|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
29.04.2005 20:51:42
|
|
Рубрики
|
Прочее; Ссылки; Тексты;
|
|
Санкт-Петербург и Балтия в новом еврососедстве (*+)
Санкт-Петербург и Балтия в новом еврососедстве
Прошел год, как вступили в Евросоюз первые три бывших республики СССР - Эстония, Латвия и Литва - ближайшие соседи северо-западного
региона России и Санкт-Петербурга. За это время картина сотрудничества Северо-Запада РФ со странами Балтии уже несколько изменилась:
что-то осложнилось, а в чём-то открылись новые возможности. В Петербурге ожидают, что уровень сотрудничества региона соседними
странами-членами ЕС будет повышаться, хотя вполне могут измениться его приоритеты.
При этом наибольшая деловая активность самих стран Балтии в РФ приходится как раз на Северо-Запад. И если для Петербурга Балтийские
страны, как торгово-экономические партнеры, находятся пока на позициях второго десятка, то, например, для Псковской области
Эстония - уже на 1-м месте, а Латвия - на 3-м.
Эстония: конкуренция по-соседски
У Петербурга, который в советские времена считался неформальной столицей всего прибалтийского региона страны, самый большой
товарооборот среди стран Балтии - с соседней Эстонией. Ежегодно он растёт на 5-10%, а за <евросоюзный> 2004 год вырос почти на 30% и
составил $127,4 млн. При этом, начиная с 1998 г., объёмы петербургского экспорта в Эстонию превышают импорт, на сегодня - почти в
2,5 раза.
На экспорт из Петербурга идут прежде всего топливо и нефтепродукты, чёрные металлы, древесина, а также, но в гораздо меньших
объемах, чем 15 лет назад, продукция машино- и станкостроения, электрооборудование, локомотивы и трамваи. Попадает в Эстонию и
питерское пиво, конфеты.
Ввозятся же из Эстонии в Петербург в достаточно большом количестве, как ни странно, все те же топливо и нефтепродукты, а также
изделия из древесины, бумага, рыбная и молочная продукция. В небольших объемах продолжает поступать продукция текстильной и лёгкой
промышленности - в своем классическом наборе, который существовал и в былые годы.
Сами эстонцы сейчас испытывают большой энтузиазм в отношении работы на российском направлении - в связи с отменой двойного
налогообложения. И эстонские производители продуктов питания, где в первых рядах - представители мясомолочной отрасли, начинают свою
экспансию на Восток.
2 года назад в Петербурге появилось совместное российско-эстонское предприятие ООО <ВНИИТВЧ - Эстел>, которое занялось разработкой и
производством технологических комплексов по электромагнитной и технической обработке металлов. А петербургский Морской завод <Алмаз>
произвёл монтаж крыльевого устройства для эстонского скоростного парома по заказу компании <Линда лайн>.
Международный банк Санкт-Петербурга в 2002 году открыл в Таллине своё представительство, которое, впрочем, самими банковскими
операциями не занимается. С другой стороны, скоро в Петербурге может появиться Балтийский бизнес-центр с эстонским капиталом, -
такой проект находится в стадии разработки.
Ряд эстонских фирм уже давно и успешно работает на петербургском рынке. Наиболее существенно они представлены в строительстве, но
также в сфере лизинга, разработки различных устройств сигнализации и даже в секторе охранных услуг. Зарегистрировано 10 предприятий
с участием эстонских бизнесменов.
3 месяца назад эстонцы построили в Петербурге торговый центр <ПИК> на Сенной площади (к эстонской торговле он не имеет никакого
отношения). С участием эстонского капитала реализован совместный проект по строительству четырех гипермаркетов <О'Кей> (эстонцы
являются их совладельцами). Намечено строительство эстонскими фирмами гостиницы на Васильевском острове.
Через Таллин приходят на российский рынок и наиболее активные в самой Эстонии финские и шведские компании. Например, в Петербурге
продается финская мебель, производимая в Эстонии. Уже появились на Северо-Западе России и собственно эстонские мебельные
производства. В Новгородской области эстонским капиталом строятся сразу три завода: по производству поролона, пластиковой тары и
консерв.
Несмотря на непростую политическую ситуацию и острую конкуренцию портов на Балтике, продолжается интенсивное сотрудничество
Петербурга с Таллинским портом в обслуживании части российских грузопотоков. Кстати, сейчас этот порт дает 20% всего национального
бюджета Эстонии. Из 43 млн. тонн грузов, которые ныне переваливает Таллинский порт, 32 млн. - российские грузы.
В последние годы, однако, увеличивающий свои мощности Петербургский порт и новорождённые порты Ленинградской области всё больше
отбирают российские и транзитные морские грузы у новых членов ЕС. Но пока что Петербургский порт уступает по грузообороту
Таллинскому почти в 1,5 раза. Тем временем, в 30 км от границы с РФ, в Силламяе, эстонцы строят новый порт - для транспортировки
нефти и контейнерных перевозок. Кстати, говоря о конкуренции Петербургского порта с Таллинским, следует заметить, что соперничество
у первого идет уже и с портами Ленобласти - другого субъекта РФ.
