|
От
|
Miguel
|
|
К
|
Miguel
|
|
Дата
|
30.04.2005 00:44:26
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Поправка про ленточки
>>Речь идет о важном сдвиге в культуре, о сознательном стирании грани между жизнью и спектаклем, о придании самой жизни черт карнавала, условности и зыбкости. Это происходило, как показал М. Бахтин, при ломке традиционного общества в средневековой Европе. Сегодня эти культурологические открытия делают политической технологией.
>А.Чадаев так пишет об «оранжевой революции» на Украине: «Виктор Ющенко не вёл себя как настоящий революционер. Скорее, он был похож на средневекового карнавального «майского короля», сидящего в бумажной короне на пивной бочке посреди главной площади, и горланящего свои «указы» на потеху весёлым согражданам. Но именно эта «несерьёзность» — или, точнее, полусерьёзность происходящего — и стала специфическим оружием «оранжевой революции» (как до этого и «революции роз», и всех прочих), у власти не нашлось средств для отпора этому оружию.
>>Какой момент является ключевым для революции? Тот, когда правила, навязанные и отстаиваемые властью (легальная процедура, её силовое обеспечение, система норм и ограничений), подменяются логикой игры. Тогда реальность карнавала торжествует над обыденностью, и происходит переворот — короли меняются местами: «майский» оказывается реальным правителем, а «настоящий» самодержец — шутом с базарной площади. Приняв навязанные ему правила игры, он в логике симметричных действий пытается делать то же самое, что делал только что его оппонент (сторонники Януковича тоже надевали ленточки, ставили палатки и мобилизовали актив) — и этот последний акт фиксирует его окончательное поражение. Занавес» .
>
>Тут есть очень важный момент. Описание Чадаева хорошо, но неабсолютно. Дело в том, что «майданутые» надевали ленточки и ставили палатки не просто так: по меньшей мере, их лидеры знали, какого эффекта они ожидают от подвластных толп. В частности, отдельные подажделения МВД (на Западе) объявляли о своём неподчинении законной власти и подчинении Ющенко. Областные администрации конкретных городов (Сум, Чернигова) были деморализованы блокадой зданий – и выполняли то, что нужно оранжевым. Иными словами, то что снаружи кажется карнавалом, на самом деле, является не игрой, а системой запугивания и морального давления, имеет вполне осознанный смысл. А к чему было организовывать палаточный городок в Донецке? Чтобы переубедить свою же администрацию, которая и так была на их стороне? Но в чём переубедить? Донецкие областные власти и так ничем не поддержали оранжевых. Но они и побоялись провести свой референдум, довести до ума бойкот западных регионов и выполнение решений незаконной власти (каковой стали Кучма, Верховный Суд и Верховная Рада после капитуляции перед оранжевыми). Митинги в Донецке имели бы смысл, если бы они сопровождались таким же, как на Западе, давлением на местные органы власти и МВД с требованием немедленного прекращения исполнений любых решений, идущих из Киева, немедленного разрыва с государственностью, капитулировавшей перед путчистами. И разрыва массового, публичного – чтобы о выходе из подчинения Киеву объявляли один за другим отряды милиции, органы власти всех уровней, гарнизоны, отделения банков. Но митингующие начитались чадаевых о том, что дело в самом по себе спектакле, надел ленточку, помахал флажочком – и дело в шляпе. Нет, не в шляпе. Надо ставить себе конкретные и достижимые цели – конечные и промежуточные – и не чураться неприятной работы, включая блокирование подъездов с колеблющимися официальными лицами, обшаривание карманов подозрительных прохожих и остракизм местных оранжевых с телефонными угрозами. Вообще, недостатком русской макроцивилизации в конкретный исторический момент является излишняя терпимость. «Вонзил кинжал убийца нечестивый// в грудь Деларю.// Тот только шляпу снял учтиво// и вежливо сказал: «Благодарю»» (цитирую по памяти). Вот сейчас так и русские ведут себя. А не надо терпимости. Дело ведь не в разногласиях по частным вопросам между патриотами одной страны. Надо было сделать так, чтобы оранжевые в Донбассе боялись выходить из дому – так же, как было на Западе со сторонниками Януковича. А если этого нет, то тогда оно так, голубые ленточки действительно спектакль, нечего его было и затевать.
Конечно же, из этого не следует, что ленточки были ненужной мишурой для сокрытия реального давления. Ленточки нужны были для придания противозаконным акциям ощущения всенародности и массовой поддержки (которая отчасти благодаря ленточкам и давлению с угрозами и сложилась, получился саморазвивающийся процесс). К тому же, благодаря ленточкам милиция в замешательстве: ведь если просто кто угодно останавливает и досматривает машину с мусором, выезжающую из Администрации Президента, то тут бы милиция вмешалась, а так милиция видит, что весь город в ленточках, все люди с ленточками - и боится выполнять свой долг. В общем, ленточки легитимизируют действия тех, кто непосредственно угрожает и оказывает иное давление и служат ей дополнительной подпоркой: если просто угрожают по телефону, это одно, а если угрожают по телефону, а весь народ вокруг заодно с угрожающими, это совсем другое. С другой стороны, эти же ленточки позволяли легитимизировать действия в глазах самих бандитов. Что и говорить, с нашей интельской выпечкой, мало кто из нас позволили бы себе подвергать остракизму коллег по политическим взглядам и тем более устраивать откровенную охоту на ведьм. Ну, терпимые русские слишком уж. Для того чтобы переломить этот стереотип и заставить своих наиболее активных сторонников пойти на самые крайние низости, оранжевые лидеры и устроили этим низостям всенародную психическую поддержку. Иначе никто не сможет опуститься до того, чтобы смело идти на действия, неприемлемые в нормальной ситуации.
>С уважением,
>Мигель