От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.08.2005 22:25:04 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

(!!!!!!!!!!!!!!!!) В. Вучик: "Каждая новостройка грозит Москве транспортным кризисом" (*+)


----------------------------------------------------------------------------
----
"КАЖДАЯ НОВОСТРОЙКА ГРОЗИТ МОСКВЕ ТРАНСПОРТНЫМ КРИЗИСОМ"

[ 15:30 03.08.05 ]



http://www.izvestia.ru/capital2/article2447605

В Москву впервые приехал знаменитый транспортный эксперт, американский
профессор Вукан Вучик. За 4 дня он успел постоять в московских пробках,
потолкаться в столичном метро и даже прокатиться на монорельсе. Последнее
путешествие "потрясло" его больше всего. О том, что еще удивило
американского профессора в Москве и как, по его мнению, надо решать проблему
пробок в столице, Вукан Вучик рассказал корреспонденту "Известий" Анатолию
Гусеву. Сразу оговоримся, что профессор дает оценки как теоретик, не
вдаваясь в проблемы особой психологии столичных водителей.

известия: Вы находитесь в Москве 4 дня, какие транспортные проблемы
бросились в глаза в первую очередь?

Вукан Вучик: Самую главную проблему Москвы я называю "порочным кругом
городского транспорта". Люди покупают личный автомобиль и отказываются от
общественного транспорта. При этом весь поток легковых машин стремится в
центр города. Из-за отсутствия экономического регулирования потоков
автотранспорта автомобилисты не видят практической выгоды пересаживаться на
общественный транспорт. В результате в пробках стоят и те, и другие.

известия: И как выйти из этого круга?

Вучик: Поездка на личном автомобиле должна стать намного дороже, чем на
общественном транспорте. Например, в Лондоне и Осло с автомобилистов взимают
плату за въезд в центр, а собранные средства пускают на модернизацию
транспортных систем. Рим вообще поделен на зоны, пропуска на въезд в которые
выдает полиция. Попасть в самый центр города могут только те, кто там живет
или работает. Америка пошла по другому пути - в Нью-Йорке установили очень
высокую плату за парковку в центре города. На окраинах она значительно
дешевле. Кроме того, цена за стоянку зависит и от времени. Так, час парковки
может стоить 8 долларов, а весь день - 10. Таким образом мы отучаем автовлад
ельцев ездить в центр на короткое время. Но к каждому городу нужен свой
подход.

известия: Что именно необходимо Москве?

Вучик: С моей точки зрения, Москве нужно одновременно развивать сеть
городских парковок и улучшать общественный транспорт. К примеру, в Перу и
Сан-Паулу для городского транспорта выделены специальные полосы. Автомобили
не могут туда заезжать. А маршруты городского транспорта надо совмещать с
уже существующими парковками, которые должны быть комфортными и большими.
Тогда водитель оставит машину и пересядет на автобус.

известия: Сейчас в Москве строится много новых дорог. Это поможет нам
избавиться от пробок.

Вучик: Конечно нет. Америка уже прошла этот путь. В Лос-Анджелесе много лет
строят многокилометровые хайвэи. Но чем больше дорог мы строим, тем больше
проблем получаем. Новые дороги намного шире старых, и пробки все равно
образуются. В Бостоне недавно закончилась реализация программы "Биг Дип".
Практически все дороги города загнали в тоннели, а наверху построили
парковки. Ездить стало легче, но на программу потратили $14 миллиардов, а
через несколько лет мы опять получим транспортный кризис.

известия: Мы тоже построили Лефортовский тоннель.

Вучик: С инженерной точки зрения - это бессмысленное сооружение. Потратив
огромные деньги, вы построили себе большую пробку. На поверхности перед
тоннелем 4 полосы движения, а внутри - 3. Создается эффект бутылочного
горлышка.

известия: На выезде из спальных районов в Москве тоже образуются огромные
пробки. Как с этим бороться?

Вучик: Это вопрос проектирования. Сначала надо проектировать дороги и метро,
а потом возводить вокруг них жилые кварталы. У вас все наоборот. Сейчас
каждая новостройка грозит Москве транспортным кризисом. Вы начали строить
небоскребы, но не подумали, как к ним будут подъезжать. Кроме того, в
Генплане Москвы почему-то отсутствуют федеральные трассы. Любой город с
населением более 50 тысяч должен иметь транспортную систему, интегрированную
в транспортную систему всей страны. Проектирование столичных и областных
дорог должно происходить одновременно, тогда людям будет удобно жить за
городом, а центр столицы разгрузится от пробок.

известия: Дорожное движение в Москве построено по кольцевому принципу. Кроме
того, сейчас власти переводят на одностороннее движение ряд улиц в центре
города, а уже несколько лет рассматривается вопрос организации
одностороннего движения на Садовом кольце. По вашему мнению, это правильно?

