12-04-2005 | Новости
Европа требует от министра культуры Гуляко разобраться с авторскими правами
В рамках сессии IETM в Белграде и по результатам заседания международной сети драматургов и культурных операторов “The Fence”, штаб-квартира которой находится в Лондоне, было принято беспрецедентно жесткое обращение к министерству культуры РБ. Неформальные Европейские Театральные Встречи (IETM) – крупнейший форум европейских театральных специалистов, на который ежегодно съезжаются более 500 руководителей театров, фестивалей, фондов и культурных ведомств Евросоюза и других стран.
Повод для письма – варварское состояние рынка авторских прав Беларуси, в результате чего государственные театры, нарушая законодательство и международные конвенции, ратифицированные Беларусью, незаконно используют пьесы зарубежных и отечественных авторов. При этом, постановки «краденных» пьес осуществляются с ведома и при финансовой поддержке Министерства культуры.
Европейцев возмутил тот факт, что Минкульт, будучи учредителем театров и являясь органом, призванным обеспечивать законность в сфере культуры, фактически поощряет театры к «пиратству». В числе известных авторов, авторские права которых были грубо нарушены в Беларуси, Брехт (!), Бергман, Патрик, Копит, Аллен, Саймон, Тома и многие другие. Не менее остро стоит проблема незаконного использования музыки в спектаклях. По мнению докладчика от Беларуси по этому вопросу – драматурга Андрея Курейчика: «от половины до двух третей спектаклей в репертуарах белорусских театров поставлены с нарушением авторских прав».
Цинизм белорусских театров доходит до того, что за охраняемых авторов проценты иногда получают другие люди. Яркий пример такого отношения – спектакль «Трехгрошовая опера» (!) в Академическом театре им. Горького. Мало того, что пьеса Брехта и музыка Вайля используются без ведома правообладателей, так еще и поспектаклевые процентные выплаты за Бертольда Брехта получает режиссер Борис Луценко, а за композитора Вайля – белорусский композитор Ереньков.
Европейцы обсуждали различные способы решения данной проблемы. Драматурги, представители агентств и издательств предложили подать коллективные иски на Министерство культуры, как собственника и юридического учредителя государственных театров, в Европейские суды. Суммы исков могли бы исчисляться сотнями тысяч евро (средний гонорар известного автора в Европе – 20-30 тысяч евро) и потребовать компенсации за годы незаконного использования произведений в Беларуси. В этой ситуации, любое имущество Министерства культуры стало бы «невыездным» и могло быть изъято во время гастролей государственных коллективов за рубежом.
Впрочем, Курейчику удалось убедить аудиторию в выборе более мягкого варианта действий. Главный аргумент докладчика – белорусские театры нищенствуют, и крупные иски могли бы разорить всю театральную систему, при этом пострадали бы невиновные в этой ситуации люди. В результате, европейцы остановились на жесткой резолюции, предписывающей Министерство культуры Беларуси исправить ситуацию в ближайшее время.
Несмотря на то, что Курейчик лично доставил документ в Беларусь и передал его в руки секретаря Министра культуры, в министерстве утверждают, что никакого письма не получали. Поэтому и комментировать его отказываются. По информации из источников в Министерстве культуры, первый заместитель министра Владимир Рылатко уже провел с директорами, худруками и завлитами театров совещание, на котором потребовал от театров вернуть ситуацию с зарубежными пьесами в правовое поле. Для многих белорусских театров это станет серьезным испытанием. Придется объяснять иностранным авторам, почему их пьесы годами незаконно использовались в Беларуси. Возможно, многим авторам придется заплатить серьезные гонорары и неустойки.
Специалисты прогнозируют, что с естественным уменьшением в репертуарах «контрафактных» зарубежных пьес, вероятно, возрастет спрос на классическую и современную белорусскую драматургию. Пока же белорусские авторы: Курейчик, Халезин, Стешик, Пряжко и др., успешно работают на российском рынке. Эта ситуация даст возможность и белорусским авторам цивилизованно оформлять свои отношения с белорусскими театрами, которые до сих пор отказывались вступать с драматургами в договорные отношения.
