлое, стремятся скрыть от россиян суть современного левого направления, возникшего на Западе и имеющего сторонников в России. Направление это можно считать и либерализмом 21 века, синтезом свободы и справедливости.
Модель «Мондрагона» и Россия
Перед тем как вкратце описать возможное применение этой модели к нынешней России, упомяну три самые главные цели, стоящие, на мой взгляд, перед страной, достижение которых может спасти ее от вымирания и развала.
Первое, это воссоздание обрабатывающей промышленности, второе -- внедрение демократии и третье – воссоздание морали в обществе, включая трудовую мораль.
Сейчас мораль в стране разрушена до такой степени, что никакие созидательные процессы уже невозможны. Представление здесь о степени разрушения дает сравнение. В России в год убивают 120 тысяч человек -- в 44 раза больше, чем во Франции и в 68 раз больше, чем в Германии. Уровень морали характеризуют и захватническая война в Чечне, и взрывы домов для ее развязывания, газовая атака в театре на Дубровке и освобождение заложников в Беслане с помощью огнеметов и орудий.
Россия, изуродованная сталинизмом-брежневизмом, изуродовала «под себя» и внедренный капитализм, а он уже окончательно превратил россиян в криминальный и быстро вымирающий народ, неспособный к солидарности для защиты своих интересов. Очень ярко высказал это недавно публицист Андрей Пионтковский: «Наше общество самое атомизированное в мире. Мы пыль на ветру,…». И прошу меня правильно понять, я отнюдь не уверен, что в России теперь возможно построение кооперативного социализма. (Как и чего-либо иного!) Но уверен, что он единственный дает шанс на спасение страны.
Воссоздание промышленности. Итак, первый ключевой шаг применения мондрагоновской модели в России – это создание региональных, кооперативных, инвестиционных фондов.
Поначалу главным инвестором этих фондов должно быть государство, которое, национализировав полностью природные ресурсы (если это не случится до того!), станет большую часть выручки от их экспорта вкладывать в упомянутые фонды, а последние начнут финансировать строительство промышленных предприятий, исходя из конъюнктуры рынка и с учетом экстренных потребностей общества.
Построенные предприятия – второй ключевой момент! – фонды должны будут продавать по себестоимости трудовым коллективам этих предприятий, которые смогут создаваться с помощью тех же фондов. От внешней конкуренции эти предприятия поначалу должны быть защищены таможенными тарифами. «Поначалу» -- до времени, когда предприятия окрепнут во внутренней конкуренции и начнут выпускать относительно дешевую и качественную продукцию. В условиях кооперативного строя таможенная защита может проводиться без ущерба для экономики.
Создаваемые кооперативные предприятия – еще один ключевой момент – должны будут становиться пайщиками инвестиционных фондов. Начнут ежегодно отчислять им определенный процент своих прибылей. (В «Мондрагоне» -- 12%) Взамен предприятия-пайщики смогут брать в фондах беспроцентные кредиты. Ну, и эти фонды будут продолжать финансировать строительство новых кооперативных предприятий для подрастающего поколения, вести расширенное воспроизводство.
Таким образом за 5 – 10 лет можно будет воссоздать в России промышленность в размерах, необходимых для обеспечения сносного благосостояния народа и ликвидации колониального характера экономики. Параллельно с воссозданием промышленности начнется восстановление науки, здравоохранения, образования и сельского хозяйства с помощью все тех же кооперативных фондов, а так же и государства.
При этом мелкий и средний частный бизнес в торговле, сервисе и на селе должен быть сохранен. Но начнут, конечно, возникать в этом секторе и конкурировать с частным бизнесом кооперативные заведения.
Необходимо тут отметить, что именно внедрение капитализма в России, разрушив обрабатывающую промышленность, расчистило площадку для строительства кооперативной промышленности. Нет худа без добра! Не надо будет национализировать частные промышленные предприятия (за их отсутствием) и передавать их во владение трудовым коллективам, что было бы большой головной болью для общества и властей.
О том, что модель «Мондрагоны» подходит для России, косвенно свидетельствует и то, что идея создания кооперативного строя, и в частности, идея механизма расширенного воспроизводства (для этого строя), родились почти одновременно в Испании и в России, соответственно у священника Х.М. Аризмендарриеты и автора этих строк.
