|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
29.04.2005 20:51:49
|
|
Рубрики
|
Прочее; Ссылки; Тексты;
|
|
"Власти Эстонии должны быть благодарны Советской России": Интервью вице-губернатора Псковской области (*+)
http://www.regnum.ru/news/406022.html
"Власти Эстонии должны быть благодарны Советской России": Интервью вице-губернатора Псковской области ИА REGNUM
В последнее время в Эстонии возобновились попытки политических деятелей предъявить России территориальные претензии. Особого накала
они достигли в канун празднования 85-ой годовщины заключения "Тартуского мира". Необходимо учитывать, что конституция Эстонской
республики определяет границы государства по Тартускому договору 1920 года. В соответствии с этим договором, часть территории
Псковской области, с древнерусскими городами Изборск и Печоры, отошла к Эстонии. Во время заключения Тартуского мира, как и сегодня,
оправданием притязаний Эстонии на эти земли являлось то, что на них живет немногочисленная финно-угорская народность сету,
придерживающаяся православного вероисповедования. После вхождения в 1940 году Эстонии в состав СССР, границы между Эстонской ССР и
РСФСР были проведены уже по реальным зонам заселения эстонского и русского населения. По данным последней переписи населения России,
в настоящее время на территории Псковской области проживает чуть более двух сотен представителей народности сету. Но даже эти факты
не останавливают эстонских политических деятелей и дальше разыгрывать Печорскую карту. В мае 2005 года планируется заключить новый
договор о границах между Россией и Эстонией. Заместитель главы администрации Псковской области Дмитрий Шахов, курирующий вопросы
международных отношений в областной администрации, в интервью корреспонденту ИА REGNUM пояснил юридические аспекты правомерности
территориальных претензий Эстонии.
====================================================================================
REGNUM: В связи с тем, что в конституции Эстонии граница государства определена по Тартускому договору, будет легитимен новый
договор о границах?
- Новый договор о границах между Российской Федерацией и Эстонской республикой подпадает под нормы международного права. Необходимо
учитывать, что Эстония вошла в Евросоюз, где нормы международного права выше, чем конституция отдельной страны. То же самое и у нас,
в России. Если Российская Федерация ратифицирует международный договор, то нормы международного права имеют приоритет, даже по
сравнению с федеральным законодательством Российской Федерации. Так что проблем в части законности договора нет.
REGNUM: А имеет ли вообще Эстония юридические основания претендовать на эти земли?
- Если мы обратимся в историческое прошлое, то власти Эстонской республики должны быть благодарны Советской России, которая
позволила создать в 1918 году Эстонское государство, и тем самым заложила основу Эстонской государственности. Поэтому во всем, что
касается Тартуского договора, заключенного в 1920 году между Советской Россией и Эстонией, надо учитывать и исторические моменты и
точку зрения международного права. Границы между государствами устанавливались как по обоюдному желанию, так и в силу исторических
реалий и дальнейших международных договоров, которые заключались странами победительницами во второй мировой войне - СССР, США,
Англией, Францией и т.д. Можно по-разному относиться к договору Молотова-Риббентропа и секретным протоколам к нему. В то же время
можно говорить и о Мюнхенских договорах о разделе Чехословакии. С точки зрения морали - они аморальны, но по сути своей, юридически
они имели свою силу и исполнялись. После Великой Отечественной войны, все конференции, которые прошли с участием
стран-победительниц, установили новый мировой порядок и в том числе в Европе. Мало того, не надо забывать о Хельсинских соглашениях
1970 года, где было установлено, что границы в Европе незыблемы. Поэтому, все договора, которые были приняты до этого, чисто
юридически утратили свою силу, в том числе и Тартуский договор. Надо не забывать, что в 1940 году все международные формальности по
присутствию Советских войск на территории Эстонии, и по вхождению Эстонии в состав СССР, были полностью соблюдены. И тем более, по
освобождению Эстонии от войск Гитлеровской Германии. Мало того, в 1940 году руководители всех трех республик - Латвии, Эстонии и
Литвы - приехали в Москву подписывать договора о вхождении в состав СССР. Не приехала только Финляндия. Процедура присоединения
прибалтийских стран к СССР носила, по формальным основаниям, юридически правильный характер. И советские войска вошли в Эстонию на
основании заключенного договора о взаимопомощи. Я еще раз говорю, что с точки зрения формальной международной юридической практики
все эти действия были законны, и ни кто их до сих пор не оспаривал. У этих стран была возможность обратиться за поддержкой к другим
странам, например Англии и Франции, но никто этого не сделал. На основании всех этих фактов, о каких территориальных претензиях
может идти речь? И еще надо помнить о том, что, когда в 1990 году происходил процесс выхода Советских республик из СССР, Верховный
совет Эстонской республики никаких территориальных и финансовых претензий к СССР не предъявил. Каждая республика, выходя из
Советского Союза, вышла в тех границах, в которых существовала в СССР. И никакие претензии друг к другу не предъявлялись. Это уже
позже вдруг возникли вопросы и по территориальным претензиям и по оценке нахождения Эстонии в составе СССР как оккупации.
