>>Как общественная теория, марксизм, разумеется, оценивает и что стоит за понятием добро/зло, как квинтэссенцией кумулятивного развития человеческой морали. Соответственно, вскрывая законы развития этой морали, марксизм признает добром то, что происходит в русле этого развития, и злом то, что ему препятствует.
>Тогда из чего следует, что эксплатация есть зло - если отношения трудового найма являются широко не предосудительными, широко распространенными и не только не преследуются законом, но и регулируются им?
Скажем, одно время рабовладение, как особая форма эксплуатации было новым стимулом развития ПС - не было предосудительным, было широко распространенным, не преследовалось законом и получало опр. оправдание в морали (разрешение иметь рабов, забота о рабах и т.д.) Однако в нем были особенности, обратная сторона, выступавшие тормозом развития ПС - они в общественном сознании интерпретировались как злая сторона рабства (унижение и насилие над человеком)
Как любое явление, эксплуатация противоречива. С одной стороны, она стимулирует развитие производительных сил (заставляет людей трудиться, даже против воли), с другой стороны - их же развитие тормозит (отчуждая человека от результатов его труда).
Эта двойственная природа эксплуатации как особого способа развития производства находит отражение в общественной морали. То полезное (для развития производительных сил), что несет эксплуатация определяется как добро (трудитесь в поте лица своего, не возжелай добра ближнего своего и т.д.), а вредное - как зло.