Воссоздание демократии и морали. Либералы и верящие им люди, считают, что демократия, точнее, ее основы, заложенные при Горбачеве и раннем Ельцине, разрушены благодаря политике позднего Ельцина и Путина. И никто из них, либералов, как правило, не признает, что разрушена демократия по той простой причине, что большинство населения нищенствует и вымирает, и власть и деньги имущие боятся, как бы население не воспользовалась демократией против них. С развитием кооперативного строя начнет быстро исчезать нищета, и будет открыта дорога для воссоздания демократии. Начнет демократия воссоздаваться и по той причине, что она неотделима от кооперативного строя. Работники-совладельцы не допускают, чтобы их трудовые ячейки управлялись без их контроля.
И государственная демократия также будет опираться на трудовые коллективы и трудовые объединения «единоличников» (в том числе и предпринимателей!), которые будут выдвигать (избирать) своих представителей в законодательные органы власти и «вдвигать» их обратно (отзывать) в случае плохой или нечестной работы. Парламент «Мондрагоны» («Конгресс федерации»), как мы уже отмечали, избирается именно таким образом. Такая «распрямленная» демократия является надежной преградой и для коррупции.
Развитие демократии на всех уровнях приведет к постепенному восстановлению морали и нравственных норм в обществе. Нравственному оздоровлению будет способствовать и жизненная заинтересованность работников-совладельцев в добросовестном труде, честном отношении к обязанностям и собственности.
Избирательная система на производственной основе поможет сделать и еще один остро необходимый шаг – устранить нынешнюю элиту политиков и чиновников, которая и морально и интеллектуально деградировала до такой степени, что с ее помощью уже невозможно достичь каких-либо позитивных результатов при любом строе.
Вот в целом какую альтернативу скрывает от народа элита российской интеллигенции, заявляющая себя сторонницей плюрализма. Эти люди могут считать эту альтернативу порочной, утопичной, что угодно, но не имеют морального права скрывать ее существование и другим не давать о ней говорить.
Страх либералов
Еще в эмиграции, в 1984 году, когда я закончил свою очередную книгу о «синтезном» социализме, я важнейшие главы из нее принес в журнал «Страна и мир», издававшийся в Мюнхене Кронидом Любарским, известным диссидентом либерально-демократической ориентации. Любарский отказался их печатать и сгоряча откровенно объяснил причину: «Эти твои идеи опаснее марксизма-ленинизма!»
-- Опаснее для кого? – спросил присутствовавший в редакции эмигрант. Но Любарский ушел от ответа.
С 1990 по 1993 год в России функционировал Союз трудовых коллективов, представлявший почти всю тяжелую промышленность страны и выступавший за проведение приватизации в пользу трудовых коллективов. (Я был его советником.) Российская печать дружно молчала о его существовании, хотя Союз этот очень помог Ельцину в 1991 году одолеть путч КГЧП. После 1993 года газеты перестали печатать и мои статьи, в которых я упоминал о «синтезном» социализме, перестали меня приглашать и на телевидение.
Страх перед «разглашением» сведений о «синтезном» социализме со временем достиг крайних степеней. Умирает Папа Римский Иоанн Павел Второй, и в российских СМИ не появляется ни единого слова о том, что он был убежденным сторонником такого социализма.
«Человек труда -- писал Папа в 1982 году -- это не просто орудие производства, но и личность, имеющая в ходе всего производственного процесса приоритет перед вложенным в дело капиталом. Самим актом своего труда человек становится господином на своем рабочем месте, хозяином трудового процесса, хозяином продуктов своего труда и их распределения». Блестящая формулировка фундаментального принципа «синтезного» социализма!
В 1981 году, во время подготовки советских войск к вторжению в Польшу для подавления «Солидарности», развернувшей мощную борьбу за передачу предприятий и прикладной науки в собственность и управление трудовых коллективов, Папа на весь мир заявил, что если вторжение начнется, он немедленно приедет в Польшу, чтобы быть со своим народом. И вскоре на Папу было организованно покушение, которое сделало его инвалидом.
В 1988 году он предупредил общественность в странах соцлагеря: «Капитализм не должен служить образцом для стран Восточной Европы после падения там коммунистических режимов».
