От IGA Ответить на сообщение
К IGA Ответить по почте
Дата 12.06.2005 18:45:55 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

"Коллапс американской экономики неизбежен"

http://www.strana.ru/stories/03/06/18/3345/249607.html

Иммануил Валлерстайн: "Коллапс американской экономики неизбежен"
Мария Чегляева , Николай Белкин

В эти дни в Москве находится один из ведущих мировых социологов - Иммануил Валлерстайн. Ученый, чьи труды нечасто публикуются в США из-за его пессимистичных взглядов на будущее Америки, во вторник выступил с лекцией в рамках международной программы "Русские чтения". В интервью Стране.Ru классик мировой социологии рассказал о своих взглядах на перспективы изменения геополитического баланса сил в мире, а также внешнюю политику США. России же, считает Валлерстайн, следует проводить сбалансированную внешнюю политику, заключая альянсы на различных направлениях.

- Господин Валлерстайн, вы писали, что в 60-х - 80-х годах США пытались сохранить свою гегемонию, в том числе путем запугивания "союзников" советской угрозой. На ваш взгляд, является ли нынешняя политика США применительно к ситуации в Ираке и Афганистане аналогом или даже продолжением этой политической линии?

- Короткий ответ - да. Все время, пока существовал Советский Союз, декларируемая Вашингтоном угроза с его стороны была основным аргументом в пользу того, что страны Запада и "третьего мира" должны быть вместе с США. Аргумент этот использовался широко и успешно, так что многие страны, в частности, в Европе и Восточной Азии оставались не просто близки США, а долгое время шли в фарватере международной политики Вашингтона. Разумеется, когда перестал существовать Советский Союз, этот аргумент потерял актуальность. В результате основные союзники США в Европе и Восточной Азии почувствовали возможность действовать более независимо от Соединенных Штатов. Нет никаких сомнений, что так называемая война с терроризмом предложена Америкой, как новый аргумент, призванный убедить эти страны следовать за США. Для большинства стран эта угроза не оказалось достаточно убедительной, и они не следуют в фарватере американской политики. Хотя, без сомнения, США использовали этот аргумент, чтобы заставить людей действовать согласно своей воле.

- Вы предупреждали, что в случае, если американские "ястребы" одержат еще одну победу на президентских выборах, то Штатам это может грозить банкротством. Полгода назад Буш вновь одержал победу, усилились ли после этого негативные тенденции в экономике США, ведь краткосрочные показатели начали несколько улучшаться?

- Маленькие подъемы и спады, происходящие от месяца к месяцу, на самом деле не важны. Если посмотреть на фундаментальные показатели, то мы увидим невероятно большой государственный долг и невероятно большой дефицит платежного баланса. И непонятно, откуда брать деньги, чтобы это оплатить - разве что повышать налоги, на что администрация Буша никогда не пойдет. Другой вариант - это обвал доллара, по сути - дефолт. В данный момент дефицит платежного баланса преодолевается за счет крупных инвестиций из Японии, Китая и Южной Кореи, а также выпуска государственных облигаций. Это привело к позитивному результату для этих стран - за счет их капиталов в США поддерживается платежеспособный спрос на их собственные товары. Негативный аспект этой тенденции в том, что эти страны вкладывают свои деньги в валюту, которая дешевеет и может вообще обрушиться. В какой-то момент они обнаружат, что рискуют потерять на этом огромные деньги. Тогда они перестанут покупать американские государственные облигации, и доллар рухнет. Экономические и политические последствия как для США, так и для остального мира будут колоссальны. Восстановить нынешнее экономическое положение Америке после такого кризиса будет уже не под силу.

- Как вы думаете, чем может грозить миру подобный экономический коллапс в США, когда он станет очевидным большинству субъектов мирового политического процесса? Упадок и коллапс СССР, например, значительно усилил хаотические тенденции в мире, отличные от теорий управляемого хаоса.

