|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
16.06.2005 00:54:10
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Б. Гунько. Лицедеи (о Хренникове, Лановом, Каюрове и пр.) (*+)
http://www.duel.ru/200523/?23_7_2
ЛИЦЕДЕИ
Это было 10 лет тому назад в канун празднования 50-летия Победы.
Антинародный режим уже давно был раздражён тем, что всякий раз 9 мая от
Белорусского вокзала по улице Горького движется на свой многотысячный митинг
краснознамённая лава советских людей, а он, режим, не в состоянии ничего
противопоставить этому могучему единению, которое открыто выражало свой
гневный протест против подлого предательства страны. И тогда банда Ельцина
решила спешно организовать альтернативные празднования в виде парада
ветеранов войны на Красной площади и официальных сборищ на Поклонной горе.
Расчет был на то, что даже среди ветеранов Великой Отечественной войны
должны найтись люди, готовые, как Иуда, за <тридцать сребреников> оплевать
память павших в той войне и простить палачам народа их чудовищные
преступления. Кроме того, инициаторы этой провокации, конечно же, знали, что
и среди участников войны были враги советской власти, были и мерзавцы,
стрелявшие в спину нашим солдатам.
Московская организация РКРП решила тогда выпустить ряд обращений - от видных
военачальников, учёных, деятелей искусства, политиков - с призывам к
ветеранам не позорить себя участием в праздновании под власовским флагом, а
идти в день Победы, как всегда, вместе с советскими людьми под советским
флагом - флагом, с которым победили фашизм. Мне поручили составить обращение
к ветеранам войны от ряда видных деятелей искусства и попросить их подписать
это обращение.
Тщательно обсудив возможные кандидатуры, я выбрал пятерых, на мой взгляд,
наиболее подходящих. Почему именно их? Во-первых, в одном из докладов Г.
Зюганова все они упоминались как настоящие патриоты, люди бесспорно
советские и готовые помогать нашей борьбе. Во-вторых, все они были народными
артистами СССР и лауреатами Ленинской премии. В-третьих, с каждым из них я в
той или иной степени уже был знаком, и это, на мой взгляд, должно было
способствовать успеху. Были у меня ещё две кандидатуры. Но от них я решил
для начала воздержаться. Речь идет о
Т. Дорониной и Е. Образцовой. Что касается первой, то мне ранее уже пришлось
убедиться в том, что она настолько же неискренна, насколько умеет
производить впечатление потрясающей искренности. Обращение к Образцовой я
отложил потому, что эта величайшая певица была для меня эталоном не только
артистического таланта, но и высочайших человеческих качеств, и в случае её
отказа я получил бы слишком тяжёлую травму.
Итак, я составил текст Обращения и начинаю телефонные переговоры с народными
артистами.
Первым был Тихон Хренников, выдающийся композитор, на протяжении нескольких
десятилетий бессменный секретарь Союза композиторов СССР. Вспоминая его
пламенные коммунистические выступления, звоню, здороваюсь, объясняю
ситуацию, читаю текст Обращения. И вдруг слышу что-то вроде глухих
всхлипываний:
- Ах, какой текст! Как жаль! Боже, как жаль!
- Не понял вас, Тихон Николаевич...
- Дорогой Борис Михайлович! Поверьте мне! Я Вас понимаю и полностью
поддерживаю, но в данный момент, к сожалению, никак не могу подписать это
Обращение. Ну, никак!
Есть такие обстоятельства...
- Видимо готовится к постановке какая-то Ваша работа?
- Да! Да! Совершенно верно! Поймите, если бы дело касалось только меня
лично, я подписал бы безо всяких колебаний. Но ведь тут целый коллектив.
Триста человек. У всех семьи! Ах, как жаль!
Ну, что же делать! Еле-еле успокоил старика и звоню Василию Лановому. Уверен
в успехе. Ведь Лановой так проникновенно читал дикторский текст к
выпущенному в своё время многосерийному фильму о Великой Отечественной
войне. Ведь он создал образ Павки Корчагина в советской киноверсии романа
<Как закалялось сталь>. А главное - какое кристально честное лицо! Звоню,
читаю текст. В ответ слышу:
- Позвоните мне завтра. Я должен подумать.
- Так давайте мы сейчас подвезём Вам текст.
- Нет, не надо. Я всё запомнил.
- ?!
- Да, запомнил. Обыкновенная профессиональная память. Позвоните завтра.
Звоню завтра и слышу:
- Нет, не могу подписать. Дело в том, что вы призываете к социализму. Зачем
же звать людей назад?