Но ни в одном из многочисленных материалов в российских СМИ, посвященных памяти Папы Войтылы, ничего не было сказано о его приверженности кооперативному социализму. В том числе и в передачах о нем по «Свободе».
Вскоре после этого широко отмечалась в России и годовщина создания «Солидарности», которая, к слову, выступала не только за рабочую собственность и самоуправление, но и за учреждение второй палаты Сейма – «Палаты самоуправления» – из представителей самоуправляющихся предприятий и учреждений, избираемых стало быть по производственному принципу. Глава польской католической церкви кардинал Вышинский определил тогда цель «Солидарности», как борьбу за становление «общества социалистического самоуправления».
Замечательно точно определил цель «Солидарности» и духовный отец нынешних правителей России тогдашний глава КГБ Юрий Андропов: «Нам глубоко чужда такая трактовка самоуправления, которая тянет к анархо-синдикализму, к раздроблению общества на независимые друг от друга, конкурирующие между собой корпорации, к демократии без дисциплины, к пониманию прав без обязанностей».
Это из интервью для Би-Би-Си. В СССР, для внутреннего пользования, Андропов, разумеется, ничего подобного не говорил.
13 декабря 1981 года Москва, чтобы не допустить построения в Польше общества «социалистического самоуправления», заставила президента, генерала Ярузельского ввести в Польше военное положение и арестовать всех активистов «Солидарности».
И вновь российские СМИ в дни недавнего юбилея «Солидарности» ни словом не обмолвились о главной цели ее борьбы. «Солидарность» одержала моральную победу над коммунизмом!» -- кричали российские либералы, не понимая (или прикидываясь), что российский «коммунизм» пресек тогда борьбу «Солидарности», как ранее (в 1968 году) и борьбу реформаторов Пражской весны, за построение «синтезного» социализма. Российские либералы вместе с «олигархами» должны были бы установить великий памятник Брежневу за его решительность. Не будь ее -- сегодня вся Восточная Европа и Россия наверняка жили бы при таком социализме.
Несовместимость России с капитализмом
Сейчас подавляющее большинство элитарных интеллектуалов продолжает верить, что страну можно спасти, не устраняя капиталистического строя. О несовместимости России с капитализмом они не хотят и думать. Хотя это, казалось бы, должно быть всем ясно после 15 лет функционирования оного в России. Везде в посткоммунистических странах с развитием капитализма укореняется демократия, а в России демократия разрушается! Уже по существу разрушена!
За 15 лет – срок колоссальный в наше время -- даже не начато воссоздание обрабатывающей промышленности, разрушенной в первые два года «буржуазной революции». И очевидно не будет начато никогда! Помешает сокрушительная конкуренция Запада – при капитализме от нее нельзя отгородиться – и разрушительное воздействие аморальности и идиотизма политической и деловой элиты. Не будет воссоздаваться и демократия: господствующие классы не допустят этого при нищенствующем народе.
В истории не известно случая, когда бы капитализм, развиваясь, ничего не создавал, только – разрушал, когда бы страна, находившаяся по средней продолжительности жизни во втором--третьем десятке, после имплантации капитализма скатилась бы на 117 место в мире! За год в результате этого население страны уменьшается примерно на миллион человек. (Скоро суммарная цифра «вымерших» достигнет величины жертв сталинского террора!) Особенно уникальна в России продолжительность жизни мужчин, не превышающая 57 лет, т.е. не достигающая пенсионного возраста женщин! Все это последствия имплантации капитализма в организм России и одновременно симптомы его несовместимости с данным организмом.
Ничего этого не хочет осознавать элита российской гуманитарной интеллигенции и продолжает твердить, что спасти страну «могут только демократические, либеральные силы», альтернативу коим якобы составляют лишь сторонники Шарикова с их рецептом «все отнять и поделить!» И в будущем, если произойдет чудо, и российское общество «воспрянет ото сна», все будет зависеть от того, найдется ли достаточное число сторонников «синтезного» социализма среди интеллигенции, чтобы развернуть пропаганду этого социализма. В противном случае пробуждение общества может закончиться лишь бессмысленным бунтом, кровью, хаосом или откровенно фашистской диктатурой.