- Проблема вот в чем - на США сегодня приходится такая значительная доля мирового потребления, что когда там наступит упадок, он наступит во всем мире. Нельзя сказать, что кто-то обрадуется коллапсу американской экономики, но этот коллапс, тем не менее, неизбежен. Вопрос в том, какие страны и регионы кризис затронет сильнее всего. Если Западная Европа и Восточная Азия пострадают меньше, чем США, это создаст для них преимущества.

- На ваш взгляд, какие ближайшие военные цели США могут найти после Ирака и Афганистана, чтобы начать там боевые действия? Или же существует вероятность того, что, увязнув в Ираке, они будут действовать другими методами?

- Я не думаю, что существуют другие цели. По моему мнению, у США недостаточно человеческих и денежных ресурсов, недостаточно энергии, чтобы атаковать другие цели. В администрации Буша есть люди, которые могут быть в этом заинтересованы, но вряд ли их готовы поддержать военные и немногочисленные оставшиеся у США союзники. Я не думаю, что это произойдет.

- Можно ли, по вашему мнению, расценивать политику США в странах бывшего СССР ("бархатные революции", переориентирование властей на НАТО и Евросоюз) как попытку ослабить ЕС - путем досрочного и очень быстрого инкорпорирования этих стран в европейские структуры, в результате которого Европа будет обременена колоссальными финансовыми трудностями?

- Безусловно, это одна из тех вещей, на которые надеются Соединенные Штаты и их нынешнее правительство. Вопрос в том, произойдет ли это. Да, я думаю, что это одна из целей политики США.

- Хотя история не знает сослагательного наклонения, но если бы Джон Керри стал президентом США, смог бы он трезво оценить роль и место США в мире? Или это был бы другой вариант такой же неосмотрительной "ястребиной" политики, как при Буше?

- Я не думаю, что сейчас так уж важно это обсуждать, поскольку Керри не стал и уже не станет президентом. Я думаю, он надеялся вернуться к старому стилю американской внешней политики, такой, какой она была при Клинтоне. И он считал, что, сделав это, он снова завоюет поддержку американской политике в Западной Европе. Если честно, я думаю, что он заблуждался.

- В ваших статьях фигурируют два варианта миросистемы будущего и консолидации различных стран и регионов. Во-первых, это усиление Азиатского полюса и его дальнейшее сращивание в единый центр силы на базе Китая, Японии, Кореи и других стран региона. Во-вторых, нецивилизационные конгломераты: США-Китай-Япония и противостоящий им Европа-Россия и, вероятно, Индия. Какой из них более реален и в какой перспективе? Или же оба этих варианта могут оказаться временными переходными моделями к какой-либо крайне мало прогнозируемой мировой конфигурации?

- Это не вопрос будущего развития, это вопрос геополитических альянсов. Вы перечислили те геополитические альянсы, формирование которых, по моим прогнозам, является наиболее вероятным в ближайшие двадцать лет. Я продолжаю думать, что такие альянсы будут формироваться.

- Если все же разделение мира произойдет по оси США-Китай-Япония и Европа-Россия и, возможно, Индия, то какую роль будет играть и на чьей стороне окажется Великобритания?

- Великобритании придется сделать болезненный выбор.

- Господин Валлерстайн, на ваш взгляд, нынешние тенденции говорят о большей возможности какого противостояния: Север-Север, если можно туда отнести модель (США-Китай-Япония и противостоящий им Европа-Россия), Восток-Запад или Север-Юг? Или же все эти модели будут действовать одновременно, и на мировой геополитической сцене возобладает ситуационный подход?

- Именно так. Я думаю, что эти модели будут действовать одновременно.

- Как вы оцениваете внешнюю политику России на современном этапе? Что должно стать ее основными приоритетами в ближайшие годы и кого России следовало бы выбрать в качестве главных союзников на международной арене?

- Давать советы по геополитике правительству России - это не мой бизнес. Главной целью России является укрепление ее позиций в миросистеме, восстановление военного статуса, укрепление внутренней политической системы. А союзников России стоит иметь на разных направлениях - это классическая внешняя политика. Нам еще предстоит увидеть, насколько успешна будет такая стратегия. Хотя, я должен сказать, что, по моему мнению, внешняя политика России на современном этапе уже достаточно успешна.