От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Дм. Ниткин
Дата 08.06.2005 03:54:25 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Либерализм; Версия для печати

Re: " Партия крупного капитала " - инерция риторики.

При этом вспомним, что возникновение капитала в России происходило по нескольким каналам. Какая-то часть капитала возникла путем приватизации в пользу вчерашних начальников. А какая-то возникла в качестве продолжения комсомольского и кооперативного бизнеса конца 80-х. Между ними сразу возникла война за передел собственности. Комсомольцы оказались гораздо более хваткими, чем их коллеги от директорских столов.
И позиционирование СПС как партии крупного капитала вообще говоря отражало реальность в том смысле, что ее политические требования работали как раз на максимальное развязывание свободы рук крупному неприватизационному капиталу. Политические и экономические планы правых должны были расширить зону захвата того, на что олигархический капитал претендовал, но что ввиду государственной позиции не давалось в руки. Это относилось к тому времени, когда он эффективно наступал, перехватывал очередные, все большие куски собственности, планировал все более крупные проекты. Которым мешали какие-то государственные ограничения на покупки, на постройки, квотирование и лицензирование. Тот же Ходорковский реально продвигался к перспективе построения нефтепровода на Мурманск и нефтепровода на Китай. Мешало государственное ограничение - недопущение создания частных магистральных трубовопроводов.

СПС перестала быть партией крупного капитала на наших глазах буквально в последние годы - при Путине. Который окоротил олигархический капитал. И тогда идеология СПС просто повисла в воздухе. Не оказалось тех, кто рассматривал бы ее в качестве чего-то реалистичного. После Березовского и Гусинского, вынужденных отправиться в бега, после того, как Потанин по сути стал юридической формой установления фактического государственного контроля за деятельностью "Норникеля", когда перед государством преклонил голову Кузык... Только тогда крупный капитал перестал финасировать СПС, только тогда слово СПС стало терять свое магическое значение для крупного бизнеса. В начале 2003 года крупный капитал и СПС еще действовали рука об руку. Представитель Дерипаски предлагал интелектуалам и политикам 2 млн. долларов за разработку и продвижение проекта законодательства, которое бы привело к повышению капитализации российских предприятий. Они имеют крайне заниженную против реальной стоимость, а соответственно - под этот формально небольшой капитал идут и слишком незначительные инвестиции, да и при продаже Запад ни за что по своим меркам покупал то, что, вообще говоря, выдавало серьезный процент мировой продукции. Сколько-нибудь серьезных денег на модернизацию и развитие - и перспективы олигархов дух захватывали...

Изменение баланса сил в пользу государства сделало СПС маргинальной партией. От платформы СПС сталась в качестве более-менее реальной только демократическая платформа, импонирующая интеллигенции. А крупный капитал отказался от попыток бодаться с властью за журавля в небе, решив остаться при синице в руке и при своей рубашке, которая ближе к телу.

СПС осталась партией демонтажа практически всех патерналистских государственных функций при том, что бизнес на всех уровнях признался в собственной неспособности тягаться с государством даже ради собственных, казалось бы, интересов.

Сейчас СПС - политический труп. То, что СПС партия крупного капитала, - является просто инерцией риторики, еще совсем недавно вполне адекватно отражавшей реальность.