|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
08.06.2005 20:34:01
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Перспективы молодежных политических движений в современной России (*+)
=========
Русский Журнал / Обзоры / Образование
www.russ.ru/culture/education/20050606.html
Осторожно, дети!
Перспективы молодежных политических движений в современной России
Иеромонах Григорий (В.М.Лурье)
Дата публикации: 6 Июня 2005
Ты спросишь меня, почему иногда я молчу,
Почему не смеюсь и не улыбаюсь.
Или же, наоборот, я мрачно шучу
И так же мрачно и ужасно кривляюсь.
В этой песне все объясняется - что у нас сейчас происходит с идеологией и
политикой в молодом поколении. Почему наши молодежные политические движения
такие.
На все вопросы, поставленные в первом куплете, - а эти вопросы возникают у
всех взрослых, которые видят наши молодежные политические движения, - песня
Федора Чистякова дает исчерпывающий ответ. Мне и прибавить к нему нечего,
кроме разве что рекомендации прослушать эту песню раз десять (лучше
тридцать), а потом уже пытаться разбираться с различными оппозиционными
движениями нашей молодежи. (Да, тут самое время предупредить: речь у нас
пойдет именно об оппозиционных политических движениях молодежи.)
Надо признать, что моя рекомендация для многих заинтересованных лиц
невыполнима: мало того, что им надо сильно преодолевать себя, если они
всерьез хотят понять политические чаяния молодежи, но если еще нагрузить их
повинностью выслушивать русский рок, то они просто сразу сломаются. Поэтому
я возьму на себя неблагодарный труд пересказа поэзии и музыки - но все же не
столько средствами прозы, сколько средствами живописи: картинок из
современной жизни.
Для политического движения нужна жертвенность. Но какая может быть
жертвенность там, где нет опасности? Во "взрослой" политике опасность есть
всегда: сегодня ты у власти, а завтра, может, и нет - особенно если
расслабишься и забудешь об опасности. Но в молодежных движениях сознаваемая
опасность может быть, а может не быть. В "Наши" и "Идущие вместе" идут уж
точно не за опасностью. Туда идут с сознанием, что рядом есть "взрослые
дяди" из находящейся у власти вполне "взрослой" партии.
Чувство опасности в молодежном движении возникает лишь там, где прикрывающей
"взрослой" партии нет или, если есть, она сама нуждалась бы в прикрытии.
Потому школой реальной политической работы для молодежи может быть только
движение оппозиционное. Конечно, нам нужна всякая молодежь: навыки
бюрократической аппаратной работы как раз таки лучше вырабатываются в
движениях типа советского комсомола и "Наших". Но такая молодежь не будет
умирать за идею.
Будущее России не представляется настолько радужным, чтобы сейчас можно было
сказать, что нам требуется воспитывать из нынешней молодежи только
госчиновников, а настоящие и боевые политические лидеры нам уже не нужны.
Тем более не будем надеяться, что таких лидеров нам воспитают чиновники.
Более того, перед Россией стоит проблема огромной важности - выработка
национальной идеи. Сейчас с этим не справляется никто, и лично я думаю, что
решить эту задачу будет по силам только тому поколению, которое родилось
после эпохи коммунизма. Но, как бы то ни было, для выработки такой идеи
нужен особый - не столько жизненный, сколько душевный - опыт. И едва ли не
очевидно, что это должен быть опыт тех, кому приходилось рисковать жизнью за
государственные интересы России. Это условие необходимое, хотя и не
достаточное.
Поэтому будущее России в перспективе ближайших 20 лет радикально зависит от
того, вырастет ли у нас поколение политиков со столь редким ныне сочетанием
качеств: государственно понятый патриотизм, жертвенность и политическая
опытность.
Эта стратегическая задача не решаема без тактической: успеть воспитать таких
политиков можно лишь в том случае, если прямо сейчас начать заниматься с
двадцатилетними. В свете вышесказанного должно быть понятно, почему основное
внимание, как мне кажется, нужно уделять молодежным политическим движениям
оппозиционного ряда.
