От Кравченко П.Е. Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 02.10.2005 16:48:24 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

ОСТАВЬ НАДЕЖДУ, ВСЯК СЮДА ВХОДЯЩИЙ

http://politican.com.ua/web/1.php?rej=&idm=18384&idr1=1&idr2=0&idr3=0&kv_m2=0&kreg=&aleng=1
Где-то я это уже читал... Фамилия, правда другая...
23:09:2005

ОСТАВЬ НАДЕЖДУ, ВСЯК СЮДА ВХОДЯЩИЙ


Вузы ждет полное уничтожение целостной, универсальной и фундаментальной системы образования. И как следствие – деградация интеллекта.

В 1999 г. страны Европейского Союза договорились о создании единого образовательного пространства, и эта договоренность была зафиксирована в виде Болонской декларации, согласно которой к 2010 году вся Западная Европа должна иметь единую систему высшей школы. Болонское соглашение подписали 33 из 45 стран Европы.

По отношению к традициям фундаментального образования бывшей советской высшей школы слово «унификация» является пустым звуком, ибо ЕС ничего от нашей системы не берет, никакого синтеза систем не происходит. Украина обязуется отменить свою систему образования, путем принятия чужой. Вузы ждет полное уничтожение целостной, универсальной и фундаментальной системы образования. И как следствие – деградация интеллекта.

Большинство надеется, что это присоединение — очередная блажь руководства, и как-то удастся ее пересидеть, как сидели, во время набегов славяне в болотах, дыша через тростинку. Кто-то наверняка, пересидит, но многие утонут.

Более трех миллионов выпускников наших советских и потом уже национальных, сохранивших традиционную школу, вузов уехали и блестяще устроились на Западе. Тамошние работодатели не посмотрели на форму их бумажек, зато обратили на уровень их подготовки, который оказался на порядок выше, чем у своих же соплеменников в Германии, Франции, Бельгии, США, Англии, Швеции и пр. Сейчас ректоры средних европейских университетов добиваются у своих министерств квот… на контракты для доцентов и кандидатов наук из российских и украинских вузов и НИИ «второго эшелона».

И бродят наши «простые» кандидаты в джинсах по лужайкам европейских кампусов, обсуждают по-русски какие-то задачи, а все на них смотрят с тревогой и почтением.

С тревогой – чего эти славяне еще выдумают.

И с почтением, – потому что знают больше, умеют больше, и понимают тоже больше.

Через несколько лет после нашего «присоединения» к Болонской конвенции они уже там бродить не будут, наши бакалавры и магистры станут стандартным унифицированным товаром.

«Первокурсники академии связи первыми сделают шаг в Европу», — в Одесской Национальной академии связи им. Попова заявил начальник городского Управления образования Сергей Козицкий. Оказывается, с этого года студенты бу-дут учиться по схеме «Болонского процесса».

«Болонским процессом стали именовать движение, цель которого заключается в «гармонизации» систем высшего образования стран Европы», --- добавил он.

Это — неправда. Инициаторы этого процесса в Европе не ставили никакой другой задачи, кроме внедрения принципов удешевления и упрощения системы подготовки и для решения узко практических задач. «Болонский процесс» – это классическое советское ПТУ с хорошей подготовкой, а наше традиционное образование на два-три порядка выше. Сегодня этот процесс охватывает уже и университет и большинство других вузов нашего города, идет его массивное наступление на образовательную систему всей страны.

Поздравлять студентов с тем, что они станут в один ряд с «пэтэушниками» Европы, — не возбраняется. Но одновременно не мешало бы высказать им и соболезнование в связи с глубоким национальным невежеством чиновников, так озабоченных «будущим» наших детей.

Поражает тот факт, что огромное сообщество вузовских преподавателей апатично и покорно приняло к сведению этот замысел. Наша система высшего образования складывалась почти триста лет. Это — один из самых сложных и долгих продуктов отечественной культуры, но еще важнее тот факт, что это — и матрица, на которой наша культура воспроизводится. Сам уклад высшей школы, организация учебного и воспитательного процесса, сами учебные программы являются важнейшими факторами формирования сообщества специалистов с высшим образованием — интеллигенции.

Объяснения иных чиновников преимущества «Болонской системы» выглядят просто абсурдно. «Наши дипломы должны быть понятны западному работодателю». Это тому, кто приглашает нашего выпускника на тройной оклад?…

Не будем подозревать злые намерения у всех этих министров и бюрократов. Но объективно, внедрение системы означает лишение выпускников наших вузов тех серьезных конкурентных преимуществ на интеллектуальном европейском рынке, которые они пока что имеют. Втягивание нас в эту систему имеет смысл только как средство устранить одного из сильных конкурентов.

В советском вузе отношения преподавателей со студентами строились по принципу «учитель – ученик» и «мастер – подмастерье». Это были отношения с сильным личностным началом и интенсивными личными контактами — сродни отношениям в средневековом ремесленном цехе. «Болонская» же система рассматривает вуз как «фабрику», или как предприятие по предоставлению образовательных услуг. Она предполагает обязательный переход на обезличенные отношения преподаватель — студент по принципу купли-продажи услуг.

Нам много приходилось слышать попреков в адрес советской школы, которая была построена по такому типу, — за то, что она дает «бесполезное в реальной жизни знание» Эти попреки — часть общемировой кампании, направленной на сокращение числа детей, воспитываемых в лоне «университетской культуры».

В инструкции Министерства образования Франции сказано конкретно: «Учитель должен стараться отвлечь учащихся от систематического наблюдения».

Что к этому добавить, если более убийственной характеристики для этой школы нельзя придумать. И это – Франция – колыбель европейской культуры!

Социолог В. Глазычев пишет: «Всякий, кому доводилось читать лекции в западных школах, знает, как поднимаются волосы на голове от вопиющего невежества большинства тамошних студентов… Причина проста. Когда мои европейские коллеги узнавали, что, в моем кефирном заведении на одного-трех пятикурсников приходится один преподаватель, они в тоске заламывали руки: у них один преподаватель на тридцать-сорок душ, ибо, университету нужно исправно платящее за учебу студенческое месиво».

Это было обобщённое мнение профессорско-преподавательского состава нескольких Одесских ВУЗов, а студенты - первокурсники, пока ещё, ничего не поняли.

Остаётся надеяться на лучшее.
Интересно, что по этому поводу думают в Киевских учебных заведениях?


Александр Парковый