- REGNUM: К вопросу об оккупации...
- Что касается оккупации, то только полный профан может говорить об оккупации прибалтийских государств советской армией. Советская
армия была армией-освободительницей, и никто не додумался в Европе оценить действия советских войск как оккупацию. Есть еще один, на
мой взгляд, очень интересный момент. Когда мы говорим о соглашении Молотова-Риббентропа, то забываем, что для Европы заключение
данного соглашения позволило сохранить целый этнос - евреев, проживавших на территории Польши. После раздела Польшу между СССР и
Германией, все евреи, проживавшие на западной части Польши, убежали в Советскую зону и тем самым сохранили себе жизнь. И если мы
говорим о каких-то территориальных претензиях, то надо вспомнить о том, что границы Литвы были совершенно иные. Часть Литовского
государства была под протекторатом Германии, и сегодня об этом не говорят ни в Германии, ни в Польше. От цивилизованных европейских
государств я никогда не слышал каких-то либо территориальных претензий к другим государствам. Мне кажется, что уровень
цивилизованности политической жизни Эстонии и Латвии далек от понимания европейской интеграции и европейских норм права. Границы,
которые установлены между Финляндией и Россией, находятся в спокойном состоянии и не вызывают ни у кого никаких сомнений.
- REGNUM: В чем истинная причина территориальных претензий к России прибалтийских политиков?
- Последние выступления президента Латвии мне напоминают фильмы типа "Рембо-1". Когда между нами был железный занавес, то из передач
"Голоса Америки" можно было узнать, что по СССР медведи в ушанках ходят. Это все из той старой оперы, из тех старых посылок об
Империи зла, которые, конечно, могли запасть в голову людям того поколения. Надо просто почаще приезжать к своим соседям. Увидеть,
что жизнь у нас действительно изменилась, она очень похожа на европейскую. Попытка залезть в прошлое и как-то по-другому его
оценить - удел тех, кто не может реализовать свои силы, свой потенциал в реализации современной европейской экономической политики и
в политике, направленной на защиту прав человека и гражданина. Главная цель современных политиков - думать о будущем, а не смотреть
в прошлое. Мне очень нравится позиция молодых германских политиков, которые говорят: "мы должны помнить свою историю, но в первую
очередь думать о будущем, о том, как жить народам вместе, о том, как строить Европейское государство, проводить Европейскую
интеграцию. Иначе у наших стран не будет будущего". Некоторым эстонским политикам надо крепко задуматься о том, как наладить
добрососедские отношения с Россией, как сделать так, чтобы люди по обе стороны границы жили одинаково хорошо. Самое главное, что
должны были бы сделать представители Эстонского правительства - максимально упростить пересечение границы. С тем, чтобы возможные
территориальные претензии сглаживались фактическим отсутствием границы, позволяя гражданам свободно перемещаться.
Большинство руководителей муниципальных образований в Эстонии больше думают о тех людях, которые в них проживают, о конкретной,
реальной жизни, а не о политической составляющей. Нам хотелось бы, чтобы политики занимались экономикой, разработкой тех законов,
которые позволят повысить благосостояние жителей, вместо того, чтобы заниматься политическими дрязгами с историческим подтекстом.
- REGNUM: Есть ли среди жителей Псковской области тенденции присоединиться к Эстонии?
- Сегодня Российская конституция позволила гражданину России выбирать место жительства самостоятельно. Все, кто хотел уехать из
России - уехали. Кто хотел въехать - въехали. У любого гражданина России нет препятствий для выезда из Российской Федерации.
Псковские жители пытаются реализовать свои экономические интересы на территории Эстонии, и наоборот. И этому псковские власти должны
способствовать. Сегодня многим эстонским жителям выгодно наличие такого соседа, как Россия. Я думаю, что без России экономический
потенциал Эстонии был бы совершенно другим. Нельзя занимать третье место в мире по переработке цветных металлов стране, как Эстония,
в которой совершенно нет месторождений этих металлов. Понятное дело, откуда все эти цветные металлы идут. Я уже не говорю про
бензиновые темы, которые помогают выжить жителям приграничных территорий.
- REGNUM: Не пора ли вводить санкции в отношении государств, претендующих на территории России?
- Любые административные действия в отношении той или иной страны связаны исключительно с тем, что нет возможности договориться. Я
пока вижу такие возможности. И путем официальной, и путем народной дипломатии. Хотя, с другой стороны, российское руководство имеет
полные права для введения подобных санкций в отношении тех государств, которые явно проявляют неуважение к России.