От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.06.2005 19:15:08 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Медведева, Шишова. "Я пришел в этот мир, и он показался мне гадок" (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg232005/Polosy/4_2.htm

УЧЕБНИК НА РЕНТГЕНЕ

Я пришёл в этот мир
И он показался мне гадок

Один из новых предметов, прочно вошедший в школьную программу и ставший
обязательным, называется довольно неуклюже - <Основы безопасности
жизнедеятельности>.
- Что это за инновация? - спросили мы знакомого преподавателя, когда сей
предмет только появился.
- Да какая инновация! - махнул он рукой. - Та же гражданская оборона, в
сокращении - гроб.
Но когда мы полистали учебники по ОБЖ, стало понятно, что новшество
отличается от советского <гроба> кардинально. Во-первых, <гражданская
оборона> преподавалась старшеклассникам, а не вчерашним детсадовцам.
Во-вторых, на <гражданской обороне> обучали, как себя вести в конкретной и,
что очень важно, маловероятной ситуации: <если завтра война, если завтра в
поход>.
В учебниках по ОБЖ опасность не локализована. Она везде и повсюду. Вся
жизнь - сплошная опасность. Учебник для первоклашек А.В. Гостюшина уже на
5-й странице предупреждает: <Опасность сгущается, как тучи на горизонте>.
Второклашкам, среди прочего, тот же автор сообщает: <Если не помыть руки
после общения с животными, можно заразиться паразитическими червями. Они
бывают разные - глисты, эхинококки. Но все они вредны для человека, потому
что живут у него внутри и, в общем-то, можно сказать, потихоньку его едят>.
Да... неслабый образ... Черви, которые потихоньку едят семилетнего
ребёнка... Погладит кошку - и вот уже во власти червей. А если учесть, что в
этом возрасте почти все дети много думают о смерти и что особенный ужас
вызывает у них мысль о червях, гложущих покойника, <безопасность
жизнедеятельности> впечатлительного ребёнка оказывается под большим
вопросом. Во всяком случае, психическая безопасность.
Не вселяют оптимизма и Е. Литвинов, А. Смирнов и М. Фролов. Перечислим всего
несколько параграфов из их учебника для десятилетних учеников 5-го класса:
<Город как источник опасности>, <Ситуации аварийного характера в жилище>
(подзаголовки: пожары, угарный газ, утечка газа, затопление, разрушение:),
<Химические ожоги>, <Отравление ядохимикатами>, <Отравление медикаментами>,
<Чрезвычайные ситуации на транспорте:>, <Опасные ситуации в метро>,
<Чрезвычайные ситуации на железной дороге>...
Короче, деваться некуда. Обложили опасностями со всех сторон, как волков.
Тексты вполне соответствуют названиям. На какой странице ни откроешь,
расслабиться не дают: <23 мая 1994 г. в посёлке Привокзальный Свердловской
области сгорело 148 домов... Здания могут разрушаться при землетрясениях,
из-за постоянных вибраций, взрывов газа, ураганов, наводнений или дефектов
конструкции и недобросовестности строителей (представьте себе ребёнка,
который сидит на десятом этаже шестнадцатиэтажного дома и, готовясь к уроку,
читает этот пассаж. - Авт.)... При отравлении снотворными средствами сон
очень быстро переходит в бессознательное состояние с параличом дыхательного
центра...>
В общем, всюду смерть.
Впрочем, если дитя, несмотря на свой малый возраст, супермен, надежда выжить
у него есть. Вот полезные сведения: <Если автобус упал в реку, соблюдай
хладнокровие и не стремись сразу покинуть салон, так как встречный поток
воды не даст тебе этого сделать: Если нет другого выбора, прыгай за борт
(корабля) - желательно с высоты не более 5 метров: Если ты провалишься в
полынью и окажешься в ледовой крошке (месиво из разломанного льда), не
паникуй:> (учебник Литвинова и КО для 6-го класса).
Сочно написано. Особенно про то, что не стоит паниковать, когда окажешься в
ледовой крошке...
Даже названия многих глав звучат как похоронный марш: <Кодекс выживания