При этом пассажирский порт Таллина является одновременно и конкурентом, и партнёром Петербурга, поскольку зачастую эти два порта
принимают одни и те же суда друг за другом. Как известно, для увеличения возможностей приёма туристов в пассажирском порту
Петербурга запущен проект по строительству нового терминала, который будет способен принимать круизные суда с длиной корпуса 200
метров. Но на сегодня Таллинский порт принимает намного больше пассажиров, чем Петербургский.
Очень активно развивается туризм на петербургско-эстонском направлении. В петербургском генконсульстве Эстонии россиянам сейчас
оформляется примерно 50 тысяч виз в год. А после празднования 300-летия Петербурга, этой всемирной <презентации> города, уже
эстонские туристы потянулись в Северную столицу России. Между Таллином и Петербургом постоянно курсируют автобусы компании
<Евролайн>, по несколько рейсов в день. Еще в 2002 г. на автовокзале Таллина в офисе <Евролайна> открылся информационный центр
Петербурга. И, что очень важно для пополнения петербургского бюджета, автобусы возят в Петербург не только эстонцев, но и туристов
из других стран, с круизных судов и паромов, которые гораздо более интенсивно заходят в Таллинн.
В данном контексте весьма странным выглядит следующий факт. Как известно, в прошлом году эстонская компания <Таллинк> запустила
паромную линию Таллин - Петербург - Хельсинки; она отработала лето, но в сентябре её остановили. Стороны высказывают разные
объяснения этого: в Эстонии говорят о резком увеличении портовых сборов в Петербурге; в России намекают, что эстонцы соблазнились на
более выгодный контракт в бассейне Средиземного моря, нарушив условия договора с Петербургом; или же просто это произошло оттого,
что линия оказалась нерентабельной. И хотя были сообщения, что паромная линия вот-вот возобновит свою работу, по сведениям из
информированных источников, в текущем году, по крайней мере, этого точно не случится.
Нелепо и то, что между Питером и Таллином не ходят пассажирские поезда и не летают самолёты и вертолёты. Поэтому, например,
эстонские представители, что прибыли на днях в Петербург на одну международную конференцию, добирались к нам самолётом из Таллина
через Варшаву (!), потратив на дорогу до Питера почти сутки и заплатив $700 за билет в оба конца. <Почти как до Нью-Йорка!> -
поражались они. Такие вот мы странные соседи...
Латвия: под впечатлением от <Северстали>
В сотрудничестве России и Петербурга с Латвией идут аналогичные процессы, как и с двумя другими странами Балтии, хотя они и менее
выражены. Так, динамика товарооборота явно хуже, чем в случае с Эстонией, что обусловлено, прежде всего, известными политическими
причинами. Впрочем, с Латвией у Ленинграда и в советские времена товарообмен был слабее, чем с ближайшей соседкой Эстонией. В
принципе, распределение по объемам товарообмена между тремя странами Балтии и Петербургом остается таким же, как и 15-20 лет назад,
но лишь на новом уровне и в новом структурном качестве.
В 2003 г. товарооборот Петербурга с Латвией сократился по сравнению с предыдущим годом на 34% и составил $38 млн.; оборот же за
<евросоюзный> 2004 год подрос до $49,1 млн., где экспортная составляющая Петербурга - $33,6 млн., а импортная - $15,5 млн. В
петербургском экспорте в Латвию преобладает продукция машиностроения, чёрные металлы и изделия из них. В структуре импорта почти
треть - продукты питания, а за ними - изделия из древесины, мебель.
Развитая латвийская молочная промышленность, поставляя свою продукцию на Северо-Запад России, вынуждена остро конкурировать здесь с
также традиционно развитым эстонским и литовским молочным экспортом. Резко активизировалось в последнее время на рынке Северо-Запада
крупное латвийское плодоовощное перерабатывающее предприятие . Оно даже намерено построить здесь свое производство - уже
есть договор о получении из структурных фондов ЕС софинансирования в размере 1,55 млн. латов.
Поступают на петербургский рынок хорошо знакомые покупателям латвийские трикотажные изделия. В аптеках Петербурга продаются
лекарства рижского предприятия <Олайнфарм>. А компания <Квадра Пак> поставляет в регион упаковку, прежде всего, для кондитерской
отрасли.
Рижский вагонный завод, который делал электрички для всего СССР, в 90-е годы почти прекратил свою работу. Но сейчас обсуждается
проект с возможным петербургским участием по производству трамвайных вагонов - и для России, и для других стран. А совсем недавно
заявлен другой большой проект, в котором участвуют Рига, Петербург, а также Москва и Минск. На почти забытом Дизельном заводе в
столице Латвии будут строить тепловозы, дизели для которых будут поставляться из Санкт-Петербурга.
Капитал из петербургского региона активно присутствует на латвийском рынке, прежде всего - в приобретенной в Латвии недвижимости,
главным образом - земле. В планах ее владельцев - как правило, обычная спекулятивная перепродажа, но также, как надеются латыши,
использование земли под частные дома и коммерческие жилые комплексы.