- Простите, но, во-первых, это не назад, а вперёд. От нынешней полуколонии к
великой Державе. Во-вторых, ведь это постыдно: победителям идти под
власовским флагом.
- Знаете ли, а мне бы не хотелось, чтобы нас опять стали вешать, пусть даже
под советским флагом.
Подумать только! Ведь не Шаляпин, не Смоктуновский даже - ничем, по сути,
особо замечательным кроме <кристально честного лица> не отмечен. Советская
власть дала ему всё, до самых высших высот дала подняться, а он боится, что
его опять вешать будут. Вот такой народный артист!
Ну-с, после этого звоню Юрию Каюрову. Это вам не красавец Лановой. Как актёр
Каюров талантлив и глубок необычайно. В фильмах <Почтовый роман> и <Шестое
июля> он создал образ В.И. Ленина, в сравнении с которым все достижения
других наших актёров выглядят, мягко говоря, простовато. Каюров показывает
Ленина одновременно и простым человеком, и глубоким мыслителем, глубоким
настолько, что невольно возникает убеждённость в том, что и сам Каюров тоже
является необычайно глубоким мыслителем. Эта убеждённость однажды уже
здорово подвела меня. Где-то в 1990-1992 годах в Музее
В.И. Ленина был творческий вечер Ю. Каюрова, и я, конечно же, помчался туда,
чтобы увидеть живьём этого редкостного артиста. На вечере в числе прочего
можно было увидеть и каюровского Ленина во фрагменте фильма <Почтовый
роман>. Я снова был потрясён игрой Каюрова и снова отождествил изображение
ума Ленина с действительным умом артиста. Это привело меня к <мысли>, что
Каюров-то и есть тот самый человек, который должен возглавить нашу
революцию. После окончания концерта я оттащил Каюрова в какой-то угол и
предложил ему ни больше, ни меньше как стать Лениным в реальной жизни. Вы,
конечно, догадываетесь, что меня ждало разочарование. Но какое! Тот, кто в
образе Ленина представлялся глубочайшим мыслителем, в реальной жизни
оказался самым заурядным, абсолютно неинтересным обывателем. Ну, к примеру,
вроде тех мужиков, что не находят более важного занятия, чем часами
простаивать с удочкой у Москвы-реки.
И всё-таки первоначальное обаяние было настолько сильным, что в преддверии 9
мая 1995 года я всё же включил Каюрова в число потенциальных подписантов.
Звоню, представляюсь, излагаю суть дела. Позиция Каюрова была во многом
схожа с позицией Хренникова:
- Ах, как прекрасно написано. Кто же это такой молодец? Вы? Замечательно!
Поздравляю! Но видите ли... Ах, если бы Вы знали, как мне жалко, как
досадно, что я не могу это подписать!
- Ну, почему же не можете?
- Как почему? Ведь я же артист императорских театров. Я же зарплату получаю
от президента. Что скажут артисты, если я...
- Позвольте, это при царе Малый театр был императорским. Но и тогда он нёс в
общество революционные идеи. Вспомним, например, Ермолову...
- Да, да, конечно! Однако сейчас другое время. И на актёрах Малого театра
лежит как бы определённое бремя. Но всё-таки я свой долг выполняю. Я, знаете
ли, какие монологи говорю!
Тут я испугался, что он начнёт произносить какой-нибудь монолог, что было
совершенно ни к чему, и по-возможности вежливо распрощался.
Следующей была прославленная солистка Большого театра Ирина Архипова. Я
набирал её номер, будучи полон надежд, ибо в памяти пылала столь гордо
звучащая в её исполнении фраза: <Кармен свободна! Свободной и умрёт!> Звезда
мирового вокала выслушала меня и сразу же перешла в атаку:
- Зачем вы разъединяете людей? Кто-то не хочет под красным, кто-то не хочет
под другим. И что же? Никто не пойдёт? Какая вам разница, какой флаг?
- Но это же власовский флаг. Флаг изменника Родины генерала Власова.
- Какого такого Власова? Я об этом первый раз слышу. И зачем Вы об этом
говорите певице? Ведь это политика.
- Нельзя быть вне политики. Страна вымирает!
- Надо спасать духовно. Я это делаю. Я пою.
- Ирина Константиновна! Честь и хвала тем, кто пел на фронтах Великой
Отечественной.
Но ведь и сейчас идёт война, а на войне одним пением не победишь. Нужны
поступки.
- Не надо никого побеждать. Надо спасать духовность.
- Но разве Вы не видите, какова духовность при капитализме? Надо победить
капитализм.
