http://www.strana.ru/stories/01/08/27/2786/256947.html
...
Как можно погрузить ученика в историю, чтобы он понял то, о чем мы говорим в вузе, если он ничего не читает? Те 5-7 процентов, о которых я говорила - это все-таки дети, которые чем-то интересуются, дополнительную литературу читают. Я их называю их «отличниками», но на самом деле они «троечники», потому что никто их не учит систематическому знанию. Причем это вообще не задача истории, это задача математики, логики, структурного языка. Вот кто мозги выстраивает! Эти предметы еще в более худшем состоянии, наверно, чем история. Поэтому человек, который не умеет осмыслить свои 17 лет жизни, просто логически выстроить и понять, почему он именно такой, а не другой, как он может выстроить историю человечества? А даты вызубрить - это же бессмысленно.
...
На свете есть много всяких книг, но, во-первых, надо сделать так, чтобы ребенок захотел их читать; во-вторых, надо, чтобы кто-то растолковывал то, что там написано, потому что многое из того, что написано в книгах, современный ребенок просто не представляет. Например, он не представляет, как сейчас-то люди живут, а как раньше люди жили, ему надо уметь объяснять так, чтобы погрузить его в историю.
...
В школьных учебниках, например, про коллективизацию написано всего-навсего полстраницы. Современные дети не знают, что такое трактор и не представляют, как колхозник работает, много они выучат про эту коллективизацию? Большинство школьных учебников хороши тем, что они написаны с более-менее разумных позиций. Но методически они все выстраиваются по какой-то модели, которую считает правильной академия педнаук, совершенно не понимая состояния современной молодежи. Они аморфные, они не умеют работать. Я много занимаюсь с абитуриентами, у меня 50 человек группа. Из них, может быть, только человек 8 работать обучены. Остальные даже не могут на лекции высидеть! Они не злые. Современные дети ласковые, добрые, но очень инфантильные. Я давно поняла, что только к третьему курсу некоторые из них, наконец, начинают понимать, кем хотят быть. А большинство вообще не знает, чего хочет.
...
Когда дети приходят сдавать экзамены в вуз, то им очень трудно: они готовились по одному учебнику, а тесты (к сожалению, мы переходим на тесты, это еще одна галочка, для того чтобы дебилизация нации произошла поскорее) выстраиваются по конкретным учебникам, рекомендованным Минвузом