городского пешехода> (учебник для 2-го класса), <Мой дом не моя крепость?!>
А наши коллеги-психиатры недоумевают, откуда у 7-8-летних детей депрессии...
Но удивительно как раз другое: что не все дети ещё разучились улыбаться,
смеяться, играть в прятки. Им же теперь с пелёнок внушают, что <жизнь - это
место, где жить нельзя>.
- Но ребёнка же надо как-то предупреждать об опасности! - воскликнет
оппонент и будет прав.
Надо, конечно, но не на специальных уроках, не в таких лошадиных дозах и без
такой навязчивой фиксации.
Скажем, гуляют мама с сыном по лесу, слушают пение птиц, радуются жизни и
вдруг... ярко-оранжевый мухомор!
- Посмотри, какой красивый грибок! Я сейчас его сорву! - восклицает мальчик.
- Нет, сынок, - останавливает его мать. - Это ядовитый гриб. Он красивый, но
есть его нельзя.
А потом они находят среди листьев земляники несколько лисичек, и мальчик
узнаёт, что лисичка как раз гриб съедобный, очень вкусный, и в нём никогда
не заводятся черви. Вот правильная модель предупреждения об опасности.
Модель, соответствующая традиционной для русской культуры картине мира.
Мира, в целом гармоничного и доброго, с редкими, досадными и случайными, а
не закономерными вкраплениями зла.
С большинством угроз, перечисленных в учебниках по <безопасности>, большая
часть детей, скорее всего, никогда не столкнётся. Значит, они чисто
теоретические, потенциальные. А такая опасность, как ни странно,
невротизирует гораздо больше, чем опасность реальная.
Реальная угроза ставит перед человеком необходимость активно отреагировать
на неё. Реакция бывает разной: кто-то прячется, кто-то убегает, кто-то
сопротивляется. Но главное, она есть! Когда же угроза виртуальна, на неё
невозможно отреагировать адекватно. Живое воображение ребёнка рисует ему
всякие ужасы, они накапливаются в нём, как динамит. И когда масса становится
критической, она может вызвать непроизвольный взрыв. Скажем, в виде
внезапной вспышки агрессии или приступа отчаяния. А может возникнуть желание
полностью отгородиться от мира и даже уйти в мир иллюзий.
Фиксация на теме безопасности и выживания только умножает страхи. Происходит
то, что в среде психологов принято называть <нагнетанием катастрофического
сознания>. Которое лишь ещё больше обессиливает и обезоруживает детей.
Посильные навыки защиты надо давать как бы между делом, очень дозированно и
по мере реального приближения опасности. Идёт класс в поход - рассказать про
лесные пожары и про то, как не потеряться. Но, рассказав, всё равно надо
смотреть за ребятами в оба. Они могут тысячу раз услышать про опасность и
всё равно нашкодить. Тут дело вовсе не в знании - незнании, тут работают
совсем иные механизмы: тяга к риску, желание противоречить взрослому, жажда
самоутверждения, наконец.
Что же касается старших классов, то, не загружая учеников излишним
теоретизированием, можно выделить час в неделю на практические занятия. Упор
на навыки надо сделать потому, что в состоянии шока, в которое человек часто
впадает в минуту опасности, теоретические знания мигом вылетают из головы.
Выручает только автоматизм. А он вырабатывается в результате многократного
повторения того или иного действия.
Великий кукольник С. Образцов, хорошо знавший на практике детскую
психологию, считал, что детям до 5 лет нельзя даже <Красную Шапочку> в
театре показывать, т.к. образ волка, пожирающего (хоть и временно) бабушку,
может спровоцировать запредельные страхи. Разве дети со времён Образцова
стали психически устойчивее? Отнюдь! Значит, их нужно оберегать ещё больше,
и ни в младших, ни в средних классах никакого урока ОБЖ быть не должно.
Ну а освободившееся от страшилок время можно было бы использовать для
обучения гораздо более важным вещам. Например, русскому языку, которым
многие выпускники за десять школьных лет так и не успевают овладеть.

Ирина МЕДВЕДЕВА, Татьяна ШИШОВА, психологи