От Дмитрий Кропотов Ответить на сообщение
К Дм. Ниткин Ответить по почте
Дата 07.07.2005 09:54:05 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Либерализм; Версия для печати

Первичная и вторичная эксплуатации

Привет!

ЭКсплуатация, как я уже говорил, понятие многозначное. В политэкономии различают первичную эксплуатацию - происходящуюю в процессе производства и заключающуюся в том, что в рамках первичного распределения (распределения в процессе производства) работник отчуждается от продукта своего труда, и вторичную - которая может осуществляться другими методами - вторичным распределением или _перераспределением_ - в частности, военным грабежом, данничеством, налогами и т.д.
Здесь не рассматриваются не действующие в рамках всего социально-экономического организма вырожденные случаи - грабеж как уголовное преступление, обман, мошенничество, вспомоществование инвалидам и т.д. и т.п.

>>1.Трудящиеся СССР производили прибавочный продукт, т.е. стоимостью, превышающий их зарплату. Это очевидно, надеюсь.

>Совершенно неочевидно. В отношении каждого отдельного трудящегося. К тому же не учитывает индивидуального потребления из общественных фондов.
Разумеется, речь шла о трудящихся как классе. И здесь и в дальнейшем. Я это специально оговаривал выше.
Поскольку обеспечивалось расширенное воспроизводство - существовал и прибавочный продукт.

>>2.Собственниками всего производимого продукта (Включая прибавочный) они не были, т.к. не обладали правом им распоряжаться и пользоваться,

>Давайте различать "продукцию", и "продукт", понимая под первым производимые материальные ценности (и услуги?) в их натуральной форме, а под вторым - их стоимостное выражение (или выражение части их стоимости, например, "чистый продукт").
Под вторым я предпочитаю понимать прибавочную стоимость. Политэкономия различает прибавочный продукт - - в натуральной форме и прибавочную стоимость - его стоимостное выражение.

>Тогда каждый отдельный трудящийся не был собственником производимой им продукции. Больше того, чаще всего он не производил продукцию в готовом виде, а осуществлял только отдельную технологическую операцию.
Готовый вид - понятие растяжимое, вы не сможете дать четкого его определения. Зачастую предприятие разделяет свой технологический цикл, организует новые предприятия и они начинают оперировать полуфабрикатами как готовыми продуктами.
Поэтому продуктом я называют продукт труда работника, занятого в материальном производстве.
Именно этот продукт отчуждается в рамках первичного распределения или эксплуатации при любом строе, основанном на антагонистическом способе производства.

>А стоимостная категория "продукт" вообще не может быть объектом права собственности.
Тут я не понял вашей претензии. Капиталист обладает правом собственности на прибавочный продукт как в натуральной, так и в стоимостной форме.

>>следовательно этот продукт у них изымался уже в процессе производства.
>
>Следование ошибочно. Отчуждение изделия от его производителя - не обязательно результат "изъятия". Это просто следствие существования разделения труда.
Так это и есть основное противоречие эпохи классового общества по марксизму. Общественное разделение труда сопровождается _отчуждением_ работника от созданного им продукта. Т.е. общественное разделение труда - благо, но в условиях классового общества имеет свою оборотную сторону - отчуждение и эксплуатацию.


>>3.Следовательно, изымался и прибавочный продукт - тот, который не компенсировался зарплатой.

>Путаница, вытекающая из неразличения понятий "продукт" и "продукция".
Конечно, слово продукция следует убрать и оперировать политэкономическим термином прибавочный продукт, прибавочная стоимость (стоимость прибавочного продукта)

>>А эксплуатация - это как раз изъятие без компенсации. ЧТД.
>
>НЕ всякое изятие без компенсации является эксплуатацией. Например, грабеж - не эксплуатация.
См. разъяснение в начале письма. Я его уже давал раньше. В политэкономическом смысле грабеж будет являться эксплуатацией когдо он является военным грабежом, т.е. повторяется систематически, в нем участвуют целые классы людей.
Иначе - это просто преступление, преследуемое по закону.

>Эксплуатация, если уж пользоваться этим термином - это специфические отношения между эксплуататором и эксплуатируемым, возникающие в процессе производства, и подразумевающие противоположность их материальных интересов. Последнее для случая СССР (как и для всех прочих случаев) нуждается в доказательстве.
Вы не находите, что это тавтология? Эксплуатация - то, чем занимаются эксплуататоры по отношению к эксплуатируемым, а эксплуататоры - те, кто занимается эксплуатацией :)
Политэкономия же дает четкий и однозначный критерий, не страдающий тавтологичностью - _первичная_ эксплуатация ( в процессе производства) имеет место быть, когда продукт, создаваемый работником, создается им изначально как чужая собственность. При этом класс работников является классом эксплуатируемых, а класс тех, в пользу кого собственность отчуждается - классом эксплуататоров.
Разумеется, _при вторичном распределении_ класс эксплуататоров возвращает часть продукта эксплуатируемым - например в форме налогов тратящихся государством в интересах в том числе класса эксплуатируемых, в форме выплат из общественных фондов потребления в СССР и т.д. Но все это - уже процесс _вторичного_ перераспределения прибавочного продукта. Есть еще и третичное распределение - в рамках семьи.

>>Но, если бы он весь возвращался - зачем бы потребовалось тайно перераспределять его часть между номенклатурными работниками?

>То есть, если бы номенклатурные работники открыто получали зарплату на порядок выше прочих и отоваривали ее наравне со всеми (как это, собственно, и было при Сталине), то говорить об эксплуатации не приходилось бы?
Хороший вопрос, спасибо. Есть лишь одна причина, по которой работника следует отчуждать от продукта его труда - чтобы изъять у него часть этого продукта без возмещения, т.е. чтобы его эксплуатировать. Поэтому отчуждение в процессе производства - необходимое и достаточное условие наличия антагонистического способа производства и эксплуатации.
Буржуазные экономисты отличаются в этом плане лишь тем, что признают эксплуатацию и отчуждение _неизбежным_ следствием общественного разделения труда и не мыслят себе иного порядка вещей. Марксисты с ними в этом не согласны и всегда искали пути преодоления этого противоречия. Основоположники не нашли - уповая на обобществление средств производства проглядели опасность превращения класса чиновников в класс эксплуататоров. Современный марксизм нашел иной путь - устранение эксплуатации на самом нижнем уровне - через формы коллективной собственности, реализующиеся участием работника в прибылях предприятия и хозрасчете.


Кстати, при Сталине конверты со второй зарплатой распределялись тайно, плюс в общественном мнении льготы номенклатуры частично компенсировались риском попасть под нож - т.е. общественно необходимые затраты труда управленцев, которые общество готово было им оплачивать были достаточно обоснованы. Иными словами, уровень эксплуатации при Сталине был меньше, чем в период более поздний, когда разница между реальной стоимостью труда управленцев и их прихлебателей, выражающаяся в мнении общества о приемлемом уровне их оплаты все больше начала расходиться с реальностью, что проявлялось во все большем перемещении перераспределяемого потока в тень тайны.

Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru