От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.06.2005 19:15:13 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

С. Казначеев. Юбилей на юбилей? (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg232005/Polosy/9_3.htm

Юбилей на юбилей?

Не надо классиков сталкивать лбами. Беда нашей литературы в её богатстве -
всё равно кого-нибудь да забудут, больно уж много их. И пересмотром иерархии
будут заниматься даже после конца времён. Согласитесь, что сегодня стихи И.
Хемницера, В. Майкова и В. Капниста при всех их заслугах звучат не вполне
современно. И мы их немного забываем. Но Гаврила Державин почему-то не
забывается, так же, как и Николай Карамзин.
Мы не ценим современников. Рядом с нами ходят великие люди. Присмотритесь к
ним! Позаботьтесь о них сейчас, при жизни, а не по случаю похорон. Всего
несколько лет прошло со времени трагической гибели выдающегося певца и поэта
современности - Игоря Талькова. Кто нынче о нём вспоминает? Может быть,
телевидение? Да нет, там всё те же ковёрные клоуны, которые, как известно,
весь вечер на арене.
У нас какие-то перекорёженные представления о прекрасном. Эти мысли навеяло
на меня недавнее соотношение двух юбилеев, которые любопытным образом были
поданы нашим (т.е. существующим на наши деньги!) телевидением. Особенно
запомнился выпуск новостей на НТВ в день шолоховского 100-летия, где куцый
репортаж о создателе <Тихого Дона> предваряло развёрнутое поминовение И.
Бродского. Да и размещение шолоховского сюжета в самом конце <Вестей>
вечером того же дня удачей не назовёшь.
Сравните две даты - 100 и 65. Какая круглее? Ответ понятен. Но наше
телевидение почему-то решило, что некоторые классики равны, а некоторые
равнее. И в силу этого не очень круглый юбилей И. Бродского подавался едва
ли не с большей помпой и торжественностью, нежели столетие Михаила Шолохова.
Речь, разумеется не о том, что Бродский не заслуживает внимания. Он
прекрасный поэт, который обогатил поэтику современного русского стиха новыми
ритмами, темами, синтаксическими и пунктуационными приёмами, честь ему и
хвала! Хотя выскажу и упрёк. Как-то году в 1993-м видел я телесюжет, как по
Венеции гуляют И. Бродский и Е. Рейн. Ну гуляют и гуляют - повезло. То что
они не вспоминают историю (а Венеция была одним из центров работорговли, где
шёл по дешёвке товар из славянских стран - задолго до негритянских дел), это
понятно - об этом даже Гоголь с Блоком не думали - зачем? Но когда Бродский
начал учить Рейна ловить виноградинки, подбрасываемые им в воздух, он
прекратил для меня существование как личность. В 1993 году, когда
большинство россиян в результате демократических реформ не имели возможности
купить своим детям яблоко, видеть это снобистское жирование было нестерпимо.
Но Шолохов это, конечно же, другое.
Недавно ночью я взялся читать <Поднятую целину> и сделал для себя важное
открытие, которым спешу поделиться. Кто является главным героем этого
романа? Давыдов? Нагульнов? Яков Лукич Островнов? Дед Щукарь? Как говорят
преподаватели или ведущая величайшей телепередачи <Слабое звено> - это
неправильный ответ. Главным героем этой шолоховской книги мы можем считать
Андрея Размётнова, который родился и жил в Гремячем Логу, где он переживал
перипетии войны, революции, коллективизации, где он в меру своих сил
старался сгладить те острые углы, которые создавались деятельностью его
городских товарищей. Именно он приходит в конце романа на могилу своей жены,
именно ему предстоит разгребать то хозяйство, в котором наследили и
накопытили нагрянувшие в нашу жизнь бесы. Он будет думать теперь о школе, о
дорогах, о куренях. Он не гений и не герой, а такой, как большинство людей.
И Шолохов прекрасно понимал, что никто не даст нам избавленья.
Были и грязные разговоры вокруг его имени, и враньё, и конкретные подлости,
совершавшиеся, кстати говоря, тоже довольно именитыми литераторами. Бог им
судья. Но прочтите <Донские рассказы>, почувствуйте стилистику писательской
работы, и вопросы об авторстве и плагиате снимутся сами собой.
Больше талантов, хороших и разных, было сказано когда-то. Так давайте из
этого принципа и исходить, а не наезжать на одного классика катком,
составленным из цитат другого. Нам тесно на этом поле. Мы пихаемся локтями.
Но урожай бывает богаче там, где колосья растут плотно.

Сергей КАЗНАЧЕЕВ