День добрый!
...
>3) Стереотип поведения является первичным производственным отношением. Как уже говорилось, стереотип поведения мы также должны рассматривать как самовоспроизводящийся процесс, включающий в себя как процесс опредмечивания стереотипа в процессе деятельности человека, управляемого оным стереотипом, так и процесс интериоризации стереотипа в сознание человека ( то, что Вы обозначили «Его программируют деды с бабками, друзья, опыт многих поколений предков через окружающую ребенка культурную среду.» )
Стереотип поведения не отражает ни технико-технологическую, ни организационно-экономическую, ни социально-экономическую компоненту, чтобы быть производственным отношением, а только служить метафорой для их обозначения. И то с известной натяжкой, поскольку любые социальные отношения имеют как субъектную, так и объектную стороны. Социальное пространство вообще структурируется объективно существующими социальными отношениями и субъективно социальными смыслами (символической разметкой социального пространства). Люди, понимаемые как агенты социального процесса, производят практики и через них влияют на изменение социальной структуры. В частности, для стабилизации режима функционирования структур вырабатываются определенные формы реагирования. Стереотипы позволяет агенту шаблонно (стандартизовано, схематизировано ориентируясь в социальном пространстве) соответствующе реагировать на события и ситуации, они структурируют практики агентов, их восприятия, представления, оценки и формируют матрицу общения, поведения и деятельности,т.е. те коллективные схемы, которые навязывают некий стандарт единообразия. С одной стороны, практики структурированы объективно, т.е. условиями проживания, социальным положением и происхождением,"ландшафтом", если хотите, а с другой - субъективно, ценностным миром, стереотипами, имиджем, предпочтениями и прочими атрибутами символического. В конечном счете, символическая разметка социального пространства превращается в пространство стилей (стереотипов). Оно определяет общепринятые предрассудки, стереотипы массового сознания, артикулируется языком, ко-торый имеет свою логику и в то же время выступает коллективным продуктом, формируется традициями, обычаями и общими механизмами воспроизводства социальных практики. Все это принято называть все это культурой, но здесь нужен совсем другой язык описания, раскрывающий социо-культурные процессы и механизмы производства/воспроизводства социальных практик.
За сим мое почтение, Микола