Вучик: Кольцевой принцип строительства дорог изначально ошибочен. Прямые
магистрали позволяют транспорту ездить быстрее, а властям регулировать
плотность потока за счет увеличения или снижения скорости. Но в Москве
менять принцип дорожного строительства уже поздно. Что касается
одностороннего движения на Садовом кольце, то это глупость. Делать
односторонними небольшие улицы можно, но только если у них есть дублеры в
другую сторону. В Америке улицы наоборот переводят сейчас на двухстороннее
движение.

известия: Вы были в московском метро? Как ощущения?

Вучик: Метро спасает ваш город, но у него есть свои проблемы. Станции
московской подземки расположены слишком далеко друг от друга. В большинстве
случаев людям все равно приходится пользоваться наземным транспортом. Любому
крупному мегаполису необходимо развивать современные виды транспорта, такие,
как легкое метро и скоростной трамвай. Во всем мире эти виды транспорта
конкурируют с легковыми автомобилями. Их линии прокладывают через самый
центр города и подводят к городским паркам. С учетом высоких цен на парковку
и загруженность центра города даже самый обеспеченный человек предпочитает
пересесть на метро. Получается комфортнее и быстрее. К примеру, в Вашингтоне
метро развивает скорость до 130 километров в час.

известия: У нас есть даже монорельсовая дорога...

Вучик: Я там был. Это транспортная система будущего, но сейчас она
используется больше в политических целях. Строительство монорельса в Москве
было бессмысленно. Поезда ездят с интервалом в 30 минут, поездка стоит 50
рублей, а маршрут проложен в абсолютно не нужном месте. Не понятно, зачем
его построили и зачем в это строительство вложили столько денег.

Справка "Известий"

Вукан Вукич родился в 1935 году в Белграде. В 1963 году иммигрировал в
Германию, откуда перебрался в США. В 1966 году Вукан получил докторскую
степень в Калифорнийском университете Беркли. Профессор Вучик является
основателем и руководителем инженерно-транспортного департамента
Пенсильванского университета Филадельфии. А также консультантом министерства
транспорта США и советником по развитию Белграда и Филадельфии. Он читал
лекции о транспорте в 72 университетах мира, работал в Германии, Перу,
Австралии и большинстве стран Европы. Пишет книги. Последний его труд о
развитии транспортных систем мира вышел в этом году.

Перекресток "мечта гаишника"

Американский эксперт Вукан Вучик, к сожалению, мало ездил по Москве. И не
побывал в самом центре столицы - на пересечении улиц Кузнецкий Мост и
Рождественка, где на всех 4 отходящих от перекрестка дорогах висит знак
"кирпич". Найти логику в организации такой транспортной развязки не смог бы
даже он.

Попасть на пересечение улиц Кузнецкий Мост и Рождественка гораздо проще, чем
оттуда выбраться. Повернув мимо знаменитого здания на Лубянской площади
направо, мне ничего не оставалось, как двигаться по Большой Лубянской улице
в сторону Бульварного кольца. На пересечении с Большим Кисельным переулком
наконец появилась вожделенная "стрелка", позволяющая свернуть налево.
Проехав по переулку, я попал на улицу Рождественка. Так как после перевода
ряда центральных улиц на одностороннее движение ехать там разрешено только
прямо, то уже через 150 метров я уперся в перекресток, разделяющий улицы
Кузнецкий Мост и Рождественка. Впереди красовался огромный знак "проезд
запрещен". Понимая, что пятиться назад, словно каракатица, запрещают правила
дорожного движения, я выехал на центр перекрестка и попробовал повернуть
направо. Но там тоже висел "кирпич". Точно такой же знак оказался и слева от
меня. Окончательно запутавшись, я развернулся на перекрестке и попытался
вернуться обратно. Но мой путь опять преградил запрещающий знак. Пока я
маневрировал между четырьмя дорогами, на этот же пяточек выехали еще три
машины. Оказавшись в таком же глупом положении, машины выстроились в линию и
стали ждать, пока кто-то из нас первым рискнет нарушить правила. Особенный
риск такому решению придавали несколько гаишников, с интересом наблюдавших
за нашими маневрами с разных концов перекрестка. Чтобы не искушать их
терпение, пришлось включить "аварийку". Машины на перекрестке все прибывали.
Первым не выдержал водитель BMW. Нажав на газ, он резко повернул вправо и на
полной скорости проскочил мимо милиционера. Остальные машины последовали его
примеру и разъехались в разные стороны. Милиционеры с доброй улыбкой
смотрели им вслед.

- Конечно, глупость повесили, - признался "Известиям" один из постовых. - Но
место ничего. Когда совсем с деньгами плохо, всегда можно сюда приехать.
Много брать совесть не позволяет, но из-за 50- 100 рублей обычно никто не
спорит.




 Анатолий ГУСЕВ