Но российская инвестиция <номер один> - $150 млн. в латвийскую металлургию от череповецкой <Северстали>. Этот случай рассматривают в
Латвии как хороший пример интереса крупных российских инвесторов к евросоюзному статусу Латвии.
Интересно, что в Петербурге и Ленобласти зарегистрировано аж 300 компаний с участием латвийского капитала, но реально работает,
конечно, гораздо меньшее количество. Основные направления их деятельности - банковские, портовые услуги, недвижимость, лесная
отрасль, кондитерская промышленность и торговля.
А вот на Псковщине, по слухам, свыше 50% совместных предприятий - с участием латышей и эстонцев. Много их и на Новгородчине. Сейчас
латвийский деловой интерес проявляется к Карелии, Архангельской, Мурманской областям.
С петербургскими коллегами у латвийских бизнесменов намечается сотрудничество в использовании новых технологий очистки промышленных
и бытовых сточных вод, в строительстве подземных коммуникаций.
В конце 2004 г. латвийская авиакомпания <Эйр Балтик>, наконец, открыла воздушное сообщение Риги с Петербургом. Это тем более
актуально, поскольку в последнее время налаживается сотрудничество между туристическими фирмами Петербурга и Латвии.
Литва: в ожидании петербургского правосудия
Литва, ввиду своего географического положения, более сосредоточена на сотрудничестве с Калининградской областью. По инвестициям в
этот российский регион Литва занимает 3-е место после Германии и Польши. Ну, а в Санкт-Петербург поступают, прежде всего, литовские
продукты питания: четверть всего импорта в город из Литвы - молокопродукты, особенно сыры, всегда имевшие здесь высокую репутацию.
Почти такая же доля - за полиграфической продукцией. Импортируются и товары текстильной и лёгкой промышленности.
Треть петербургского экспорта в Литву приходится на древесину и изделия из неё, значительна доля продукции машиностроения, в
частности, на нужды закрывающейся вскоре Игналинской АЭС.
В 2003 г. объём торговли Литвы с Петербургом вырос на 30%, составив $31,2 млн., однако в 2004-м <еврогоду> произошло сокращение
товарообмена - до $29,4 млн., причем экспорт Петербурга в 2 раза превысил импорт: $17 млн. против $8,7 млн. Скорее всего, на объемах
торговли сказались разного рода издержки и сложности в связи с проблемой транзита через Литву грузов и пассажиров, которую как раз и
породило вступление этой страны в ЕС.
Цифры по товарообороту Литвы с Северо-Западом России в целом, включая Калининградскую область, за 2004 г. таковы. Импорт из Литвы
составил в денежном выражении $49,5 млн., где по 1/5 приходилось на металлоконструкции, рыбопродукты и трубы (с арматурой). Затем,
по мере убывания их доли, - электрогенераторы, молокопродукция, комбикорма и мука. Экспортировал же Северо-Запад в Литву на $55,2
млн., где треть пришлась на древесину, 1/5 - на тракторы, затем шли целлюлоза, металлическая проволока, фосфаты и удобрения.
На активности литовского бизнеса в Санкт-Петербурге негативно сказалось то, как обошлись здесь с Литовским торговым центром,
открытым еще в 1998 г. ЗАО <Виахема>. После финансового кризиса того же года Центр оказался в тяжелом положении. И этим
воспользовались местные <ловкачи>, которые сомнительным путем завладели предприятием. А создавал этот Центр авторитетнейший
литовский бизнесмен, президент Союза предпринимателей Литвы г-н Лубис... Сумма литовских инвестиций в этот бизнес тогда составила
$3,2 млн. Сейчас идет судебное разбирательство. По его результатам будет и новый <евроразговор> Литвы с Петербургом, говорят
представители деловой среды этой страны.
Как известно, в Литве под новый год по требованию ЕС был закрыт 1-й блок Игналинской АЭС, в ближайшем будущем закроют и 2-й. Однако
в Литве обсуждается идея построить новый блок АЭС, уже не чернобыльского типа. Будет проведен тендер. Россию, прежде всего в лице
петербургских атомщиков, обещают не игнорировать и допустить к участию в тендере. Хотя, как говорят компетентные люди, именно потому
и лоббировали определенные силы в Евросоюзе закрытие ИАЭС, чтобы пришли на энергетический рынок в этом регионе Европы западные
энергокомпании. Ведь большая часть электроэнергии ИАЭС шла на экспорт, прежде всего, в Белоруссию.
Что же касается прямых транспортных связей российского Северо-Запада с Литвой, то авиасообщение Петербурга с Вильнюсом налаживается
только сейчас: <Литовские авиалинии> договорились с ГУАП <Пулково> об открытии в ближайшее время регулярных рейсов.
Павел Яблонский. Санкт-Петербург
Версия для печати Оставить комментарий (1)
Постоянный адрес статьи:
http://www.rosbalt.ru/2005/04/22/205863.html