Я тут столько раз употребил производные от слова "политика", что придется
подчеркнуть: мои предложения, которые я сформулирую ниже, политическими не
являются. Более того, они сводятся именно к тому, чтобы отделить от
текущей - иногда очень причудливым образом - политики гораздо более важную
проблему: воспитания для России ее политического резерва на ближайшее
будущее. Меня будет интересовать проблема воспитания людей, а не проблемы
партийного строительства. Будут люди - они что-нибудь, да построят. Но пока
это неочевидно - будут у нас через 20 лет люди или не будут.
Итак, сегодня мы имеем молодежные движения, оппозиционность которых
достигает разной степени радикальности. Для нормального взрослого человека
это выглядит так, что хочется сказать словами псалмопевца: сие море великое
и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими (Пс.
103, 25). Каждому из нас легко вспомнить какие-нибудь акции молодежной
оппозиции, вызывающие чувство, сходное с зубной болью, у госчиновников,
милиции, прокуратуры, ФСБ...
Что ж тут поделать? В той самой песне Федора Чистякова о причинах этого все
уже сказано - почему в наше время молодежный протест принимает такие
причудливые формы:
Ведь родился и вырос на улице Ленина,
И меня зарубает время от времени.
Да, тяжелая у нас наследственность. В период беременности нынешними
двадцатилетними наше общество вело не самый здоровый образ жизни.
И в той же песне сказано, почему столь странное поведение не отменяет
патриотизма даже при самом пессимистическом настрое по отношению к
российской действительности:
Как ненавижу так и люблю свою Родину,
И удивляться здесь, право, товарищи, нечему.
Такая она уж слепая глухая уродина,
Ну а любить-то мне больше и нечего.
Но мы постараемся посмотреть на дела молодежной политики с другой стороны -
почти что педагогической.
Существуют проблемы подросткового возраста, который физиологически
продолжается до 22-24 лет (только тогда завершается созревание лобных долей
головного мозга). Если речь идет о семье, многие из нас понимают проблему и
готовы терпеть. Тем семьям, в которых готовы терпеть, обычно воздается
сторицею: помимо прочного союза поколений они часто получают в конце концов
еще и бонус в виде каких-то особенных способностей своих отпрысков. Ведь
нередко бывает, что именно особые таланты делают подростка в определенный
период его жизни особенно невыносимым для близких.
Организация государственной жизни имеет немало общего с организацией
отдельной "ячейки общества" - семьи. И нет ничего удивительного, если и в
политической жизни возникают проблемы "подросткового возраста".
Сейчас наши чиновники и правоохранительные органы реагируют на них так, как
бывает с худшими из родителей, - скандалами и попытками подавить силой. Но
как это бывает в семьях, так и в государственной жизни: конфликтное
поведение подростков означает, что в семье просто не могут их понять.
Разумеется, они и сами себя не очень-то могут понять, но они-то подростки, и
им простительно.
Политика - такое дело, что и взрослые обычно плохо понимают, чего они хотят,
и что значат их лозунги. Чего ожидать от подростков? Впрочем, как раз
подростки еще в лучшем положении: они не очень склонны оценивать
политические движения по лозунгам, а гораздо больше - по эмоциональной
атмосфере движения, по не столько описываемым словами, сколько ощущаемым
интуитивно идеалам. Причем речь тут идет именно о движении в целом, а не
только об отдельно взятой харизме лидера.
Обычно молодежный лидер на одно или два поколения старше, и поэтому между
ним и его движением неизбежно некоторое дистанцирование. Умение лидера тут
проявляется в том, чтобы предоставить молодежному движению достаточную
степень автономии: ведь оно будет живым и действенным лишь в том случае,
если сумеет самоорганизоваться. Лидер должен уметь почувствовать не свой
собственный дух, а дух собравшейся вокруг него молодежи. Говорю об этом так
подробно потому, что здесь еще один пункт, которого не понимают "взрослые",
всегда склонные отождествить молодежное движение и его лидера.
От подростка и человека очень молодого, лет до 30, вполне можно ожидать
понимания России как достойного объекта жертвенного отношения. И это очень
важно, и это вообще самое главное.
А вот чего от него нельзя ожидать - это очень глубокого понимания
политических теорий и связанных с ними отвлеченных понятий, таких как
"национальный", "либеральный", "демократический", "большевистский", "Путин",
"Явлинский", "Ходорковский"... Не хочу никого обидеть и поэтому повторю: от
молодежи нельзя ожидать не то что совсем уже никакого понимания этих
терминов, но только лишь глубокого понимания (разница такая же, как
прочитать о теореме Пифагора в учебнике или открыть ее самому).