По результатам совещания в Минкульте стало понятно, что чиновники уже назначили «стрелочника» за этот громкий скандал – им стал Андрей Курейчик. Министерство культуры начало компанию по запрещению пьес этого автора в театрах, и будущее сотрудничество с ним для театров может стать поводом для цензуры и репрессий.
Текст письма
Министерство Культуры Республики Беларусь
Министру Культуры Гуляко Л.П.
Уважаемый господин Гуляко,
Международная сеть драматургов и культурных операторов «THE FENCE», которая включает в себя авторитетных представителей более 40 государств Европы и Северной Америки, а также участники проекта “JANUS” и «Международных театральных встреч» (IETM) в Белграде тщательно обсудили ситуацию в сфере театра в Беларуси и пришли к следующим выводам:
1) В Беларуси наблюдаются массовые случаи нарушения авторских прав национальных и интернациональных авторов.
2) Белорусские театры не соблюдают в полной мере белорусское и международное законодательство в области авторских прав, не смотря на то, что Беларусь ратифицировала соответствующие международные конвенции. Особое прискорбие вызывает тот факт, что нарушения наблюдаются прежде всего в государственных театрах, которые являются учреждениями Министерства культуры.
В связи с этим, мы, как представители международной театральной общественности, поддерживаем белорусских драматургов в их усилиях по прекращению нарушений авторских прав в Беларуси.
Мы выражаем наш протест против использования интеллектуальной собственности (пьес, переводов, музыки и т.д.) без письменного соглашения с правообладателями. До этого никакие действия в отношении пьесы или иного произведения искусства не могут быть совершены.
Мы считаем исключительно важным разъяснить руководителям театров соответствующие правовые нормы и положения, закреплённые международными конвенциями и ратифицированные Республикой Беларусь.
В соответствии с современными законами, работы лишь тех авторов, которые умерли более 70 лет назад (это значит до 1935 года), не подлежат защите. Мы настаиваем на непредвзятом и полном мониторинге репертуаров белорусских театров, для того, чтобы выявить пьесы, авторские права на которые не были получены у правообладателей и на использование которых не имеется соответствующе оформленных разрешений (licenses) и авторов, и правообладателей.
Мы очень просим Вас направить нам результаты этого мониторинга по адресу: Cabin V, Clarendon Buildings, 25 Horsell Road, London N5 1XL.
Мы обращаем внимание, что нарушение авторского права преследуется по международным и белорусским законам, и нарушители могут преследоваться в международных и белорусских судах. Мы предупреждаем, что в соответствии с международным законодательством авторы вправе потребовать не только причитающееся им вознаграждение, но и крупные компенсации за незаконное использование их произведений, а суды вправе налагать на нарушителей штрафы и взыскивать их имущество. В качестве ответчика по обязательствам государственных учреждений культуры может быть признан их учредитель, то есть Министерство Культуры.
Мы намерены осуществлять регулярный мониторинг состояния авторских прав в Беларуси и публиковать его результаты в белорусских и международных СМИ.
Мы с прискорбием констатируем, что современное состояние авторских прав в Беларуси серьёзно портит имидж белорусского театра на международной арене, и дискредитирует Вас и Министерство Культуры в глазах мирового культурного сообщества.
Мы надеемся на положительные изменения в этой сфере и готовы поддержать любые Ваши усилия и шаги в этом направлении.
С уважением,
Члены Международной сети “The Fence”
Участники проекта “Janus”
European Informal Theatre Meetings (IETM):
Джонатан Месс, Директор «Writernet»,
Координатор Международной сети драматургов и культурных операторов
«The Fence», Лондон, Великобритания.
Дэвид Линдерманн, драматург, литературный менеджер театра “Volksbuehe», Берлин, Германия.
Джули Эллен, креативный директор «Студии драматургов», Шотландия.
Милан Говедарица, координатор драматургического проекта «NADA», Национальный театр, Белград, Сербия.
Алекс Кишолм, креативный директор театра “West Yorkshire Playhouse”, Великобритания.