Да, в том числе и духовностью. Но главная духовность должна быть в
поступках.
- Что Вы в конце-то концов портите мне настроение? Вот поговорила с Вами и
теперь два дня успокаиваться надо. А мне сегодня петь!
Вот и вся беседа. Конечно же, лукавила певица. Может быть, и в самом деле
ничего об изменнике Власове не слышала. Может быть и о Матросове, и о Зое
Космодемьянской не слышала. Говорят, глухарь, когда поёт, ничего не слышит.
Но о том, что к власти пришли бандиты, конечно же, знала. И награды из их
рук брала! А совершить элементарно честный поступок не могла. И, стало быть,
врала, когда горделиво пела, что свободной родилась, свободной и умрёт. Не
про неё это. Никогда не была она свободной от жажды личного благополучия!..
И вот, наконец, последний претендент на гражданский подвиг - солист Большого
театра бас Александр Ведерников. Волнуюсь, ибо тревожит ассоциация с
Архиповой. Та горделиво пела: <Свободной и умру!> - и врала. А этот могучий
бас так мужественно пел в арии Сусанина: <Смерть близка! Мне не страшна
она!>. Но что он запоёт, когда я попрошу совершить поступок?
Звоню, излагаю просьбу и слышу в ответ:
- Ну, что это все просят меня: подпиши то, подпиши это? Надо же понимать,
что подписываешь. А что я в политике понимаю? Поди разберись, кто там прав,
кто виноват? Откуда я знаю. Ведь я певец. Я, понимаешь, пою. Меня
приглашают, и я пою. Хорошие песни пою. Ну, например, такую: <Вот солдаты
иду-у-т по степи опалённой>. Или: <Солнце скрылось за горою, затуманились
речные перекаты>.
Для большей убедительности Александр Филиппович прекрасно пропел песню А.
Новикова <Дороги>. Потом спел <В лесу прифронтовом>. На третьей песне -
<Заветный камень> Б, Мокроусова - я стал робко ему подпевать, а на четвёртой
нагло запел во весь голос. Могучий бас растрогался:
- Ну, видишь, как хорошо! Чего ж тут ещё подписывать! Давай лучше ещё споём!
...На этом и закончилась история попытки привлечь на борьбу с режимом
народных артистов СССР и лауреатов Ленинских премий. Образцовой я звонить не
стал. Побоялся, что сердце не выдержит.
Обидно, конечно. Но зато многое ещё раз стало совершенно ясным. Когда-то над
всей планетой прозвучал вопрос Максима Горького: <С кем вы, мастера
культуры?>. <Работа интеллигенции, - писал Горький, - всегда сводилась...к
делу украшения бытия буржуазии, к делу утешения богатых в пошлых горестях их
жизни>. Эти слова Горький относил к буржуазной интеллигенции. И, к
сожалению, сегодня они полностью относятся к подавляющему большинству бывшей
советской интеллигенции и, в особенности, к её <элите>. На вопрос - с кем
эти мгновенно обуржуазившиеся мастера культуры? - очевиден однозначныё
ответ: с теми, кто больше заплатит! Да, это вам не пролетарии, которым
нечего терять, кроме своих цепей.
Конечно, у многих людей возникает вопрос: как же эти люди, например,
артисты, создавшие столь волнующие образы замечательных советских людей,
могли так шустро приспособиться к обслуживанию интересов буржуазии? Ну,
скажем, тот же Михаил Ульянов, замечательно сыгравший и Председателя
колхоза, и Маршала Жукова, и Ленина! Но, увы, в этом нет ничего
удивительного, ибо сыграть хорошего человека не значит быть хорошим
человеком. Более того, сама суть профессии актёра в том и состоит, чтобы
уметь представить себя не таким, каков ты есть на самом деле. Недаром же в
старину актёров называли лицедеями, т.е. делающими лицо, притворщиками.
Надо сказать, наши демократы во всю используют тот авторитет, который имеют
в народе полюбившиеся ему лицедеи. Их целыми батальонами и полками развозят
по стране во время предвыборных кампаний. Они беспрерывно витийствуют на
телевидении. Они лгут в Госдуме, во всяческих советах и комитетах. Миллионы
и миллионы людей оказались обманутыми этими лицедеями. А много ли вы знаете
известных артистов, способных выступить против власти буржуазии, за
социализм? Увы, таких единицы среди огромной армии лицедеев. Поэтому будьте
бдительны, товарищи. Судите о людях не по ролям, которые они исполняют на
сцене и в жизни, не по речам на трибунах, а только по их поступкам!
Б.М. ГУНЬКО