Теоретизирование, в том числе политическое, - это удел не молодого возраста,
да и вообще немногих.
Поэтому если мы начинаем воспринимать молодежные движения через их лозунги,
мы делаем такую ошибку, которую никогда не должен совершать врач или
психолог, выслушивающий пациента. Врач не станет на его точку зрения не
только тогда, когда пациент скажет, что его проблема со здоровьем вызвана
зелеными крокодильчиками, но и тогда, когда он пожалуется на отношения с
женой. Или с правительством. Проблема пациента определяется на основании его
слов, но она никогда не бывает тождественна с тем, что он обозначил как
проблему сам для себя.
В жизни политических партий мы видим то же самое, но особенно ярко это
проявляется в молодежных политических движениях.
Чем реально дышит то или иное движение - за что оно "за" и против чего оно
"против" - можно увидеть только на основании его действий, но и это только
тогда, когда диапазон возможностей для таких действий у него достаточно
широк.
Часто такое наблюдение преподносит сюрпризы.
Вокруг каких-то конкретных инициатив объединяются и находят друг с другом
общий язык политические антиподы, причем молодой темперамент не мешает
находить компромиссы и работать друг с другом. Недавний тому пример -
объединенные действия НБП и молодежного "Яблока". Для тех и других реальная
задача, которой они хотят послужить, - это не "национализм", не
"большевизм", не "демократия", не Лимонов, не Явлинский, а решение каких-то
конкретных проблем в жизни России, которые кажутся важными им самим и
действия по разрешению которых должны быть востребованы обществом в целом.
Недавно была такая акция в Петербурге в защиту бывшего омоновца Бабина,
служившего сапером в Чечне и задним числом обвиненного прокуратурой Чечни в
убийстве мирного жителя. Суть дела изложена в статье Ирины Куксенковой, в
которой достаточно прочитать лишь название: "Сапер отпущения". От перспектив
развития дела Бабина совершенно реально зависит боеспособность нашего ОМОНа
в Чечне, но начальство МВД от этого дела отмахивалось. Благодаря пикету
внимание этого начальства наконец удалось привлечь.
Как известно, ни сама война в Чечне, ни ОМОН особых симпатий нацболов и
яблочников не вызывали. Но здесь дело и в человеческой несправедливости, и в
очевидном для многих (как противников, так и сторонников войны в Чечне)
ущербе, который может быть нанесен через дело Бабина суверенитету России.
Суверенитет России - это такая ценность, которая в конкретных вопросах
позволяет найти общий язык даже с теми, с кем обычно его не находят.
Еще более известный пример - протесты против монетизации льгот, в которых
все оппозиционные молодежные партии объединились. Что реформа была
ошибочной - это теперь признано официально. Представим себе, что было бы,
если бы протестов не было. Очевидно, что ничего хорошего. Реформа дала бы о
себе знать гораздо больнее, хотя и чуть позже. Здесь как раз тот случай,
когда оппозиция действовала конструктивно и на государственную пользу. Плохо
только, что государство эту пользу от оппозиции не вполне оценило, а к
некоторым эксцессам молодежных протестов отнеслось слишком нервозно. Надо
все-таки повторить: даже оппозиционные подростки - это все-таки наши дети (и
не просто наши, а нашего нынешнего государства), и с ними нельзя обходиться
так, как если бы это были враги государства и общества. Детей надо
наказывать, это бесспорно, но так, чтобы не забывать, чьи это дети, и так,
чтобы дети постепенно могли понять, за что их наказывают.
Вот тут мы подошли к самому интересному.
Наказывать надо только за неконструктив, а объяснить, что это такое, можно
только показав "конструктив". Иными словами - только поощряя оппозицию
действовать там, где государственная власть неэффективна. Только наивный
человек, даже если он сам причастен к государственной власти, подумает,
будто таких мест для работы оппозиции мало.
Впрочем, не мне рассуждать о месте для оппозиции в структуре нашего
государства. Ясно, что такое место быть должно. Ясно также, что перед
оппозицией всегда будут стоять задачи, относительно более боевые, где нужно
сильнее нажать и где поэтому необходимы передовые отряды в виде молодежных
движений.
А я не буду уклоняться от своей "педагогической" темы. Как проверять
оппозиционные молодежные движения на "конструктивность", актуальную и
потенциальную?
