Вечером 20 мая в Москве автомобиль Volkswagen Bora сбил пожилую женщину. 69-летняя Светлана Беридзе получила тяжелые травмы и скончалась на месте. Трагическое, но, увы, нередкое дорожно-транспортное происшествие привлекло ажиотажное внимание прессы: за рулем машины оказался Александр Иванов, сын министра обороны. История мгновенно обросла версиями и сомнениями. То ли несчастная пенсионерка шла по пешеходному переходу, то ли перебегала проспект в неположенном месте. Газеты не могли разобраться, был ли поблизости светофор. Упоминали мокрый асфальт после сильного дождя. Намекали на Уголовный кодекс. Со всех сторон муссировался вопрос: осудят министерского сына или нет? Последние данные говорят, что вряд ли.
По статистике как минимум в четверти ДТП (конкретные показатели по регионам отличаются) виноваты пешеходы. Последствия таких ДТП обычно тяжелые. Как утверждает Владимир Томчак, заместитель начальника ГИБДД Москвы, за первые 4 месяца 2005 года в столице произошло 3075 ДТП, из них 1998 – наезд на пешехода. Больше половины. Автомобилисты могут рассказать много историй про суетливых старушек с тяжелыми сумками, которые в час "пик" буквально бросаются под колеса за тридцать метров от ближайшего светофора. Опасно ли это? Без сомнения. Возмутительно? Да. Но давайте сейчас поговорим о таком явлении, как нерегулируемый пешеходный переход.
Пункт 14.1. Правил дорожного движения гласит: "Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу".
Когда еще школьником, во времена СССР, я впервые посетил Лондон, самое первое серьезное потрясение ждало меня на улицах британской столицы. Соскочив на мостовую по "зебре" и добежав до середины улицы, я вдруг осознал, что машины не стремились меня сбить. Наоборот, они остановились, чтобы пропустить пешехода. На лицах водителей было написано полное спокойствие и равнодушие. В первые дни этот британский стандарт поведения на дорогах совершенно сбивал меня с толку. Я был готов бежать, уворачиваться от ревущих моторов, одиноко торчать на крошечном пятачке посреди улицы, дожидаясь, пока ослабнет поток машин. Так всегда было и есть в моем родном городе…
Со времен Ильфа и Петрова в Москве пешеходов не любят, а порой презирают. Кажется, единственное, что ограничивает водителя на дороге – это светофор, "лежачий полицейский" и (если он в поле зрения) сотрудник ГИБДД. "Зебры" и знаки "пешеходный переход" не занимают водительские умы. Сами пешеходы, кажется, интересуют их лишь в той степени, в которой они могут причинить вред транспортному средству. Типичный московский автомобилист гонит на 60 км/ч через "зебру", громко сигналит, да еще, бывает, матерится из открытого окна, если кто-то из пешеходов обнаглел и вздумал переходить улицу. Так ездят отнюдь не только дети министров и "братки" на танкоподобных джипах.
Иногда, очень редко, я вижу трогательную картину: машина тормозит, пропуская на переходе женщину с коляской.
А вот перейти дорогу с собакой можно только при условии, что машины очень далеко. И лучше держать своего любимца на коротком поводке.
Отправлять первоклассника в школу одного, если по пути ему нужно пересекать хоть одну оживленную улицу по нерегулируемому переходу, может лишь очень беспечный родитель, у которого очень много детей.
Что же говорят обо всем этом российские водители? Вот какие версии мне довелось прочитать на автомобильных форумах разных городов в Интернете.
1. Допустим, я заторможу. Пешеход за мной не увидит другую машину, которая несется без остановки. А этот шумахер не увидит пешехода. Будет ДТП. Я не останавливаюсь там, где несколько полос.
2. А вдруг менее вежливый водитель машины, едущей за мной, не сориентируется, и я "получу в зад" за благие намерения? Я не останавливаюсь там, где плотный поток машин.
3. Вообще, пешеходы часто сами виноваты. Пьяницы, бомжи всякие. Эти вообще ничего не соображают. Старушки с сумками на колесиках – прутся, где и как попало. Женщины с колясками – не только сами рискуют, но и торгуют судьбой ребенка.
Если следовать этой логике, водитель должен останавливаться и пропускать пешехода не на любом переходе, как требуют Правила дорожного движения, а лишь на узких, тихих улочках. То есть, там, где риск попасть под машину для пешехода и так сравнительно невелик.
Некоторые автолюбители, впрочем, заявляют, что всегда пропускают пешеходов на переходах. Почему, ну почему эти замечательные люди так редко ездят по моей улице?..
В "Новых Известиях" прочел рассказ об операции "Зебра", которая проводилась в конце 2004 года. Целью этой акции было повышение культуры водителей. Корреспондент газеты и сотрудники ГИБДД дежурили на нерегулируемом пешеходном переходе, что на проезде Карамзина. Во всем районе Ясенево это самое гиблое для пешеходов место: тесная улица, выезд на МКАД, многочисленные автобусные маршруты, два троллейбусных. За два часа дежурства только 9 водителей притормозили, пропуская пешехода.
Конечно, в соответствии с теми же ПДД (п. 4.5) пешеход должен переходить улицу только после того, как оценит "расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость" и убедится, что переход безопасен. Кто должен гарантировать пешеходу эту безопасность, если ни один из водителей и не думает притормозить перед "зеброй", даже видя соответствующий дорожный знак? Спасение пешеходов – дело рук самих пешеходов.
Проблема в культуре вождения, точнее, в ее отсутствии. Ровно по тем же причинам, например, хозяева машин нередко паркуют своих железных любимцев не на обочине дороги, а прямо на тротуаре. Автомобили полностью перегораживают пешеходную зону, и люди вынуждены обходить их по проезжей части. Таким образом, хозяева машин сами создают повод для ДТП. Я пытался втолковать автомобилистам, живущим со мной по соседству, что так поступать нельзя. Ответом был возмущенно-вечный аргумент автомобильного эгоиста: "Где же еще мне машину оставлять?!" [IGA: нигде не оставлять, то есть не покупать]
"Зебра" является, наверное, одним из самых опасных мест на дороге. Некоторые пешеходы наивно полагают, что белые полоски на асфальте гарантируют им право относительно безопасно перейти улицу именно в этом месте. Но многие в это уже не верят. А если пешеходный переход бесполезен, то какая разница, где перебежать дорогу? Может быть, погибшая Светлана Беридзе думала так же. Ну и, как все мы иногда, понадеялась на "авось".
В России, как известно, имеются ассоциации автолюбителей. Пешеходам тоже стоит задуматься об организации для защиты своих прав, как вы считаете?