Прежде всего - в деле. А именно в готовности находить компромиссы со всеми
политическими силами, не исключая государственные структуры, для решения
каких-то конкретных проблем. Способность работать с теми, кто с тобой не
согласен по множеству вопросов, - это важнейший признак политической
вменяемости.
Неконструктивность оппозиции - это стремление всем сделать хуже, чтобы
обострить революционную ситуацию. Конструктивность - стремление ставить свои
задачи так, чтобы хотя бы кому-то сделать лучше.
Мне кажется, что наши нынешние молодежные силы такие признаки политической
вменяемости проявляют. Надо смотреть не на то, к чему в очередной раз будут
приковывать себя нацболы или какой оскорбительный лозунг они могут
выкрикнуть (государство просто не имеет права "вестись" на этот подростковый
эпатаж), а на то, насколько они способны вместе с другими партиями вступать
в диалог с государственной властью, насколько они способны составлять
конкретные и исполнимые программы действий. В этом смысле опыт недавних
акций против монетизации льгот, особенно в Петербурге, обнадеживает.
Но есть и второй, не менее важный аспект молодежной политической
деятельности. Я что-то заговорился о разных акциях и об этом движении чуть
не забыл, а оно очень важно в масштабах всего. Это Евразийский союз
молодежи, недавно созданный А.Дугиным. О политических или
религиозно-идеологических компонентах этого движения меня говорить не тянет
точно так же, как и относительно молодежного "Яблока" или НБП, но, как ясно
из вышесказанного, дело не в этом.
Если это движение молодежное, то его реальная идеология будет определяться
только в деле: с кем оно будет работать и будет ли вообще. Но что в этом
движении такого привлекательного, чтобы говорить о нем уже сейчас, когда оно
едва лишь успело объявить о своем создании, поругало власти и заодно НБП, а
сделать ничего не сделало?
Потому что, мне кажется, это движение такое, что его дело будет состоять как
раз в том, чтобы ничего не делать. Это движение, прежде всего, не
политическое, идеологическое или религиозное, а возвышенно-эстетическое.
Возможно, это будет среда для формирования той художественной культуры,
которая уже послужила воспитанию нашей патриотически и жертвенно настроенной
молодежи.
Та молодежь, которая совершает различные политические действия, нуждается в
другой молодежи - которая формирует ее эстетически. Которая споет ей и про
Родину, и про смерть, и про мистику - и вообще про все то, что нужно
человеку героического настроя. Про все то, о чем поют "Гражданская оборона",
"Кооператив Ништяк" и душевно родственные им группы, которые нередко
называют "сибирским панком" (это название сложилось исторически и уже не
отражает географических реалий).
И эта художественно мыслящая молодежь тоже нуждается в каких-то своих формах
организации. Когда-то вместо таких форм было рок-движение, в 90-е годы
безуспешно пытавшееся слиться с какими-то из политических партий. Но любые
политические партии будут для такого движения чужими по определению. И
поэтому ему нужно находить новые и (на мой взгляд) как можно менее
политизированные формы общественной организации.
В любом политическом движении, а в молодежном тем более, бывает очень много
идеологической шелухи. Но в настоящих движениях под этой шелухой есть
какое-то ядро. Им и определяются способности движения к развитию и
взаимодействию.
Государственная власть, оценивая молодежные движения, должна стремиться в
первую очередь найти это ядро и взаимодействовать с ним.
Люди, готовые умереть за Россию, даже если интересы этой самой России они
понимают сколь угодно превратно, - это никак не враги России.
Наша нынешняя государственная власть, на мой взгляд, просто обязана увидеть
в них друзей не только России, но и своих. Причем независимо от взаимности с
их стороны.
От успеха или неуспеха в этом будет зависеть, что станет с Россией через 20
лет, а может быть, и просто - останется ли к тому времени Россия.
...Кажется, теперь самое время вновь включить Федора Чистякова и послушать,
что же у нас бывает после долгой жизни на улице Ленина.
Сегодня / Культура / Колонки / Антологии / Новости электронных библиотек /
ВИФ / Архив / Авторы / Подписка / Карта / О нас / Поиск
© Содержание - Русский Журнал, 1997-2005. Условия перепечатки. Хостинг -
Телеком-Центр.